Неблагополучная семья

Как определить, что семья является неблагополучной

Чаще всего попечительские организации узнают о проблемах в семье из учебных заведений, медицинских организаций, комиссий по делам несовершеннолетних.

В школах определить, что у ребенка сложные отношения в семье, можно по следующим признакам:

  • малыш выглядит усталым и сонным;
  • у ребенка наблюдаются признаки физического истощения;
  • ребенку тяжело излагать свои мысли, нарушена речь;
  • у несовершеннолетнего есть следы побоев на лице и теле;
  • у малыша наблюдается испуг при повышении голоса или резких движениях;
  • двигательные функции заторможены;
  • умственное развитие находится на низком уровне, существенно ниже, чем у сверстников.

В медицинских организациях можно сделать вывод о плохих условиях в семье по системным заболеваниям несовершеннолетнего, внешнему виду, недобору веса.

Комиссии по делам несовершеннолетних оповещают службу опеки о фактах совершения правонарушений ребенком.

После выявления неблагополучной семьи разрабатывается и применяется на практике комплекс мер, направленных на нормализацию жизни семьи и отношений в ней. Родителям помогают найти работу, с ними работают психологи и т.д. Самая жесткая из этих мер – изъятие ребенка из семьи и лишение отца и матери родительских прав. Она применяется в том случае, если остальные усилия социальных служб не принесли результата.

Факты, характеризующие семью как социально неблагополучную

Хотя ни в одном законодательном акте РФ не существует четко обозначенных критериев, соответствие которым позволит утверждать, что семья считается неблагополучной, а также определения данного понятия, как такового, но все же несколько аспектов выделить можно. К ним относится:

  • неудовлетворительные жилищные условия;
  • низкие, не удовлетворяющие естественные нужды ребенка, доходы;
  • неудовлетворительное здоровье родителя или опекуна, не позволяющее ему осуществлять необходимый уход за ребенком (психические или физические отклонения).

Факторы, неблагоприятно сказывающиеся на благоденствии семьи:

  • пристрастие к алкогольным напиткам одного из родителей или обоих, алкогольная зависимость близких родственников и других граждан, вхожих в близкое окружение несовершеннолетних;
  • психическое насилие над ребенком, применение неоправданно жестоких физических наказаний, экономическое насилие над ребенком и зависимым родителем.
  • существенные жилищные проблемы.

Общепринятыми опасными ситуациями, непосредственно наносящими вред или потенциально способными его причинить несовершеннолетнему, считается следующее:

  • первичные потребности ребенка игнорируются намеренно или бессознательно (не осуществляется оперативная квалифицированная помощь врачей, жилье не оборудовано всем необходимым для безопасного проживания или находится в плачевном состоянии).
  • как следствие невнимательного отношения родителей или опекунов к своему подопечному, а также игнорирования его эмоциональных потребностей, ребенок ведет аморальный образ жизни, нарушает требования законодательства;
  • родственники и вхожие в круг общения совершеннолетние сами ведут недостойный образ жизни, расстраивающие психику несовершеннолетнего.

Именно в таких ячейках общества потенциально возможны эпизоды жестокого обращения с несовершеннолетними.

Мероприятия по предотвращению жестокого отношения к несовершеннолетним

Основная цель, преследуемая данными мерами, это предупреждение и максимальное избежание опасных для жизнедеятельности и психофизиологического состояния несовершеннолетнего обстоятельств и ситуаций в семье, а также поддержка и терапия пострадавших детей.

Перечень мероприятий, направленных на помощь подросткам из неблагодетельных семей, представляет собой следующее:

  • поиск семей, нуждающихся в поддержке и помощи государства.
  • оказание квалифицированной и своевременной помощи семьям, волей случая находящихся в кризисной ситуации (экономической, имущественной и прочей).

Виды помощи ребенку из неблагополучной семьи

Несовершеннолетним, подвергающимся бесчеловечному обращению со стороны родственников или опекунов, государственные органы оказывают такую помощь:

  • общественная и психологическая поддержка – это мероприятия, проводимые с целью помощи и защиты интересов детей, находящихся в разрушающей моральные ориентиры обстановке.
  • психологическая поддержка, направленная на решение или подавление возникших от нахождения в неблагоприятной атмосфере неблагополучной семьи проблем и комплексов у детей и подростков. Призвана поспособствовать несовершеннолетнему в поисках жизненного призвания, внутреннего волевого ресурса, желания саморазвиваться.
  • психокоррекция, направленная на конструктивную работу с деструктивным и общественно неприемлемым поведением несовершеннолетнего, исправление неподобающих поведенческих актов, восполнение отсутствующих паттернов в социальном и эмоциональном развитии.
  • реконструкция приемлемых поведенческих реакций у несовершеннолетних индивидуумов с существенными пробелами в социальной адаптации.

С неблагополучными семьями проводят интенсивную работу сотрудники социальных служб.

Иногда для помощи несовершеннолетним может потребоваться углубленное вмешательство органов опеки.

Специальные центры реабилитации несовершеннолетних могут осуществить их изъятие из неблагоприятных семей при достаточно весомых на то причинах. Реабилитационные центры будут воплощать в жизнь ряд программ по восстановлению морального облика изъятого индивида и его социализации в обществе.

Приемы и методики помощи несовершеннолетним

Профилактическая деятельность различных органов по защите интересов детей включает следующие формы работы:

улучшение общей атмосферы в семье.
усиление важности процесса воспитания ребенка.
предупреждение бесчеловечного обращения.
формирование у несовершеннолетних четких личных границ, принципа собственной неприкосновенности, чувства личного достоинства.
пробуждение у ребенка желания развиваться самостоятельно и разнонаправленно.
профилактика наркомании и алкоголизма.

Реализация вышеописанных форм работы может производиться разнообразными способами: тренингами, дебатами, ролевыми играми и так далее.

Наиболее ощутимый эффект дает групповая работа, так как она создает чувство приобщённости к командной деятельности, нивелирует чувство отчуждённости и одиночества.

Работа, ориентированная на защиту несовершеннолетних. Она заключается в:

  • выявлении отрицательно влияющих на ребенка факторов, разработке программ по их устранению.
  • подготовке индивидуальной программы защиты каждого конкретного ребенка, проживающего в неблагополучной семье.
  • разноуровневой защите детей, осуществляемой государственными органами.

Происходит защита такими способами:

предоставление помощи нуждающейся семье в восстановлении жилья.
восстановление утраченных документов и свидетельств.
помощь и контроль процесса получения документов первоочередной важности (гражданства, например).
судебные разбирательства, призванные установить неправомерность действий опекунов по отношению к опекаемым.

Диагностика. Проводится квалифицированным психологом-педагогом. Он должен обработать и проанализировать информацию, которая свидетельствует о причинах неблагополучного положения ребенка, а также о последствиях, к которым оно может привести.

Реабилитация. Систематические процессы, направленные на восстановление устойчивости психики травмированного ребенка, исправление и заполнение пробелов в социальном, духовном и физическом развитии.

Методы осуществления: ролевые игры, терапии, демонстрация примеров, почерпнутых из произведений искусства и культуры.

Никогда не следует упускать из внимания того факта, что государство, в лице работников определенных органов, имеет возможность и желание оказывать помощь детям и подросткам из неблагополучных семей, которые ежедневно и систематически подвергаются разнообразным формам насилия: психологическому, физическому, экономическому, сексуальному.

Но, к сожалению, бесчеловечное обращение к несовершеннолетним и проявляемая к ним жестокость не всегда очевидны. Из-за этого квалифицированная помощь специалистов может запоздать. Поэтому гражданам, непосредственно работающим с неблагополучными несовершеннолетними (психологам, учителям) следует больше внимания обращать на своих воспитанников – уметь трактовать невербальные сигналы, подаваемыми ими, налаживать доверительные отношения, замечать необычные паттерны поведения.

Институты по защите детей, проживающих с неблагополучными родителями

Для защиты правовых интересов, а также моральной и физической неприкосновенности детей и подростков из неблагополучных семей, принят федеральный законодательный акт, описывающий основы систематической профилактики беспризорности несовершеннолетних и нарушений ими законов.

Государственные органы социальной опеки, в данном случае, являются непосредственными защитниками интересов несовершеннолетних. Именно они реализовывают мероприятия по предупреждению и прекращению бесчеловечного обращения с детьми.

Федеральная система включает следующие институты по обеспечению благополучия семей в целом и несовершеннолетних в частности:

  • центры по реабилитации морально и физически травмированных несовершеннолетних граждан;
  • бюро помощи семьи и ребенку.
  • круглосуточные центры ухода и присмотра, где члены семьи, подвергшиеся психологическому и физическому насилию, всегда могут найти убежище и квалифицированную помощь.

Виды неблагополучных семей

Семьи, в которых нарушена взаимосвязь и адекватное поведение, делятся на определённые виды.

Категории неблагополучных семей:

  • Конфликтные. Здесь родители с детьми постоянно ругаются, не умеют вести себя в обществе, не находят компромиссы. Дети воспитываются только при помощи ругательств и рукоприкладства.
  • Аморальные. В этих семьях находятся алкоголики или наркоманы. Они не знают, что такое моральные и семейные ценности. Часто обижают и унижают детей. Родители не занимаются воспитанием и не обеспечивают необходимые условия для нормального развития.
  • Проблемные. В таких семьях взрослые не умеют воспитывать ребёнка. Они потеряли авторитет или слишком сильно опекают своих детей. Всё это сказывается на дальнейшей неустроенности ребёнка в жизни.
  • Кризисные. Здесь наблюдается неблагополучие из-за нескольких факторов: развод, смерть, дети-подростки, проблемы с финансами или с работой. Пережив кризис, семья восстанавливается и продолжает жить нормальной жизнью.
  • Антисоциальные. Это такие случаи, когда родители, пользуясь своей силой, издеваются над детьми. Они забывают о моральных и нравственных ценностях, не умеют вести себя в общественных местах. Такие родители часто заставляют своих детей попрошайничать или воровать, так как не желают идти на работу. Для них нет никаких жизненных правил.

Любая из этих категорий заведомо формирует у детей разные виды отклонений. Итог плачевный: ребёнок не умеет себя вести с окружающими, он не знает, что такое любовь, разговор по душам с родными и близкими людьми

Это и есть неблагополучная семья, которой необходимо внимание

Чаще всего в таких семьях наблюдается полная антисанитария, материальное положение оставляет желать лучшего, дети голодают, страдают не только физически, но и психологически

Характеристика неблагополучной семьи неутешительная, поэтому необходимо обратить на неё внимание и, если не поздно, помочь выбраться из этой ситуации

Семья «Группы риска»

Семьи с отрицательным психологическим климатом, сложными межличностными отношениями, и это приводит к тому, что усугубляет неблагополучие ребенка в данной семье. Препятствует его нормальному развитию, отрицательно сказывается на физическом, психическом и нравственном здоровье. В основном это неполные семьи, каждый третий ребенок из такой семьи правонарушитель. Образовательный уровень родителя на 20% ниже чем в полной семье. Распавшаяся семья – семья в которой один из родителей покинул семью, но продолжает поддерживать с ней контакты и супруги не разведены. Распадающаяся семья – в семье острые конфликты между родителями, в который вовлечены дети. Назревает распад семьи. Регидная псевдосолидарная – семья отличается наличием доминирующего лидера. Которому беспрекословно подчиняются все, в такой семье отсутствует эмоциональная теплота и царствует деспотизм. Деструктивная – семья отличается изолированностью отдельных ее членов, атмосферой эмоционального напряжения и конфликтности, отсутствием душевной близости.

Причины появления неблагополучных семей

Характеристика неблагополучной семьи – это неблагоприятный психологический климат, недоразвитие детей, насилие над более слабыми.

Причины этого бывают разными:

  1. Невыносимые условия жизни, нехватка финансов, что приводит к недоеданию, плохому духовному и физическому развитию ребёнка.
  2. Нет взаимосвязи у родителей с детьми, не находят общий язык. Взрослые часто пользуются своей силой и стараются физически повлиять на ребёнка. Это приводит к детской агрессии, замкнутости, отчуждённости. После такого воспитания у детей появляется только злость и ненависть к родным.
  3. Алкоголизм и наркомания в семье приводят к жестокому обращению с младшими, что является плохим примером для подражания. Нередко ребёнок становится таким, как и родители. Ведь он не видел другого отношения.

Таким образом, факторы, влияющие на появление неблагополучной семьи, – это материальная и педагогическая несостоятельность, плохой психологический климат.

Как составить характеристику на неблагополучную семью?

Нередко взрослые члены неблагополучных семей не любят вмешательства в свою жизнь и всячески препятствуют ему. В связи с этим характеристику бывает довольно проблематично составить. В этом процессе принимают участие социальные педагоги, психологи, сотрудники органов опеки и комиссий по делам несовершеннолетних, учителя, воспитатели.

Бесплатная консультация юриста по телефону

По Москве и области
7 (495) 280-74-29

Санкт-Петербург и область
7 (812) 389-36-23

Федеральный номер
8 (800) 511-43-08

В документе излагается информация, полученная в результате разговоров с членами семьи, осмотра бытовых условий проживания ребенка.

Характеристика неблагополучной семьи составляется по следующему плану:

  • в начале документа указывают полное имя, фамилию и отчество, дату и место рождения всех членов семьи. Прописывают их образование, место работы или учебы;
  • описывается социально-бытовая ситуация, в которой проживает ребенок;
  • после этого расписываются причины, которые послужили основанием для отнесения семьи к категории неблагополучных: низкий уровень доходов, безработица, употребление алкоголя, скандалы, равнодушное отношение к детям и т.д.;
  • дается характеристика эмоционального состояния в семье, отношениям между ее членами;
  • затем следует детально остановиться на трудностях и успехах в учебном процессе несовершеннолетнего: его оценки, тяга к дисциплинам, заинтересованность в общественной жизни учебного заведения, обязанности, которые он выполняет в классе и т.д.;
  • после раскрывают особенности личности ребенка, желательно при этом основываться на выводах психолого-педагогического освидетельствования и т.д.;
  • в заключительной части документа описываются отношения несовершеннолетнего с преподавателями и одноклассниками. Есть ли у него приятели, круг общения, свободно ли он чувствует себя в коллективе, как находит общий язык с другими детьми.

Если ребенок состоит на учете в комиссии по делам несовершеннолетних, то необходимо указать, почему так случилось, с какого времени и как относятся родители к этой ситуации

Важно прописать, присутствуют ли они на заседаниях комиссии, какие видят пути решения данной проблемы

Если у несовершеннолетнего наблюдается девиантное поведение, то нужно установить его причины, так как оно может являться результатом неправильного поведения взрослых, проживающих с ним.

В качестве вывода можно сделать прогноз о дальнейшей участи ребенка, которая будет ожидать его, если ситуацию оставить как есть.

Как выявить и куда обращаться

Выявление социально-неблагополучных семей иногда занимает достаточно длительный период времени. Не всегда проблемы всех или одного из родственников сказываются на поведении или внешнем виде. Так душевные переживания, страдания зачастую не придаются огласке, даже самые ближайшие люди, родители не догадываются о проблемах своих детей.

Для малышей детсадовского и дошкольного возраста разработаны некоторые алгоритмы и методы выявления благополучных и неблагополучных семей. При поступлении в детский сад или школу создаются специальные комиссии, которые изучают условия жизни маленьких граждан. В этом случае есть большая вероятность выявить проблемы в той или иной ячейке общества еще на ранних стадиях, оказать помощь семьям, нуждающимся в поддержке.

Определить, в каких условиях растет ребенок, возможно из бесед, которые проводят с ним психологи и педагоги без присутствия родителей. Постоянное общение не только с малышами, но и их родителями, посещение квартиры или дома, где проживает семья, способствует определению статуса «неблагополучной». В этом случае директор образовательного учреждения обращается в социальную службу, которая берет на себя ответственность и обязательство помогать данным людям.

Методические рекомендации по выявлению социально-неблагополучных семей рассматривают как источники информации родственников, соседей, обращения самих несовершеннолетних в органы соцзащиты. Для раннего выявления проблемных ячеек общества между собой должны сотрудничать:

  1. инспекция по делам несовершеннолетних;
  2. районные отделы органов внутренних дел;
  3. школы и дошкольные учреждения;
  4. социально-педагогический центр;
  5. женские консультации, детские отделения районных больниц.

В зависимости от типа проблем, органы государственной власти включаются в работу с неблагополучной семьей, чтобы оказать помощь

Важно в таком случае родителям не закрываться от общения с психологами и социальными работниками, а идти навстречу, проявлять инициативу в решении накопившихся проблем. Выделяют следующие факторы риска, устранив которые можно побороться за сохранение нормальной ячейки общества:

  • При наличии социально-экономического фактора, отвечающего за общее благосостояние всех членов семьи, помощь может быть оказана в виде сбора документов и оформления всех полагающихся выплат для малоимущих и нуждающихся граждан.
  • К медико-санитарным факторам относят заболевания родителей, плохую наследственность, вредные условия труда матери, пренебрежение санитарными нормами со стороны взрослых. Устранить все эти факторы можно только при желании и активном участии родителей.
  • Неполные и семьи, где родители повторно вступают в брак, приводят в дом сводных братьев и сестер, также нуждаются в помощи психолога.
  • Аморальное поведение родителей, пристрастие к химическим веществам, алкоголизм необходимо лечить в специализированных учреждениях. При болезни обоих родителей дети помещаются в приюты и детские дома. В этом случае восстановить права взрослые смогут только доказав, что полностью излечились от пагубной привычки.

Выявив социально неблагополучную ячейку общества, главной задачей работников органов социальной защиты становится налаживание диалога как со взрослыми, так и с несовершеннолетними. Зачастую добиться понимания со стороны родителей, подающих негативный пример, сложнее, чем с малолетними детьми и даже подростками.

Отсутствие необходимого воспитания и ухода внутри социально неблагополучных семей сказывается не только на самом ребенке, но и на обществе вокруг него. Чтобы сохранить полноценную любящую семью, где каждый ее член готов прийти на помощь и поддержать другого, родители должны прежде всего начать с воспитания себя. Только собственным примером можно привить своим чадам любовь к окружающим, заботу, сопереживание и другие моральные ценности.

Какая семья считается неблагополучной

Психолого-педагогическая литература дает различные варианты формулировки определения неблагополучных семей и их выявления. В то же время, все они сводятся к единому смыслу: неблагополучная семья — это семья, обладающая низким статусом в социуме и не обнаруживающая способности успешно справляться со своими социальными функциями в одной или нескольких сферах.

В ней довольно низки адаптивные способности, а воспитание ребенка отягощено существенными проблемами, затруднено и малоэффективно. Дети в неблагополучных семьях находятся в состоянии постоянного стресса в результате пренебрежительного отношения со стороны родителей, часто подвергаются моральному и физическому насилию. Отсутствует атмосфера любви и взаимопонимания, необходимая для гармоничного развития ребенка и правильной заботы о нем.

Выделяется несколько типов неблагополучных семей, разделяющихся по причинам неблагополучия:

  1. Проблемные — плохо справляются с задачей воспитания детей из-за педагогической несостоятельности взрослых. В них часто возникают конфликты, стиль воспитания безусловно пагубно сказывается на детях, будучи авторитарным, гипо- или гиперопекающим.
  2. Кризисные — сталкиваются с проблемами воспитания по причине изменений состава семьи (развод, смерть кого-то из близких, взросление младших) или в связи с социальными проблемами из-за утраты источника дохода, жилья или других важнейших факторов обеспечения социальной состоятельности семьи.
  3. Асоциальные — отличаются существующим на уровне «нормы» пренебрежением к интересам и потребностям детей, зачастую родители в них страдают алкоголизмом. Дети пытаются принимать на себя ответственность за старших и младших — находят источники заработка, ухаживают за младшими братьями и сестрами, скрывают пьянство родителей.
  4. Аморальные — отличает полная утрата семейных ценностей: алкоголизм, наркомания, жестокость по отношению к детям, нарушение безопасности условий проживания, полное отсутствие внимания к воспитанию и образованию младших членов семьи. Часто несовершеннолетние, проживающие с такими родителями, не занимаются учебой, нередко бросают ее, уходят из дома.
  5. Антисоциальные — имеют крайнюю степень социальной дисфункции, ведут антиобщественный образ жизни, противоправное поведение, полное пренебрежение нормами морали и нравственности. Зачастую средства к существованию взрослые члены таких семей находят, принуждая детей к преступлениям, попрошайничеству, проституции.

Очевидно, что методы социальной работы с неблагополучными семьями определяются, в первую очередь, их принадлежностью к той или иной категории.

Здоровье детей из неблагополучных семей

Эмоциональные расстройства, сердечная недостаточность, нарушение поведения, психологическая неустойчивость – это всё появляется у ребёнка при неправильном воспитании. Любая неблагоприятная семейная ситуация разрушает здоровье. В редких случаях стресс удается снять, однако чаще всего дети вырастают с разнообразными отклонениями.

Одни дети из-за плохого питания в будущем страдают патологиями внутренних органов, у других из-за жестокого обращения появляются нервные заболевания. Перечень болезней огромный, всех их не перечислить, однако здоровье портится у многих с раннего возраста. Именно поэтому детей стараются оберегать органы опеки и социальные службы.

В итоге у таких детей нарушена ещё с младенчества центральная нервная система. Часто можно встретить такие заболевания, как кардиопатия, расстройство мышечной системы, проблемы с органами дыхания, ЖКТ, мочевыводящими путями, сосудами головного мозга и многое другое.

Каждый ребёнок, который растёт в неблагополучной семье, имеет отклонение в здоровье. Это не только физическое развитие, но и моральное. Эти дети плохо едят, спят, растут и очень часто болеют простудными заболеваниями. Ведь иммунитет у них оставляет желать лучшего.

Болеют не только те дети, которые выросли в семье алкоголиков и наркоманов. Часто можно встретить маму, которая перенесла сифилис, гепатит, ВИЧ и т. д. Обследования показывают, что большинство детей являются носителями этих недугов. Их лечат долго и не всегда успешно, так как такие болезни врождённые.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
STELLA-CLOTHES
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: