Что может сделать каждая из нас
Как бороться с внутренней мизогинией
Необходимо жестко пресекать себя на любой мысли о том, что «все бабы дуры». Не нужно намеренно устранять из своего круга общений всех девушек. Позвольте себе увидеть умных и успешных мадам.
Как корректно пресекать трансляцию гендерных стереотипов/сексизма в ближайшем окружении
Если в круге ваших друзей есть ярый сексизм, постарайтесь мягко переубедить его. Приведите примеры из истории. Постоянно упоминайте свои контраргументы и разговаривайте. Но если он начинает напрямую оскорблять женщин ― пресекайте это жестко.
Тезаурус терминологии гендерных исследований. — М.: Восток-Запад: Женские Инновационные Проекты. А. А. Денисова. 2003.
- https://newgoal.ru/facts-spisok-gendernyx-stereotipov/
- http://psylive.com.ua/yeto-interesno/gendernye-stereotipy.html
- https://womanadvice.ru/gendernye-stereotipy
- https://profylady.ru/articles/psikhologiya/chto-takoe-gendernye-stereotipy-v-sovremennom-obshhestve.html
- https://gender.academic.ru/313/гендерные_стереотипы
Примеры гендерных стереотипов
Ряд примеров таких стереотипов мы уже упоминали в тексте. Но, можно начать с самого раннего детства, когда родители начинают покупать все вещи розового или голубого цвета. Затем выбираются типичные игрушки. Девочкам приписывается быть более аккуратными только потому, что они девочки. А мальчикам – быть более подвижными и смелыми. При этом мальчиков учат сдерживаться и не обижать малышек. И это несмотря на то, что девочки при этом могут быть крупнее и обижать их первыми. При этом у девушек прежде всего принято хвалить и подчёркивать внешнюю красоту. Тогда как у парней – ум, уверенность и смелость.
Девочек чаще отдают на танцы или гимнастику. Для мальчиков же выбирают единоборства и футбол. Чем сильнее и более выражены гендерные стереотипы, тем сложнее другому полу проявить себя в «вотчине», которая ей не приписывается. Так, в наиболее строгих мусульманских странах, считаные единицы женщин – борцов, боксёров, тяжелоатлетов. Равно как и мужчин, танцующих в балете.
Более того, женщинам во многих странах и социумах приписывается хотеть замуж и воспитывать детей. А также заниматься домашним хозяйством. Тогда как мужчинам – стремиться делать карьеру и зарабатывать деньги.
Равные в различии
Идеалы, которым должны соответствовать мужчина и женщина, существовали на протяжении многих лет, однако различались в зависимости от эпохи и национальности. К тому же представления о том, что такое гендерный признак, могут отличаться в разных семьях.
Женские и мужские качества оказывают влияние на поведение, внешний вид, занятия и увлечения, в том числе и жизненные ценности. Принятые в социуме стереотипы предполагают, что женщины больше ценят семью и любовь, а мужчины — независимость и социальную успешность. В реальной жизни окружающие демонстрируют сочетание различных личностных черт — как маскулинных, так и фемининных, — причем ценности могут изменяться.
Австрийский ученый Отто Вейнингер по результатам проведенных исследований сделал вывод, что у женщин и мужчин имеются черты как своего, так и другого пола, а индивидуальность человека определяется преобладающими чертами. Фемининные или маскулинные черты, действующие в одних ситуациях, в других могут не проявляться. Сочетание мужских и женских черт обозначается термином «андрогинность».
Половые гормоны были открыты практически сразу же после публикации работы Вейнингера «Пол и характер». Сочетание и концентрация их не только формируют биологический пол человека, но и влияют на его сексуальное поведение и внешний облик.
Психологи придерживаются мнения, что андрогинные личности обладают более гибким поведением, соответственно, более психологически адаптивны и благополучны. По этой причине воспитание детей в рамках гендерных стереотипов может привести к плохим последствиям.
Актеры и роли
Возникает парадокс. Оправдывая устоявшиеся поведенческие модели, люди ссылаются на природные наклонности, при этом не обращая внимания на то, что в своем первозданном виде такие инстинкты реализуются совсем иначе. Гендерные стереотипы в обществе предполагают, что по умолчанию ведущий – мужчина, а ведомый – женщина, никак не увязывая вопросы лидерства с возможностями психики. В то же время в природе это зависит сугубо от личностных характеристик и ни от чего больше. Управлять будет самый умный, самый энергичный и самый решительный, потому что так лучше для популяции. А уж половая принадлежность лидера – факт малозначимый и никому не интересный. Если, конечно, речь идет не о стаде коров – так там особой потребности в интеллекте и не наблюдается.
Пятый период
Последний на данный момент этап в истории гендерной психологии, длящийся уже четверть века, характеризуется огромным, как никогда прежде, размахом исследований, широтой проводимых экспериментов и развитием движения гендерных исследований. Появляются новые теории, разрабатываются методики изучения проблем отношений полов.
С другой стороны, детализация исследований привела к тому, что внутри гендерной психологии начали выделяться не только отдельные школы, но и новые направления и разделы науки. Некоторые из них в своих теоретических взглядах и практических принципах довольно далеко ушли друг от друга.
Среди бесчисленных имен и трудов этого этапа отметим блестящую книгу Меган Берн — «Гендерная психология».
Что касается российского мира науки, то, к сожалению, годы застоя привели к отсутствию базы, на которой можно было выстроить конкурентоспособную исследовательскую школу. В нашей стране гендерная психология только начинает развиваться, что не лишает нас перспективы занять ведущее положение в будущем. Предпосылкой к этому служит то обстоятельство, что западные исследователи вместе с грандиозным опытом накопили и значительное количество неразрешенных проблем и противоречий
Слабость этих школ заключается в том, что они уделяют основное внимание частностям, тогда как до сих пор очень слабо разработаны теории, которые позволили бы обобщить весь опыт гендерных исследований и создать целостный взгляд на природу этого явления. Эта перспектива раскрывается сегодня перед российскими исследователями
Среди последних достижений наших соотечественников можно отметить такие важные труды, как «Гендерная психология» (Клецина И.С.) и «Гендерная социализация» (Курамшев А
В.)
Среди последних достижений наших соотечественников можно отметить такие важные труды, как «Гендерная психология» (Клецина И.С.) и «Гендерная социализация» (Курамшев А. В.).
Изучение ограничений восприятия
Когда появился интерес к изучению гендерных заблуждений
Начало изучения неравенства между полами и связанной с этим дискриминации появилось где-то в 1970-е годы, когда стереотипы о девушках стали противоречить волне равноправия. Общество осознало, что представители разных полов могут быть похожи.
Именно тогда появилось понятие стереотипа, и начались первые работы в этой отрасли. Изучения продолжаются до сих пор.
Основные направления научной работы
Часть ученых ведут свои работы на стыке биологии и психологии, стараясь доказать, что сексистские суждения имеют право на жизнь и обоснованы анатомически. Однако ни одно исследование в этом направлении не увенчалось успехом.
Люди стараются выяснить, чем вообще обосновано такое жесткое разделение на два гендера и присваивание им определенных характеристик. Пока есть две теории ― андроцентристская (принятие мужчины в качестве варианта по-умолчанию) и эволюционная (сексизм образовался в процессе эволюции).
Часть исследований писатели отразили в своих произведениях, уже ставших культовыми.
Кто готовил Адаму Смиту? Женщины и мировая экономика. Катрин Марсал (Marcal Katrine)
Отлично развенчивает огромную часть заблуждений о девушках и женщинах. Рассказывает, что человек любого пола может стать прекрасным экономистом и финансистом, показывает, что в истории есть не самые очевидные примеры.
Кроме того, затрагивает роль материнства, говорит о том, что хороший родитель не обязательно должен растворяться в своем ребенке и сидеть дома до его совершеннолетия.
Миф о красоте. Стереотипы против женщин Наоми Вульф
Автор рассказывает, что от комплексов страдает большая часть людей. Она говорит, как справиться с низкой самооценкой и стать прекрасной, ничего в себе не меняя.
Поскольку гендерные стереотипы ― это полноценный набор характеристик, они затрагивают и внешность. От большинства девушек требуют быть идеально красивыми, иметь худое или подтянутое телосложение, идеальную кожу и длинные волосы.
«Загадка женственности» Бетти Фридан
Фундаментальный труд, автор которого провела огромную социологическую работу. Девушка проанализировала все труды и опросы в этой области, пообщалась с некоторыми знакомыми, сумевшими добиться успеха.
В итоге она развенчала большинство стереотипов и показала, из чего вырастают все эти «обязательные правила».
Гендерные стереотипы и когнитивные искажения
Когнитивные искажения — это систематические ошибки мышления, возникающие на основе дисфункциональных убеждений. Функционирование гендерных стереотипов тесно связано с несколькими когнитивными искажениями — в частности, верой в справедливый мир, иллюзией корреляции, каскадом доступной информации и самоисполняющимся пророчеством.
Вера в справедливый мир
Вера в справедливый мир — когнитивное искажение, основанное на убеждении в том, что всё происходящее в мире справедливо и, в частности, что люди, с которыми происходят нежелательные события, сами их заслужили или создали. Вера в справедливый мир является компонентом многих гендерных стереотипов в той мере, в которой они приписывают те или иные качества или социальные роли мужчин и женщин их биологической природе. Этот механизм позволяет оправдывать гендерное неравенство, игнорируя явную несправедливость или считая её естественной.
Иллюзия корреляции
Иллюзия корреляции — это восприятие двух явлений как связанных между собой, даже если наблюдаемая реальность не подтверждает наличия такой связи. В случае гендерных стереотипов иллюзия корреляции проявляется в том, что люди видят связь между гендерной принадлежностью и определёнными качествами
Формируя ожидания от гендерных групп и их представителей, гендерные стереотипы могут привлекать внимание человека к тем фактам, которые их подтверждают, и не замечать информацию, которая им противоречит. Формированию иллюзии корреляции также может способствовать тенденция делать выводы на основании ограниченного числа примеров и лучше запоминать крайние примеры внутри имеющейся выборки, чем гарантированно подтверждённые примеры. Такая склонность уделять меньше внимания сравнительно частым случаям из реальной жизни, чем отдельным ярким случаям, описывается понятием «ошибка базовой оценки»
Ошибка базовой оценки работает на поддержание гендерных стереотипов, например, когда мужчина, считающий женщин плохими водителями, на дороге игнорирует многочисленных женщин-водителей, не нарушающих правила, а видя одну женщину, которая нарушила правила, воспринимает этот случай как подтверждение имеющегося у него стереотипа.
Такая склонность уделять меньше внимания сравнительно частым случаям из реальной жизни, чем отдельным ярким случаям, описывается понятием «ошибка базовой оценки». Ошибка базовой оценки работает на поддержание гендерных стереотипов, например, когда мужчина, считающий женщин плохими водителями, на дороге игнорирует многочисленных женщин-водителей, не нарушающих правила, а видя одну женщину, которая нарушила правила, воспринимает этот случай как подтверждение имеющегося у него стереотипа.
Каскад доступной информации
Каскад доступной информации — это укрепление коллективной веры во что-либо в результате нарастающего повторения в публичном дискурсе. Гендерные стереотипы постоянно воспроизводятся в средствах массовой информации. СМИ также часто искажают результаты научных исследований гендерных различий, преувеличивая обнаруживаемые различия и умалчивая о том, что межгендерных сходств исследования обнаруживают гораздо больше. Это способствует тому, что гендерные стереотипы воспринимаются как непреложная и самоочевидная истина.
Самоисполняющиеся пророчества
Самоисполняющееся пророчество — это ложное определение ситуации, вызывающее новое поведение, которое превращает первоначальное ложное представление в реальность. Гендерные стереотипы часто срабатывают как самоисполняющиеся пророчества. Например, как показывают исследования, гендерные стереотипы родителей заставляют их искажённо воспринимать способности и достижения своих детей и, более того, заставляют самих детей воспринимать их так же. Как отмечают исследователи, это может ограничивать возможности самореализации детей. Гендерные стереотипы работодателей, в частности, их убеждение в том, что женщины в силу своих личных качеств не подходят для руководящей работы, заставляют их поручать женщинам те задания, которые не позволяют им проявить себя с другой стороны и приобрести дополнительный опыт.
Гендерные стереотипы
Гендерные отношения предполагают, что представитель каждого пола должен соответствовать определенной роли. В обществе сложились гендерные стереотипы, диктующие людям, как они должны себя вести и чем заниматься. Например, принято считать, что женщина должна заниматься домашними делами, а мужчина должен обеспечивать семью. Женщина должна следить за своей внешностью, а мужчине позволительно этого не делать, а излишняя ухоженность даже порицается.
Гендерная стереотипность влияет на людей с самого рождения. Когда рождается мальчик, ему покупают все голубое, затем ему покупают машинки и пистолеты. Девочке же покупают розовые вещи, кукол и игрушечные наборы посуды. Нам с детства вкладывают, какими мы должны быть. Считается, что женщина не может работать дальнобойщиком, а мужчина – мастером маникюра. Но, в современном обществе люди начали отходить от принятых стандартов.
В современном мире люди постепенно начали отходить от гендерных стереотипов, потому как в следовании им нет необходимости. Но, все же, гендерные роли надежно закреплены в обществе, и подавляющее количество людей соответствует им, не задумываясь о том, что можно делать по-другому. Это негативная сторона гендерных ролей – они ограничивают человека в выборе.
Возникновение гендерных ролей и стереотипов
Для различных исторических периодов свойственные разные взгляды на мужские и женские социальные роли. Представление о том, какой должна быть женщина и как должен вести себя мужчина, а также все обязанности, которые возлагаются на них, формировалось с детских лет в процессе воспитания.
Например, долгое время у большинства народов женщины не допускались к государственным делам, не имели избирательного права, доступа к образованию, т. к. считалось, что все это — прерогатива мужчин.
Четко сложившиеся представления о социальных ролях представителей разных полов, особенностях поведения и наборе личностных характеристик называются гендерными стереотипами и существуют по сей день.
Само слово «стереотип» применяется в более широком смысле к различным сферам жизни общества, обозначая устойчивое отношение людей к чему-либо. Правда, в современной жизни к стереотипам уже не относятся настолько серьезно, как раньше. Наоборот, люди стараются преодолевать привычное видение, называя это «ломкой стереотипов».
Однако, процесс изменения представлений о гендерных ролях длительный. Можно сказать, что он продолжается и сегодня. Так, например, с древних времен считалось, что главное предназначение женщины — хранить домашний очаг, воспитывать детей, во всем беспрекословно слушаться мужа. Сейчас есть множество новых взглядов на эти роли: от демократического равноправия в семье до феминистических убеждений.
На примере советского государства можно проследить, как менялось представление о роли женщины в обществе, ее качествах, поведении, функциях. Осознание того, что женщина может исполнять и другие роли, начинает закладываться с момента начала массового производства. Здесь все чаще стали задействовать женский труд.
С этим социальным явлением связывают начало эмансипации женщин — постепенное освобождение от зависимостей, в частности от подчиненности мужчине. Женщины работают наравне с мужчинами и требуют равноправия в семье. Главной проблемой становится вопрос совмещения ролей: работницы и матери.
Восприятие женщины как матери и труженицы, а также ее важной роли в строительстве принципиально новой жизни, господствовало вплоть до перестроечных времен. В 90-е годы зазвучали призывы к возвращению традиционного предназначения — семьи и материнства
Сегодня произошла частичная перемена социальных ролей. Есть семьи, в которых на женщин возложена функция материального обеспечения, и они блестяще справляются. Ведь доступ к хорошему образованию и возможности построить карьеру есть у всех. Женщин можно увидеть в бизнесе, политике, в роли офицера или командира авиалайнера. Мужчины, в свою очередь, не менее ловко ведут домашнее хозяйство и занимаются детьми. И хотя в мировоззрении людей по-прежнему сильны стереотипные установки, перемены в социуме неизбежны.
Ожидание обществом конкретного поведения и набора качеств от женщины или мужчины называется гендерной ролью. И эти ожидания напрямую связаны с гендерными стереотипами. Именно поэтому индивиды, выбивающиеся из общих представлений, часто вызывают недоумение и даже возмущение окружающих. Например, мужчина-домохозяин, парикмахер, мастер маникюра, любитель рукоделия выглядит странным в глазах других людей. Женщина-автослесарь или дальнобойщик также вызывает противоречивые эмоции.
Вследствие изменения гендерных представлений нередки случаи проявления гендерных конфликтов. Так называют ситуацию, когда сталкиваются различные взгляды и интересы ввиду разного понимания гендерного деления. Например, в семье, где каждый пытается лидировать и постоянно конкурировать с супругом, вряд ли будет мир и спокойствие. Скорее всего, такая семья обречена на распад.
Аналогичные ситуации могут возникать на работе или в общественном месте. В связи с тем, что женщины стали частично отбирать у мужчин пальму первенства в некоторых видах деятельности, обострилась конкуренция на рынке труда. Но это, тем не менее, не останавливает государства мира проводить политику, направленную на расширение круга социальных ролей для женщин.
Сегодня представительницы слабого пола добиваются успеха в спорте, науке, политике, предпринимательстве, успешно совмещая это с семьей и родительством.
Последствия для общества
В политике
Во многих странах процент участия женщин в политике достаточно низок. В результате с огромной вероятностью девушка, пропагандирующая здравые идеи, просто не попадет в парламент.
Это позволяет принимать сексистские и дискриминирующие законы. Права девушек некому защитить.
В экономике
«Стеклянный потолок» карьеры для женского пола ― это не миф. Если у работодателя будет выбор, кого взять ― девушку или парня ― они возьмут обладателя Y-хромосомы, оправдываясь стереотипами.
Кроме того, женщинам обычно платят меньшую зарплату, их реже повышают и премируют.
В религии
Во многих религиях женский пол по-прежнему считается нечистым. Яркие представители ― это православие и ислам. В обеих религиях женщина чуть ли не приравнивается к демону во время менструаций.
Она должна сидеть дома и слушать мужа. Ее мнение не учитывается. Это все приводит к страшной вещи ― женскому обрезанию.
В семье
Большинство девочек вырастают в окружении постоянных стереотипов и патриархальной модели семьи. В результате они сами не могут построить равноправный брак, найти себе достойного спутника жизни.
Это в свою очередь ведет к отношениям с абьюзером и невозможностью уйти от домашнего насилия. Девушка думает, что это нормально, что она сама заслужила побои.
В образовании
С раннего детства в голову мальчиков и девочек вбивается один и тот же стереотип: мальчишки глупые, а девчонки ― идеальные отличницы, никогда не бегающие по коридорам.
Это опасно для обеих сторон конфликта. Парней по умолчанию считают хулиганами, а от девушек требуют идеальности.
В здравоохранении
Большинство болезней связаны с гендером, по крайней мере, так считают врачи. Любое заболевание мужчины привязывают к неправильному образу жизни. Женщин лечат так, чтобы потом они смогли родить.
Гендерные стереотипы в современном обществе
За долгое время существования людей в общественном сознании сложились и прочно укрепились нормативные образцы поведения и особенностей маскулинного и феминного характера. Это так называемые гендерные стереотипы, проявляющиеся во всех сферах человеческой жизни: в межличностном и межгрупповом взаимодействии, а также в самосознании индивида. Являясь достаточно устойчивыми, они определяют:
- Межполовой статус и доминирующие роли (мужчина – добытчик, женщина – хранительница очага; он – умный, она – красивая).
- Гендерные черты личности и поведения (маскулинные – активность, уверенность, доминантность, эгоцентризм, рациональность, агрессивность и т. д.; феминные – пассивность, зависимость, тревожность, эмоциональность, заботливость и др.).
- Представления о семейных и профессиональных ролях (женщина – домохозяйка, мать, исполнитель труда; мужчина – труженик, общественник, организатор, руководитель).
Люди, живущие в определённом обществе, сопоставляют себя с присущими ему стереотипами. Кто-то пытается как можно точнее соответствовать этим образцам, что основано на механизме долженствования. Другие же предпочитают противопоставлять своё поведение принятым нормам.
К положительным моментам использования стереотипов относится то, что с их помощью проще классифицировать людей и стандартизировать их модели поведения. Но, по сути, неосознанное следование гендерной стереотипизации приводит к негативным результатам:
- ограничивает самореализацию и самовыражение индивида (в особенности женского пола);
- выступает барьером в развитии индивидуальности;
- игнорирует личные интересы;
- формирует зависимость и покорность;
- ухудшает качество жизни.
Можно сделать вывод, что независимость от подобных предрассудков общества даёт личности возможность обрести свободу, духовное здоровье и способность жить полноценной жизнью.
Разница восприятия полов
Гендерная психология расширяет понятие, вводя три категории, влияющие на определение пола человека:
- Биологический (врожденный) пол. Означает совокупность биологических признаков, на основании которых новорожденного младенца относят к мужской или женской биологической группе.
- Определение пола. Подразумевает присвоение половой идентичности индивиду. Оно является категоричным и не подвергается сомнению, но в некоторых случаях может быть ошибочным. Так, если у младенца одновременно присутствуют половые органы мужчины и женщины, врач приписывает ему одну категорию пола. В дальнейшем может обнаружиться психологическое несоответствие приписанного пола и идентичности. В этом случае речь идет о трансгендерности — сознательном преодолении стереотипов поведения.
- Гендерная идентичность. Под ней понимают социальный конструкт, созданный на основе представления о половых ролях. В отличие от пола, гендерная идентичность многогранна и требует постоянного подкрепления внешним видом, поступками, особенностями поведения и взаимодействия.
Категории пола и гендера рассматриваются как отдельные дисциплины. Гендеру отдается ведущая роль в формировании личностных установок и особенностей самовосприятия.