Плюсы и минусы гедонизма
Гедонизм остаётся одной из самых спорных систем мировоззрения. Часто общество не любит вечно счастливых людей в хорошем настроении, поскольку считает их эгоистами. Но это не так, гедонисты стараются зарядить оптимизмом окружающих, а тяжёлый груз негатива у людей не всегда позволяет это сделать.
Преимущества
Положительные стороны:
- гедонисты постоянно развиваются, поскольку деградация дарит лишь кратковременное наслаждение;
- стараются постичь себя, найти предназначение – состояние абсолютного счастья идёт от головы и от сердца;
- гедонизм в умеренной степени позволяет человеку наслаждаться жизнью и увлечениями, отгородиться от негатива, с оптимизмом смотреть в будущее.
Гедонисты всегда развиваются и постигают новое
Гедонистическая адаптация в той или иной степени присуща каждому человеку. Удовольствие, которое повторяется часто, становится руиной, требуются более сильные стимулы, чтобы получить то же самое наслаждение. Это как с физическими нагрузками – сначала достаточно лёгких упражнений, но постепенно их количество и сложность нужно увеличивать, чтобы поддерживать желаемую форму.
Правила здравого гедонизма:
- Здоровый пессимизм. Если вы не будете ждать чего-то негативного и невероятного, то сможете получать удовольствие от разных мелочей.
- Научитесь ограничивать себя в счастье, чтобы стать по-настоящему счастливым, возьмите собственные удовольствия под контроль, умерьте аппетиты.
- Научитесь совмещать изящное и приземлённое. Основная проблема нездорового гедонизма – постоянно держать планку на высоте тяжело, что приводит к срывам и депрессиям.
Современные психотерапевты считают, что гедонисты пытаются заглушить смысл жизни, не желают сознательно управлять собственным поведением, подавляют потребности в творчестве и самореализации.
Недостатки
Гедонизм может стать препятствием для личностного и профессионального роста, у ярых приверженцев учения нередко возникают проблемы со здоровьем из-за гурманства, неразборчивости в половых связях и пагубных пристрастий.
Такие люди далеки от общественной жизни, с лёгкостью рвут социальные и родственные связи, работа и семья им быстро приедается, поскольку гедонистические потребности постоянно растут.
Из-за свободного образа жизни гедонисты разрушают профессиональный рост
Приверженцы учения о вечном блаженстве не могут выполнять обязательства, самое страшное для них слово – «должен». Любые действия, которые отдаляют гедониста от получения удовольствия, он считает бессмысленными.
Человек, который живет для удовольствия, может выполнить работу качественно и вовремя, но его не нужно торопить, навязывать свою точку зрения.
Одна из проблем современности – инфантильный гедонизм, стремление человека пользоваться всеми благами, но при этом не прикладывать никаких усилий. Это следствие воспитания, ребёнок привыкает получать всё, что хочет по первому требованию.
Один из необходимых критериев психологической зрелости – отсроченный гедонизм, умение потерпеть, не отказаться от сиюминутного удовольствия, а именно отложить.
Гедонизм – нормальное стремление человека к комфорту, но, главное, не перегибать палку в погоне за вечным наслаждением. Законы психики и человеческой природы предполагают наличие равного количества позитивных и негативных эмоций для нормальной жизни без срывов и неврозов.
Узнайте больше по теме: Психические заболевания
Внешние удовольствия
Удовольствие в жизни — главный элемент счастья, но не единственный. Кроме этого внутреннего удовольствия, есть удовольствия, созданные внешними причинами
Эти (единственные, на которые обратил внимание Аристипп), как правило, отличаются от этой спонтанной радости жизни. Воздействие позитивных причин необходимо, когда для них достаточно отсутствия страданий (их можно назвать «позитивными», а не «негативными»), несмотря на то, что любые чувства являются позитивными
«Позитивы» мы носим в себе, в то время как «негативы» зависят от обстоятельств и поэтому влияют на судьбу счастья; как таковые, они не являются постоянными. Для достижения позитивных радостей должны быть выполнены два условия: У человека должны быть потребности, и они должны быть удовлетворены. В этой связи удовольствия от жизни не проявляются через потребности и их удовлетворение. Кроме того, одни удовольствия проявляются в отсутствии потребностей, в то время как другие — в удовлетворении потребностей. Отрицательное удовольствие испытывает тот, чей отдых не требует стимулов и не может измениться, в то время как положительное удовольствие может испытывать только тот, кто подвергается воздействию и изменениям.
Два вышеупомянутых вида удовольствия не эквивалентны друг другу. Только в отказе от удовольствия, в отсутствии нужды, человек неизменно свободен от страданий. Там, где есть потребности, всегда есть опасность того, что они не будут удовлетворены; но само удовлетворение также включает в себя страдания. Тот, кто получает больше всего удовольствия, тот, кто меньше всего нуждается. Следовательно, отрицание удовольствия более значимо. Тогда это и есть цель жизни. Для достижения этой цели не нужно заботиться о удовольствии, нужно только избегать страданий, не удовлетворять потребности, а избавляться от них. Положительное удовольствие — это не цель, а средство, именно средство уменьшить страдания, когда это беспокоит человека. Надо порвать с первобытным инстинктом, который диктует, что надо избегать всякого удовольствия, которое можно получить; надо развивать искусство умеренности в удовольствиях и выбирать те, которые не связаны со страданиями.
Есть два вида позитивных удовольствий: физическое или умственное. Их взаимосвязь такова, что физические наслаждения более значимы, потому что духовные не могут существовать без них; пища (как наслаждение сытостью) связана с сохранением жизни, а жизнь — это первое условие счастья. Эпикур сказал, что удовольствие от желудка является основой и источником всякого добра. В то же время духовные блага стоят на первом месте, потому что они доставляют больше удовольствия; а это потому, что душа содержит не только современность, но и присущее ей воображение содержит в равной степени прошлое и будущее.
Эпикур не признал качественной разницы между удовольствиями. Нет более или менее полезных удовольствий; есть только те, которые более или менее приемлемы. Он понимал, что если он будет спорить о качественном различия между ними, тогда последовательный гедонизм провалится. «Если не нарушаешь закон, не нарушаешь добрые нравы, не оскорбляешь ближнего, не причиняешь вреда своему телу, не теряешь необходимых средств к существованию и можешь удовлетворить свои желания». Тем не менее, он признавал определенный образ жизни: стремился удовлетворить духовные удовольствия, прославлял культ наслаждения и утонченности жизни (это утончение жизни теперь называется эпикурейством). «Не игры и пиры, не роскошь любви и не роскошь аппетитов со столами, полными деликатесов, делают жизнь сладкой, а трезвый ум, который отбрасывает ошибочные мнения и больше всего беспокоит активную душу». Самые скромные удовольствия — круг друзей и цветы в саду — были самыми высокими удовольствиями для эпикурейцев.
Плюсы и минусы гедонизма
Гедонизм – это система принципов, направленная на то, чтобы повысить уровень счастья каждого человека в отдельности и человечества в целом. С этой точки зрения его пользу можно считать неоспоримой. Так же, плюсы гедонизма проявляются в следующем:
- Получение удовольствия снижает уровень стресса, способствует расслаблению и хорошему отдыху. Это позволяет продуктивнее работать, избегая эмоционального выгорания, и быть эффективнее во всех делах.
- Стороннику гедонизма свойственно думать не только о своих интересах, но и о чужих. Поэтому рядом с таким человеком всегда комфортно.
- Гедонисты не накапливают негатив. Благодаря этому они не склонны к токсичности и практически никогда не ссорятся с близкими.
- Экспериментально установлено, что регулярное получение удовольствия повышает креативность и другие когнитивные способности. Улучшается даже физическое здоровье, поэтому жизнь гедониста становится более приятной во всех отношениях.
Имеются у гедонизма и некоторые недостатки:
- Ослабление вкуса к наслаждениям. Если в жизни человека много удовольствий, ему становится сложнее радоваться повседневным мелочам.
- Праздность. Иногда возникают ситуации, когда действительно стоит поработать несколько дней по вечерам, чтобы «сделать рывок» и привлечь в свою жизнь позитивные перемены. Гедонизм же учит всегда заниматься тем, чем хочется, а не тем, чем нужно.
- Вред здоровью. Данное учение никак не ограничивает человека и поощряет все действия, приносящие удовольствие. В их числе могут оказаться и вредные привычки.
Философия гедонизма
Гедонизм в философии — это доктрина о превосходстве плотских, нравственных жизненных утех. Зачинатель — Аристипп, продолжатель Сократа, выделял два душевных состояния человека — удовольствие как приятное, деликатное и как вульгарное душевное движение. Между ними не делается различий, понятия схожи.
По мнению представителя философии, тропа к благополучию лежит в постижении наивысшего блаженства, уклоняясь от боли. Определение в философии: гедонизм — это этическое учение, которое считает блаженство высшим достатком и смыслом жизни.
Эпикур считал наслаждение принципом состоявшейся личности. Это освобождение от нежелания, брезгливости. Цель — не блаженство, а высвобождение от мук.
В 20 веке английский мудрец Бентам приобрел популярность благодаря философской идее прагматизма. Его этико-философские постулаты:
- смысл деятельности человека — приобретение утех и наслаждение от мук;
- эталон анализа явлений — пригодность человека;
- компонент развития социума — влечение к повышению пользы посредством гармонии.
Он считает, что личность должна иметь особые «гедонистические соображения» в повседневной жизни.
Гедонистическая функция искусства
Искусство — это особая подсистема духовной сферы общественной жизни, которая представляет собой творческое воспроизведение действительности в художественных образах.
Первоначально искусство определялось как высокая степень мастерства в какой-либо области. Это значение слова присутствует в языке и сегодня, когда мы говорим об искусстве врача или учителя, боевых искусствах или ораторском искусстве. Позже термин «искусство» все чаще стал использоваться для обозначения специфической деятельности, направленной на отражение и преобразование мира в соответствии с эстетическими стандартами, то есть по законам красоты. Мы склонны сохранять первоначальное значение этого слова, поскольку создание чего-то прекрасного требует высочайшего уровня мастерства.
Искусство призвано доставлять людям удовольствие. Древние греки, например, отмечали уникальную духовную природу эстетического удовольствия и отличали его от плотских наслаждений.
Выделяют следующие источники наслаждения произведениями искусства:
- Свобода всегда вызывает восхищение и удовольствие, а когда художник знаком с материалом жизни, его произведения наполнены свободой и эстетическим богатством окружающего мира;
- художник мастерски соотносит все явления с человеком и способен раскрыть эстетическую сторону любого предмета или явления
- в произведениях гармонично сочетаются художественная форма и содержание
- художественная реальность структурирована и упорядочена по законам красоты и гармонии
- человек чувствует себя собственником произведения искусства и испытывает радость от совместного творчества
Искусство также использует специальные средства для отображения реальности: для литературы — это слова, для музыки — звук, для изобразительного искусства — цвет, для скульптуры — объем.
Цель искусства двояка: для творца — художественное выражение, для зрителя — наслаждение красотой. В целом, красота так же тесно связана с искусством, как истина — с наукой, а добро — с моралью.
Искусство — важная часть духовной культуры человечества, форма познания и отражения окружающей человека действительности. С точки зрения потенциала понимания и преобразования реальности, искусство не уступает науке. Но у науки и искусства разные способы восприятия мира: Если наука использует строгие и однозначные термины, то искусство использует художественные образы.
Искусство как самостоятельная форма общественного сознания и как отрасль интеллектуального производства выросло из материального производства, первоначально было вплетено в него как эстетический аспект, но носило чисто утилитарный характер. Человек по своей природе художник и стремится тем или иным способом привнести красоту повсюду. Эстетическая активность человека постоянно проявляется в труде, в повседневной жизни, в общественной жизни, а не только в искусстве. В публичной сфере происходит эстетическое овладение человеком миром.
Подводя итог, можно выделить функции искусства:
- эстетическая функция позволяет воспроизводить действительность по законам красоты, формирует эстетический вкус;
- социальная функция проявляется в том, что искусство оказывает идеологическое воздействие на общество, тем самым изменяя социальную реальность;
- он обладает балансирующей функцией, которая позволяет восстановить душевное равновесие, решить психологические проблемы и на время уйти от тоскливости повседневной жизни;
- гедонистическая функция отражает способность искусства доставлять человеку удовольствие;
- § когнитивная функция позволяет нам познавать действительность и анализировать ее с помощью художественных образов;
- прогностическая функция отражает способность искусства делать предсказания и предвидеть будущее;
- воспитательная функция проявляется в способности произведений искусства формировать личность человека.
Наши ожидания как преграда к гедонизму
Гедонист – это, прежде всего, термин философский. С точки зрения психологии человека, оценку своему состоянию может дать только он сам, а она складывается из его ожиданий и отношении к жизни и ситуациям, которые в ней происходят. К примеру, человек может «ловить» абсолютный кайф при употреблении лапши быстрого приготовления, тогда как другому необходимо для обретения счастья сходить поужинать в элитный ресторан любимой кухни. В обоих случаях они оба получают максимальное удовольствие. В сексуальных отношениях также может происходить подмена понятий. Для кого-то секс с любимой супругой один раз в неделю абсолютное блаженство, а кому-то необходима ежедневная близость с разными партнёрами. Гораздо ближе к термину «гедонизм» станет тот, кто в своей голове настроит шкалу «счастья» и постарается реализовать себя в соответствии с ней.
Гедонист убеждён, что счастливым его делает он сам, поэтому удовлетворяя первичные потребности необходимо заранее определить планку, которая позволит, реализовывая их по минимуму, получить максимум удовольствия.
Гедонизм в философии
Гедонизм был представлен его родоначальником – Аристиппом, который утверждал, что душа человека имеет двойственный характер: с одной стороны – это удовольствие, как проявление мягкости, нежное, а с другой – боль, как проявление грубости, резкости души. Таким образом, Аристипп полагал, что путь к счастью лежит в получении максимального наслаждения от своей жизни и избегании неприятных ситуаций, то есть боли. По мнению Аристиппа, истинное удовольствие возможно получить именно на физическом уровне.
Говоря об отдельных проявлениях философии гедонизма, следует отметить такого известного мыслителя, как Эпикур, который, хотя и не был ярым пропагандистом этого этико-философского направления, однако, его научные воззрения имеют множество сходств с ним. Философия Эпикура получила название эвдемонизм, в котором удовольствие определялось как принцип удачливой жизни и целью эвдемонизма (и отчасти гедонизма), по его полаганию, является избавление от страдания и несчастья, а не само получение удовольствия.
В эпоху абсолютизма гедонизм был одним из ярчайших жизненных принципов, которого придерживалась аристократия XVIII века в Европе. Наиболее полно гедонистические идеи завладели представителями этой эпохи именно во Франции, при правлении Людовика XV. Однако понятие гедонизма в этот период истории сводилось, в основном, к стремлению получать простейшие удовольствия (то есть удовольствия уровня физического, что зачастую считалось проявлением аморального поведения).
Возрождение же всестороннего философского подхода к гедонизму произошло в XIX веке и связано оно с именем британского юриста и философа Джереми Бентама. Бентам был известен тем, что стал родоначальником идеи утилитаризма – этической теории, строящейся на таких основных постулатах, как:
- получение удовольствия и избавление от страданий являются смыслом деятельности человека;
- полезность человека и его дел для общества – это самый значимый критерий оценки всех явлений;
- главным критерием нравственности является ориентир на обретение счастья для наибольшего количества членов общества;
- постоянное стремление к расширению всеобщей пользы через достижение гармонии индивидуальных и общественных интересов как основная цепь развития человечества.
Иными словами, Бентам считал, что человек должен иметь «гедонистическую расчётливость» в повседневной жизни.
Экскурс в историю
Аристипп – это древнегреческий философ и отец такого учения, как гедонизм. В своей концепции он считал, что существует только два состояния для человека, которые являются диаметрально противоположными по своей сути. Это наслаждение и боль.
То, какое именно это удовольствие и каким образом достигнуто – не имеет значения. Поскольку это всё равно приносит высокий уровень наслаждения, в котором нет места страданиям. Смысл жизни у Аристиппа трактовался именно как физическое наслаждение.
В XVIII веке во времена абсолютизма данное течение было очень распространённым. Особенно на территории Франции во время Людовика XV. Но эту философию неправильно позиционировали, в результате чего «гедонисты» занимались удовлетворением желаний, которые были аморальными, вели себя превратно и распутно.
Гедонизм стали рассматривать через более серьёзную и значимую для социума призму только после еремия Бентама. Британский философ написал несколько трудов, в которых изложил свою точку зрения по поводу утилитаризма. Это направление основано на достижении удовольствия, только в рамках общественных установок.
Бентама описал правила и законы, в которых нужно формировать социум и страну, чтобы все стремились к удовлетворению общественного наслаждения. Но такие люди должны отказаться от достижения личного счастья. В этом и заключается разница между классическим гедонизмом.
Гедонизм в философии
Основоположником данного мировосприятия является Аристипп. Философ всю совокупность эмоциональных реакций человека разделял на 2 полюса: боль и удовольствие. По мнению Аристиппа, главная задача человека – сделать так, чтобы не чувствовать боли и испытывать максимум удовольствия. Желая достичь состояния кайфа, человек использует любые методы и средства.
Первоначально сторонники учения Аристиппа полагали, что достичь состояния кайфа можно только через телесное удовольствие. Однако, с появлением христианства стремление людей к плотским утехам стало осуждаться. Люди стали искать другие источники удовольствия.
Противоположностью гедонистического культа является аскетизм, в основу которого был положен сознательный отказ человека от излишеств.
Взгляды Аристиппа разделял Эпикур, который говорил о том, что каждый человек стремится достичь состояния нирваны. Он рассматривал гедонизм в качестве одного из критериев психологической зрелости личности.
Параметр сравнения
Гедонизм
Эпикурейство Главная цель
Получить удовольствие
Избежать страдания Разновидности удовольствия
Не выделялись
Физический комфорт и духовное удовольствие Ценности
Все, что важно для человека
Духовные Как достичь блаженства
Конкретных рекомендаций нет
Чтобы достичь блаженства, нужно минимизировать стрессовые факторы
Эпикурейство и гедонизм можно считать синонимами, но ставить между этими концепциями знак равенства нельзя.
Перения Бентам в своих трудах описал новое видение гедонистической концепции, предложенной Аристиппом. Бентам говорил о том, что счастливым должен быть абсолютно каждый член общества. Философ полагал, что этого можно достигнуть с помощью утилитаризма. Согласно утилитаризму, человек, прежде чем совершить важный поступок, должен подумать о том, как повлияют его действия на общество.
Позднее идеи П. Бентама были развиты его последователями. Так, к примеру, Дж. Милль трансформировал идеи Бентама об утилитаризме в концепцию эвдемонизма. Милль писал о том, что счастье всех членов общества возможно в том случае, если каждый индивид будет соблюдать его морально-нравственные устои. Идеи Джона Милля согласуются с эпикурейством.
Зигмунд Фрейд писал о том, что гедонистическое начало в ребенке заложено с рождения. Он кричит, когда голоден, требует поменять сырые пеленки, рассержено плачет, если его оставляют одного в комнате.
Первоначальная концепция гедонизма сегодня превратилась в здоровый эгоизм, в соответствии с которым смысл жизни человека сводится к обретению счастья, но без ущерба для окружающих.
История и значение гедонизма
В греческий и римский период гедонизм был популярен, но спорен; многие греки поклонялись богу по имени Дионис, бог вина и удовольствия. Его фестивали были сумасшедшими гедонистическими вечеринками с большим количеством выпивки, переедания и безрассудного поведения. Традиционные религиозные власти разрешали и в некоторых случаях поощряли такого рода гедонизм. Это даже сыграло свою роль в философии: одно из самых известных произведений Платона посвящено дикой пьяной вечеринке, где все лучшие философы собираются, чтобы обсудить удовольствия любви.
В философии поздней Римской империи господствовал стоицизм, философия со сложным отношением к гедонизму. Стоиков обычно считают противоположными гедонистам. Они выступали за строгую дисциплину и контроль над эмоциями; они были отчасти аскетами. Но они также верили в то, что тренируют свой ум получать удовольствие от здорового и нравственного поведения. Это сильно напоминает буддизм, и многие историки считают, что на стоицизм повлиял греческий контакт с буддистами в том, что сейчас является Пакистаном, где в то время правил буддизм.
Христианство изменило отношение к гедонизму, поскольку исторически христиане крайне критично относились к поиску удовольствий. Христиане верят, что Адам и Ева жили в Эдеме в радостной жизни, но из-за их Первородного греха мы все должны страдать; и поэтому кощунственно искать удовольствия за счет нашей ответственности перед Богом.
Христианский аскетизм доминировал в философии на протяжении большей части европейской истории (Темные века), но все меньше и меньше следовал за Просвещением. Примерно в начале 1800-х годов несколько британских философов изобрели утилитаризм, который рекомендует создавать максимально возможное количество счастья для как можно большего числа людей
Важной идеей здесь является то, что счастье, а не воля Бога, должно определять, что люди делают
Сегодня некоторые говорят больше, чем когда-либо прежде, существует много конфликтов между теми, кто твердо верит в ту или иную религию или вообще не верит, и гедонизм во многом связан с этим. Очевидно, что наша современная жизнь в целом более гедонистична, чем когда-либо прежде; большинство людей в мире даже не могли получать удовольствие, как это делают большинство сейчас, вплоть до последних нескольких десятилетий! Те, кто выступает за различные религии, включая христианство, иудаизм, ислам, индуизм и буддизм, утверждают, что наша современная жизнь слишком ориентирована на удовольствие: мы покупаем дорогую одежду, едим дорогую еду, проводим время в ночных клубах и смотрим телевизор, страдаем номофобией, пренебрегая нашей духовной жизнью. В зависимости от религии они утверждают, что гедонизм греховен или просто вреден для нас.
Здесь очень важно помнить, что удовольствие и счастье — это не одно и то же. Буддисты и другие отмечают, что, несмотря на все наши покупки, еду и питье, мы не счастливы! Уровень самоубийств растет во всем мире, и такие проблемы, как депрессия и алкоголизм, широко распространены
Они утверждают, что мы будем счастливее, если будем жить проще, менее материалистично.