История моды: cтили костюмов

Классицизм, ампир и барокко: как связаны между собой эти стили?

Почему стоит поднять тему использования стилей барокко и ампир, если мы говорим о классицизме? Все просто и объяснимо. Давайте разбираться.

Классицизм и ампир

Интерьеры классицизма и ампира неразрывно связаны между собой. Точнее говоря, ампир – и есть классицизм в усовершенствованной форме, то есть это – стиль высокой стадии развития последнего. Родиной является Франция. Толчком для зарождения явились успешные походы Наполеона, которые не могли не сказаться и всех сферах жизни общества в тот период времени.

Чем отличается ампир от классицизма? С точки зрения оформления интерьера, ответ дать весьма сложно. Ведь видоизменение стиля произошло под влиянием военно-политических процессов, что не могло не наложить отпечаток.

  • Стоит отметить, что ампир имеет схожие черты с барокко, который стоял по ту сторону от классицизма. Он отличается большей праздностью и торжественностью.
  • Цвета в интерьере стали ярче, насыщеннее, исчезло присущее классицизму спокойствие и умиротворённость.
  • Распространенным явлением стало изображение воинских достижений и иных изображений, повышающих патриотизм.

В современном интерьере повторить ампир вполне возможно. Более того, строгость граней несколько стерта. Позволителен более усложненный и праздный декор, более яркие и броские оттенки. При этом необходимо сохранить присущую классицизму симметричность и лаконичность.

Ампир

Классицизм и барокко

Классицизм и барокко в интерьере – два противоборствующих стиля. Умеренный, спокойный, монументальный классицизм изначально никак не мог ужиться с напыщенным, чрезмерно ярким и праздным барокко.

  • Неспроста стиль получил такое название, ведь в переводе оно означает «жемчужина причудливой формы».
  • Для него характерны: живописность, динамичность, большое количество декора, лепнины. Одним словом, это стиль ярко выраженного роскошества.
  • Однако, несмотря на это, стили могут даже сочетаться и комбинироваться. Это касается конкретно современных дизайнов.
  • Ведь, при профессиональном подходе, можно суметь скомбинировать даже несочетаемое, получив при этом блестящий результат.
  • Некоторое слияние стилей наблюдается еще на заре их возникновения. Это касается варианта французского классицизма, о котором мы упоминали выше.

Барокко

Классицизм в России

Популяризация стиля в Российской Империи происходила в период правления Екатерины II. Её Величество разделяла идеи Просвещения, общалась с представителями движения и вводила на своих землях моду на всё французское. Классицизм проникал в живопись, архитектуру, скульптуру.

Самые выдающиеся художники – Брюллов, Левицкий, Рокотов, Кипренский, Лосенко. Особенно хорошо развился в России классицистический портретный жанр. На полотнах Левицкого, Рокотова запечатлены и простые люди, и первые лица.

Подлинным увековечением русского классицизма стала архитектура Санкт-Петербурга, созданная итальянцами. Стиль доминировал в империи вплоть до 30-х годов XIX века, когда уже правил Николай II.

Особенности стиля: мотивы, ювелирная техника

Эпоха классицизма началась с возобновления интереса к античному стилю. Этому предшествовали масштабные раскопки мертвых городов, погибших от извержения Везувия. Реликвии, найденные под завалами Помпея и Геркуланума настолько впечатлили мастеров, что они начали копировать ювелирные работы античных «коллег». Не забывая, впрочем, привносить свои новшества.

К 50-м годам этого же столетия он окончательно вытеснил предшественника – барокко. Главной особенностью нового стиля стало подражание древнегреческому искусству. Направление характеризуется четкостью, простотой, симметричностью.

Преобладающие мотивы классицизма:

  • мифология Древней Греции и Древнего Рима;
  • крупные восстания и их герои, атрибутика (оружие, гильотины, портреты);
  • античные предметы и аксессуары – вазы, амфоры, урны, колонны и т.д.;
  • геометрические фигуры – овалы, ромбы, треугольники, многоугольники;
  • растительные мотивы – листья лавра и дуба, цветы, пальметты.

Преобладающим материалом для создания роскошных ювелирных украшений стало 14-каратное золото, с которым иногда соперничало 8-каратное. Сплав с 18-ю каратами, который использовался в эпоху барокко, производить перестали.

Изделия декорировались драгоценными и полудрагоценными камнями: гранатами, аквамаринами, кораллами, аметистами, бирюзой и янтарем. Были, разумеется, и другие самоцветы. Но перечисленные в классицизме встречаются чаще всего.

К концу века особо популярной стала ажурная филигрань. Украшения с ней по красоте могли соперничать с ювелирными изделиями, но позволить их себе могла не только знать, но и средний класс. Филигранью украшали ожерелья, браслеты и серьги, из нее делали сеточки для волос.

Мужчины особой страсти к украшениям не питали, но надевать кое-какие изделия этикет их все же обязывал. Булавки для галстука, перстни, часы на цепочке – вот скромный набор джентльмена XVIII столетия.

Подробное описание стиля

Классицизм как явление появился во Франции в XVII веке. Со временем новое течение дошло до всех ведущих стран Старого Света: Британии, Германии, Испании, Российской Империи.

Сама глубинная суть направления классицизма заложена в его названии. На латыни classicus буквально значит «образцовый», «высший». Так называли тех представителей древнеримского общества, кого относили к самому высокому сословию.

Именно искусство античных греков и римлян возводили в эталон творцы классицизма. Они воспринимали его как идеал, который следует возвращать к жизни в современных реалиях.

В своих произведениях сторонники свежего течения жаждали познать подлинную суть, истину вещей и явлений. Главной задачей считали помочь человеку возродить или впервые найти в себе принципы морали, нравственности, и далее жить уже по ним.

Также в творениях классицистов нередко заложены правила превосходства высшего над мелким, личным, земным. Вселенная как эталон и одновременно прообраз всего – вот что считалось основой мировоззрения.

Классицизм затрагивает только глубинные смыслы, оперирует вечными категориями, не делая акцент на частном, наносном. Картина, скульптура, строение: любое произведение делается по чётко означенным канонам, логичным и устоявшимся, как Вселенная.

Классицизм в архитектуре России: что не смогла Европа

Имя Андреа Палладио в России впервые узнали в 1699 году, когда сподвижник Петра Великого князь Долгорукий перевёл трактат венецианца «Четыре книги об архитектуре». Первый русский император оценил соответствие упорядоченной системы застройки проводимым реформам. Ему понравились образцы классических зданий.

Особенности русского классицизма в архитектуре

Столицей русского классицизма становится Петербург. Принципы классицизма заложены в его чертежах: симметрия, пропорция, крупные формы, упорядоченность, масштабность, перспектива. В этом стиле планировалось создание дворцов, театров, административных учреждений и жилых домов.

О тонкостях отличия российской версии палладианства человеку неподготовленному узнать нелегко. Нужно разбираться в чертежах, конкретных особенностях строения форм зданий

Важно понимать культурные смыслы, которые вкладывались в здания, какая жизнь в них протекала, какие люди их создавали и населяли.  Эти аспекты разбираются в статье В. Успенского Палладианская Россия

Екатерининский классицизм

Расцвет классического стиля наступает, когда Екатерина II (с 1762 по 1796 гг.) приглашает архитекторов-палладианцев Чарльза Камерона и Джакомо Кваренги для работы в России. При Екатерине классическая архитектура выражала передовые философские взгляды на обустройство мира. Просвещенная императрица отстраивала столицу и загородные резиденции. Осуществляла массовую перепланировку русских городов по всей стране вплоть до Урала.

«Жалованная грамота дворянству» Екатерины II вызвала активное строительство дворянских усадеб. В загородном строительстве пальму первенства держал последователь Дж. Кваренги Н. А. Львов. Он строил «дворянские гнёзда» по принципу виллы Ротонды. Многие барские дома и последующих столетий так или иначе копируют его усадьбы, которые стоят на пригорке и глядят в пруд…

К раннему русскому классицизму, кроме вышеназванных, относят архитекторов:

  • Ж. Б. Валлен-Деламота (Большой Гостиный двор, Юсуповский дворец на Мойке, Санкт-Петербург) ,
  • А. Ф. Кокоринова (дом К.Г. Разумовского на Мойке, совр. Педагогический университет им. Герцена, Санкт-Петербург),
  • Ю. М. Фельтена (Мещанское (Александровское) училище при Смольном, С-Петербург),
  • К. И. Бланка (Храм Николая Чудотворца в Звонарях, Москва),
  • А. Ринальди (Мраморный дворец, С-Петербург).

Здания, построенные в период 1760—1780 гг. ещё сохраняли пластику и динамику форм, присущих барокко и рококо. (Кликните для увеличения картинки)

Зрелый классицизм в архитектуре России

После 1770 г. появились здания в классическом стиле, ставшие образцом для строительства дворянских дворцов-усадеб и крупных жилых городских домов.

Архитекторы зрелой поры классицизма:

  • Дж. Кваренги ( усадьба «Кирьяново», дача Е. Р. Дашковой — пр. Стачек, 45),
  • Н. А. Львов (усадьба Знаменское-Раёк, Усадьба Никольское-Черенчицы),
  • Ч. Камерон (работы в Царском Селе),
  • И. Е. Старов (Троицкий собор в Александро-Невской лавре в Санкт-Петербурге),
  • В. И. Баженов (ансамбль Царицыно, сохранилось несколько построек) и
  • М. Ф. Казаков (Здание Сената в московском Кремле, Москва).

Камеронова галерея (Царское Село) Фото: User:MatthiasKabel — собственная работа, CC BY 2.5, Ссылка

В результате крупного градостроительства на рубеже XVIII—XIX веков возникли городские ансамбли центра Петербурга (А. Н. Воронихин, А. Д. Захаров, К. И. Росси) и Москвы (Д. И. Жилярди, О. И. Бове, А. Г. Григорьев), застраивающейся после пожара 1812 года. К этому же стилю относятся ансамбли городских центров Костромы, Твери, Ярославля.

Русский ампир в архитектуре России связывают с периодом возведения Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге архитектором Огюстом Монферраном (1858 г).

Классицизм в архитектуре советского периода представляет сталинский ампир. Относится к 1948 — 1953 годам, когда в Москве появились 7 высотных зданий. Примеры с описаниями можно найти в статье Стиль ампир в архитектуре Европы и России.

Краткое описание других стилей с примерами в хронологическом порядке читайте в статье Архитектурные стили: хронология, фото, видео.

Пишите комментарии или задавайте вопросы.

Характеристика стиля

Стиль классицизм в интерьере можно узнать по двум признакам: качество и стоимость. В оформлении комнат используются дорогие и качественные материалы: золото, натуральные богатые ткани, камень, натуральное дерево.

Полы были выложены паркетом из ценных пород дерева: дуб, карельская береза, розовое дерево, орех, вишня. Паркет был однотонным или имел простой узор.

Такое же дерево использовалось и при изготовлении мебели. Для придания блеска фасады сверху покрывали светлым лаком, в который добавляли позолоту.

Стены были ровными и гладкими. Часто одну из стен затягивали тканью из натурального шелка. Рисунок выбирали неброский, цвет ткани – светлый.
Такими же текстильными обоями обтягивали двери.  Текстиля в интерьере было много.


Размеры мебели были невелики, тем не менее, она элегантна и роскошна: изогнутые линии, круглые подголовники и подлокотники.
В помещение присутствуют колонны и статуи, лепнина и рельефные композиции, барельефы и розетки, фестоны, лепные гирлянды по периметру комнаты.


Особенности стиля классицизм предполагают, что интерьер украшают разнообразные зеркала, хрустальные светильники, бра, высокие книжные шкафы, фарфоровая посуда и статуэтки, картины, камин, предметы антиквариата.

Цвета интерьера приглушенные, даже пастельные: охра, бежевый, светло-желтый, кремовый, светлые оттенки розового, зеленого и голубого цветов.

Архитектура: театры, церкви и другие здания

Классицизм обращался к основам античной архитектуры, используя не только элементы и мотивы, но и закономерности в конструкции. Основа архитектурного языка – ордер с его строгой симметрией, пропорциональностью создаваемой композиции, регулярностью планировки и чёткостью объёмной формы.

Создавались неукреплённые дворцы, садово-парковые ансамбли, которые стали основой французского сада с его выпрямленными аллеями, подстриженными газонами в форме конусов и шаров. Типичные детали классицизма – акцентированные лестницы, классический античный декор, купол в общественных зданиях.

Поздний классицизм (ампир) приобретает воинские символы («Триумфальная арка» во Франции). В России каноном архитектурного стиля классицизма можно назвать Санкт-Петербург, в Европе – это Хельсинки, Варшава, Дублин, Эдинбург.


Бранденбургские ворота, Берлин, Германия

Мода: одежда Европы и России

Интерес к античности в одежде стал проявляться в 80-е годы XVIII века. Особенно это проявилось в женском костюме. В Европе возник новый идеал красоты, прославляющий естественные формы и прекрасные женские линии. Вошли в моду тончайшие гладкие ткани светлых тонов, особенно белого. Женские платья лишились каркасов, прокладок и нижних юбок и получили форму длинных, задрапированных складками туник, разрезанных по бокам и перехваченных поясом под грудью. Надевались они на трико телесного цвета. В качестве обуви служили сандалии с лентами. Причёски копировались с античности. В моде ещё остаётся пудра, которой покрывались лицо, руки, декольте.

С начала XIX века парадные платья стали шить со шлейфами и глубоким декольте. А в повседневных платьях вырез прикрывался кружевной косынкой. Постепенно меняется причёска, и пудра уходит из употребления. В моду входят коротко стриженные волосы, закрученные в локоны, повязанные золотой лентой или украшенные венцом из цветов.

Мужская мода складывалась под влиянием англичан. Становятся популярными английский суконный фрак, редингот (верхняя одежда, напоминающая сюртук), жабо и манжеты. Именно в эпоху классицизма в моду входят мужские галстуки.

Классицизм в дизайне интерьера

Атмосфера и эпоха классицизма в интерьере требует просторных помещений. Обладатели просторных квартир с высокими потолками (не менее трех метров) или загородных вилл и домов могут смело воплощать стиль у себя в жилище.

Классицизм в дизайне интерьера не подразумевает разграничение пространства стенами и перегородками. Зонирование не предусмотрено — помещение должно быть оформлено в единой цветовой гамме, предметы интерьера следует расположить с учетом строгой симметрии и логичности.

Для создания эффекта максимально естественного освещения, в комнате размещают большие зеркала, устанавливают широкие окна.

Не перегружайте интерьер, нагромождая предметы в помещении, здесь должно быть много воздуха и света.

Большие предметы должны быть строгой классической формы, не претендовать на оригинальность.

Арочные проемы должны быть строго пропорциональны.

Искусство

Живопись и изобразительное искусство

В живописи классицизм характеризуется также сдержанностью и строгостью. Основные элементы формы – линия и светотень. Локальный цвет подчёркивает пластику предметов и фигур, разделяет пространственный план картины. Крупнейший мастер XVII в. – Лоррен Клод, известный своими «идеальными пейзажами». Гражданский пафос и лиричность объединились в «декоративных пейзажах» французского живописца Жака Луи Давида (XVIII в.). Среди русских художников можно выделить Карла Брюллова, сочетавшего классицизм с Романским стилем (XIX в.).

Литература: герои и личность в произведениях

Литература эпохи класицизма пропагандировала разум, побеждающий чувства. Конфликт между долгом и страстями – основа сюжета литературного произведения, где личность постоянно находится в напряжении и должна выбрать, какое принять решение. Проведена реформа языка во многих странах и заложены основы поэтического искусства. Ведущие представители направления – Франсуа Малерб, Корнель, Расин. Главный композиционный принцип произведения – единство времени, места и действия.

В России классицизм развивается под эгидой эпохи Просвещения, главными идеями которой стали равенство и справедливость. Самый яркий автор литературы эпохи русского классицизма – М. Ломоносов, заложивший основы стихосложения. Главным жанром стала комедия и сатира. В этом русле работали Фонвизин, Кантемир.

«Золотым веком» считают эпоху классицизма для театрального искусства, которое развивалось очень динамично и совершенствовалось. Театр был довольно профессиональным, а актёр на сцене не просто играл, а жил, переживал, оставаясь при этом самим собой. Театральный стиль был провозглашён искусством декламации.

Пример картины в классическом стиле:


Король Лир, Уильям Шекспир

Характеристика стиля в современном интерьере

Современный интерьер трудно оформить в настоящем классическом стиле, но максимально точно воплотить в нем черты классицизма  вполне по силам. Классицизм великолепно смотрится как в просторных комнатах, так и в среднестатистических квартирах. Главное, правильно расставить акценты и выбрать цвета.

Если вы хотите создать стиль классицизм в небольшой комнате, желательно, чтоб потолки были высокими. Тогда и смотреться стиль будет органично. На высоких потолках можно установить гипсовую лепнину, повесить хрустальную люстру с подвесками.

Учитывая характерные черты классицизма, для современных квартир выбирайте светлые, нежные оттенки: голубой, светло-зеленый, кремовый, золотой, светло-коричневый, охра, оливковый, песочный.

Для стиля классицизм характерны ровные, гладкие стены. Одну из стен или только ее часть можно затянуть тканью и поставить под нее, например, диван. Если стены должны быть однотонными, то напольное покрытие, мягкая обивка может иметь незатейливый растительный орнамент. К слову, мебель в стиле классицизм обивается тафтой, гобеленовыми тканями, бархатом.

В классическом интерьере приветствуется зонирование помещения. Так, с помощью текстильной отделки стен, разнопланового освещения можно в комнате выделить зону отдыха. Стоит поставить туда журнальный или кофейный столик, мягкие и уютные кресла и диваны, установить рассеянный свет.

Часть комнаты отведите под библиотеку. Высокий книжный шкаф, кресло в углу, бюро для работы, торшер на длинной ножке под золотистым или светло-зеленым текстильным абажуром подарит умиротворение и оградит от суетного мира.

Для интерьера в стиле классицизм выбирайте мебель из натурального дерева: вишни, дуба, ореха, розового дерева. Золотая поталь или инкрустация, нанесенная на выступающие части мебели, сделает ее более торжественной и дорогой.

Освещение должно быть различным. Это и многорожковые люстры с хрустальными подвесками, и подходящие по стилю настенные бра и настольные лампы, напольные торшеры. Лампочки выбирайте похожие на свечи. Если позволяет высота комнаты, люстра может свисать на цепочке. Если же нет – она крепится розеткой прямо к потолку.

Окна в комнате должны быть большими и высокими. Тогда шторы из богатых, но тяжелых тканей со сложной ступенчатой драпировкой будут смотреться уместно. Уравновесьте тяжелые портьеры легкими занавесками, подвязками с кистями. Для портьер используется парча, тафта, бархат, жаккард, шелк. Для легких занавесок – вуаль, кристаллон, органза, шифон.

Классицизм – это симметрия. Поэтому стоит оформить противоположные стены или двери и окна, расположенные друг напротив друга, одинаково или хотя бы в одном тоне, чтобы создать гармонию.

Камин, если он присутствует в комнате, будет к месту. Он может быть как искусственным, так и натуральным. Добавьте над ним полку, поставьте на нее резную шкатулку или массивные часы.

Классицизм – это сочетание дерева, камня и натуральных тканей. Полы выстелите паркетом с каким-либо орнаментом. Камин можно задекорировать камнем или керамической плиткой. Нижнюю часть стены отделать деревянными или текстильными панелями. Помните, что материалы хотя бы внешне должны выглядеть дорого – интерьер в стиле классицизм обязан быть роскошным.

Не перегружайте интерьер мелкими декоративными элементами. Вместо маленькой вазочки выберите большую напольную, вместо маленьких картин – картину внушительного размера, вместо изящных статуэток высокую подставку для цветов. Чтобы не нарушить классику, технические новинки спрячьте в шкафы или ниши.

Однако на кухне классицизм мирно уживется с современной техникой и даже добавит в интерьер изюминку.

Основные идеи классицизма:

Стремление к характерной для античности гармонии. Симметрия, четкая пропорциональность,правильность форм. Все должно быть продумано.
Рациональность. В классицизме все практично и нет излишней вычурности.
 Статусность. Классицизм в интерьере выбирают люди, заботящиеся о своей репутации.
 Приверженность традициям

Классика − значит нечто, всегда остающееся стильным.
 Важность эстетики.В интерьере приветствуется наличие предметов искусства: картин, скульптур.

Несмотря на то, что классицизм эффектнее смотрится в больших помещениях, реализовать его можно где угодно. Классика актуальна всегда, поэтому главное − выполнение канонов этого стиля.

Значение направления в искусстве

Роль классицизма в истории культуры XVII-XIX веков переоценить трудно. После изящных торжественных барокко и рококо возвращение к античным канонам, облачение их в современные реалии через точность форм и линий, прагматику, сдержанность дало новые веяния в европейском и мировом искусстве.

Развитие классицизма проходило параллельно с великими событиями: раскопками Помпеев, Французской революцией. Творцы с помощью художественных приёмов воплощали в своих работах реакцию на события настоящего через оптику античности, и участвовали в формировании сознания европейского человека новой формации. Классицизм прошёл через две волны активного развития и оставил для потомков выдающиеся шедевры во всех видах искусства.

Истоки стиля классицизм в интерьере

В переводе с французского языка стиль «классицизм» звучит как «образцовый стиль». Зародился стиль в 17-м веке в Европе, точнее, во Франции. Считается, что появился он во времена правления Наполеона I Бонапарта. Как полководец, он любил все практичное и незамысловатое. Как император, Наполеон понимал, что интерьер его резиденции должен соответствовать королевской особе, быть роскошным и престижным. Вот благодаря сочетанию таких разных требований и появился стиль классицизм в интерьере.

Возрождение совершило переворот, возобновив интерес к искусству античности. Классицизм же, не отказываясь от традиций античности, привнес в них свою строгость и рационализм. Тем не менее его нельзя назвать слишком скромным. Это стиль, в котором оформлялись королевские дворцы, стиль роскоши и богатства. Для оформления использовались скульптуры, колонны, лепнина. Оформить свой дом в таком стиле могли себе позволить лишь немногие.

При всей своей каноничности классицизм приобретал разный вид в разных странах. Если в Англии для него была характерна строгость и умеренность, то во Франции он был более пышным и роскошным. В России классицизм обрел популярность в 18 веке. Он отобразился на архитектуре и интерьере дворцов Петербурга, которые тогда служили эталоном вкуса.

Просуществовал классицизм до 19 века, после чего был вытеснен другими стилями.Однако сейчас этот стиль вновь стали использовать для оформления интерьеров, как стиль, демонстрирующий хороший вкус и высокий статус.

Этот стиль не столько роскошный, сколько рациональный. Самый ранний классицизм отличался аскетическим оформлением помещений. Можно было встретить гобелены на стенах, шкуры животных на полах и темную, практичную мебель.

Строгий классицизм характеризовался строгими геометрическими формами и линиями. В декоративной отделке напрочь отсутствовали признаки стиля барокко, популярного ранее. В помещениях были колонны, пилястры, лепнина.

Самым роскошным стилем считается ампир – третье направления стиля классицизм. Высокие потолки с огромной хрустальной люстрой, большие окна с многослойными шторами, кровати под балдахинами, колонны и статуи – все это выглядело торжественно и роскошно.

Даже мебель стала мягче: круглые подлокотники, удобные спинки. Стулья и танкетки «встали» на изогнутые ножки», такие же изогнутые линии появились на лепнине, в отделке мебели.

Однако помещение было функциональным и рациональным – все было на своих местах и ничего лишнего.

Екатерининский классицизм

Рассвет классицизма в интерьере российских дворцов пришелся на годы правления Екатерины Второй. На начальной стадии еще сохранились и элементы барокко от Растрелли, и елизаветинское рококо. Все это мешалось с французским направлением и античными мотивами от Камерона. Поэтому классицизм той эпохи чаще называют переходным стилем.


Один из залов Зимнего дворца, оформленный в классицизмеИсточник fi.pinterest.com


Мебель в стиле классицизм во дворцеИсточник 1olestnice.ru

Санкт-Петербург застраивался дворцами и русский двор не хотел отставать в роскоши от европейских. Поэтому для новых особняков мебель закупалась на западе. И первым поставщиком стал Рентген, гарнитуры которого и определили развитие русского классицизма. Предметы от мастера были противоречивы. Одни имели крупные масштабы и сложные украшения. Другие были в противовес просты и скромно декорированы.

Но к концу восемнадцатого века Россия уже имеет собственное производство. И застроенная дворцами столица наполнилась роскошными мебельными гарнитурами от Гамбса, Тура и Шарлеманя. Первый являлся учеником Рентгена и его мебель обрела такую популярность, что ею обставлялись многие городские дома и дворянские усадьбы.


Мебель работы братьев Гамбс в стиле классицизмИсточник omsk.bezformata.com

В стиле классицизм от Екатерины выделялись несколько приемов декорирования:

  • Предметы имели резьбу, окрашивались и золотились.
  • Создавался мозаичный набор.
  • Мебель из полированного красного дерева из украшений имела только бронзовые накладки.

К концу восемнадцатого века появилась знаменитая мебель из карельской березы, а на Тульском оружейном заводе выпустили первый металлический гарнитур специально для русского классицизма.


Стальная мебель в стиле классицизмИсточник pushkin.blizko.ru

Классицизм в интерьере

Требования к интерьеру в стиле классицизм были фактически теми же, что и к архитектурным объектам: монолитность конструкций, выверенность линий, лаконичность и в то же время изящество. Интерьер становится более светлым и сдержанным, а мебель – простой и легкой. Часто используются египетские, греческие или римские мотивы.

Мебель эпохи классицизма изготавливалась из ценных пород дерева, большое значение приобрела фактура, которая стала выполнять декоративную функцию. В качестве отделки часто использовались деревянные резные вставки. В целом декор стал более сдержанным, но более качественным и дорогостоящим.

Формы предметов упрощаются, линии становятся прямыми. В частности, происходит выпрямление ножек, поверхности становятся проще. Популярная расцветка: красное дерево плюс легкая бронзовая отделка. Стулья и кресла обиваются тканями с цветочным орнаментом.

Люстры и светильники снабжаются хрустальными подвесками и достаточно массивны в исполнении.

В интерьере присутствует также фарфор, зеркала в дорогих рамах, книги, картины.

Цвета этого стиля зачастую имеют четкие, почти первичные желтые, синие, а также лиловые и зеленые тона, причем последние используются с черным и серым цветами, а также с бронзовыми и серебряными украшениями. Популярен белый цвет. Нередко употребляются цветные лаки (белый, зеленый) в сочетании с легкой позолотой отдельных деталей.

В настоящее время стиль классицизм может быть с успехом использован как в просторных залах, так и в небольших комнатах, но при этом желательно, чтобы в них были высокие потолки — тогда этот способ декорирования произведет больший эффект.

Для подобного интерьера могут также подойти ткани – как правило, это яркие, богатые сорта текстиля, в том числе гобелены, тафта и бархат.

Классицизм в архитектуре

Возведение в эталон античных канонов, тяга к простым и строгим формам – этим же базовым принципам следовало в XVII-XVIII веках и зодчество. Основы стиля сформировал венецианец Палладио и его ученик Скамоцци.

Постепенно классицистические архитектурные композиции украсили главные города Европы и Америки. Площадь Согласия в Париже, Зал Вальхаллы близ Регенсбурга, Банк Англии в Лондоне, Капитолий в Вашингтоне – все эти строения стали памятником эпохи.

В наполеоновской Франции неоклассицизм перетёк в ампир. Этот стиль представлен, в частности, Триумфальной аркой в Париже и колонной Нельсона в Лондоне.

В России оплотом классицизма стал Петербург. Среди ярких образцов – Казанский собор, Юсуповский и Таврический дворцы, Исаакий.

Искусство

Живопись и изобразительное искусство

В живописи классицизм характеризуется также сдержанностью и строгостью. Основные элементы формы – линия и светотень. Локальный цвет подчёркивает пластику предметов и фигур, разделяет пространственный план картины. Крупнейший мастер XVII в. – Лоррен Клод, известный своими «идеальными пейзажами». Гражданский пафос и лиричность объединились в «декоративных пейзажах» французского живописца Жака Луи Давида (XVIII в.). Среди русских художников можно выделить Карла Брюллова, сочетавшего классицизм с Романским стилем (XIX в.).

Литература: герои и личность в произведениях

Литература эпохи класицизма пропагандировала разум, побеждающий чувства. Конфликт между долгом и страстями – основа сюжета литературного произведения, где личность постоянно находится в напряжении и должна выбрать, какое принять решение. Проведена реформа языка во многих странах и заложены основы поэтического искусства. Ведущие представители направления – Франсуа Малерб, Корнель, Расин. Главный композиционный принцип произведения – единство времени, места и действия.

В России классицизм развивается под эгидой эпохи Просвещения, главными идеями которой стали равенство и справедливость. Самый яркий автор литературы эпохи русского классицизма – М. Ломоносов, заложивший основы стихосложения. Главным жанром стала комедия и сатира. В этом русле работали Фонвизин, Кантемир.

«Золотым веком» считают эпоху классицизма для театрального искусства, которое развивалось очень динамично и совершенствовалось. Театр был довольно профессиональным, а актёр на сцене не просто играл, а жил, переживал, оставаясь при этом самим собой. Театральный стиль был провозглашён искусством декламации.

Пример картины в классическом стиле:


Король Лир, Уильям Шекспир

Экстерьер направления классики: сооружения

Внешние признаки классицизма в архитектуре ярко выражены, их можно выявить при первом взгляде на здание.

  1. Конструкции: устойчивые, массивные, прямоугольной и арочной формы. Композиции чётко спланированы, соблюдается строгая симметрия.
  2. Формы: чёткая геометричность, объёмность и монументальность; статуи, колонны, ниши, ротонда, полусферы, фронтоны, фризы.
  3. Линии:строгие; регулярная система планировки; барельефы, медальоны, плавный рисунок.
  4. Материалы: камень, кирпич, древесина, лепнина.
  5. Крыша: сложной, замысловатой формы.
  6. Преобладающие цвета: насыщенные белый, зелёный, розовый, пурпурный, небесно-голубой, золотой.
  7. Характерные элементы: сдержанный декор, колонны, пилястры, античный орнамент, мраморная лестница, балконы.
  8. Окна: полукруглые, прямоугольные, удлинённые вверх, скромно оформленные.
  9. Двери: прямоугольные, филенчатые, часто украшены статуями (льва, сфинкса).
  10. Декор: резьба, позолота, бронза, перламутр, инкрустация.


Схема строения зданий эпохи классицизма

Французское направление

Продвигать стиль начала знаменитая мадам Помпадур, любовница короля Людовика XV. А завершил уже следующий сюзерен. Но поскольку ему в наследство досталось тяжелое экономическое положение, то стиль приобрел множество буржуазных черт.

На первое место в интерьере выдвигалось свободное пространство, а элементов декора использовалось только по самым необходимым параметрам. Это же касалось и мебели. Ее было немного, а ее формы делались зрительно устойчивыми.


Мебель эпохи классицизма в Версальском замкеИсточник dakelin.ru


Классицизм французского замкаИсточник admagazine.ru

К концу восемнадцатого века предметы приобретают прямоугольную форму, вместо привычной волнообразной. Горизонтальные и вертикальные элементы, а также места соединений делаются подчеркнутыми. Ножки выпрямляются и в декор вводятся античные орнаменты. Детали перевязываются бантами, а обивку закрепляют мебельными гвоздями с большой золоченной шляпкой.

На смену обтекаемости приходит прямой угол и резко выраженная плоскость. Широкое распространение получают кресла и стулья с резьбой низкого рельефа. А среди шкафов первенство обрели угловые конструкции, секретеры и комоды с этажерками.


Французский классицизм в интерьереИсточник Pinterest

Все украшается резьбой и бронзовыми накладками. Также в чести золоченые барельефы, обвитые плетенными шнурами. Кровати лишились балдахинов и приобрели четкую прямоугольную спинку. Из мастеров самым знаменитым был Жан Ризенер, который ввел моду на красное дерево. А французское направление широко распространилось по всей Италии.

Представители классицизма

Классицизм стал одним из наиболее распространённых во всём мире стилей. На протяжении всего периода его существования появилось множество талантливых мастеров, и было создано большое количество проектов.

Основные черты архитектурного классицизма в Европе были сформированы благодаря работам венецианского мастера Палладио и его последователя Скамоцци. 

В Париже одним из наиболее влиятельных архитекторов периода классицизма Жак-Жермен Суффло – он искал оптимальные решения для организации пространства. Клод-Никола Леду предвосхитил многие принципы модернизма.

В целом же основные черты классицизма во Франции проявились в таком стиле как ампир – «имперском стиле». Это стиль позднего  классицизма в архитектуре и искусстве, который также называют высоким. Он возник во Франции в период правления Наполеона I и развивался вплоть до 30-х годов XIX века. после чего сменился эклектическими течениями.

В Британии эквивалентом ампира стал «регентский стиль» (в частности, крупный вклад внёс Джон Нэш). Одним из основоположников британской архитектурной традиции считается Иниго Джонс – архитектор, дизайнер и художник.

Наиболее характерные интерьеры в стиле классицизма были разработаны шотландцем Робертом Адамом. Он старался отказаться от деталей, не выполняющих конструктивную функцию. 

В Германии благодаря Лео фон Кленце и Карлу Фридриху Шинкелю появились общественные здания в духе Парфенона.

В России особое мастерство проявили Карл Росси, Андрей Воронихин и Андреян Захаров.

Заключение

Идеи эпохи классицизма с успехом используются в современном дизайне. В нём сохраняется благородство и изящность, красота и величие. Основные черты – это настенная роспись, драпировка, лепнина, мебель из натурального дерева. Украшений немного, но все они роскошны: зеркала, картины, массивные люстры. В целом стиль и сейчас характеризует хозяина как респектабельного, далеко не бедного человека.

Позже еще появляется новый стиль, который знаменовал приход новой эпохи – это неоклассицизм в архитектуре. Его особенностью стало совмещение нескольких современных стилей, в которые входят не только классический, но еще барокко (в живописи), античная культура, маньеризм и эпоха Возрождения.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
STELLA-CLOTHES
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: