Живопись и музыка
Фламандский художник Питер Пауль Рубенс известен своими работами с изображением античных героев. Одна из его потрясающих работ — «Прометей Прикованный». Другой фламандец по имени Якоб Йорданс, который был последователем Рубенса, написал картину «Орёл, терзающий Прометея». Похожий стиль имел Ян Коссирс, который прославился картиной «Прометей, несущий огонь». Тициан Вечеллио увековечил образ древнегреческого персонажа в работе «Наказание титана».
Композиторы тоже находили вдохновение в античном эпосе. Венгерский музыкант Ференц Лист посвятил Прометею симфонию. Образ титана покорил и русского композитора Александра Скрябина, который создал музыкальную поэму в честь героя. А итальянский танцмейстер Сальваторе Вигано под впечатлением от прочитанного мифа придумал балет, состоящий из двух актов и поставленный под музыку Бетховена.
Образ античного божества Прометея вдохновляет людей на подвиги ещё с древних времён. Из истории известно о многочисленных случаях, когда люди обманывали ради собственной выгоды. Но были и такие персоны, которые были готовы идти на верную гибель ради улучшения мира и жизни окружающих. Образ титана, ставший символом самопожертвования, выступает ярким примером борьбы за благо человечества, права жить достойно и мыслить свободно.
Теория возникновения религий Тайлора
Первоначально термин “анимизм” ввел в науку и использовал в первой половине XVIII века немецкий врач и химик Георг Эрнст Шталь. В своей работе он характеризовал анимизм как верование о душе, как основе всего сущего, без которой никакие жизненные процессы невозможны.
Он считал, что анимизм является ранней формой религии, то есть стадией развития религии, присущей первобытно-племенным общинам.
Одновременно он работал над отслеживанием эволюции анимистической системы уже в религиях народов, обладающих высокой культурой.
Основным в теории Тайлора являлась идея, гласящая, что все ныне существующие религии, от наиболее примитивных и до высокоразвитых мировых религий, в своей основе имеют воззрения анимистические, потому он называл анимизм «религиозным минимумом».
Полученная в процессе исследований информация дала толчок для развития доанимистических течений, последователи которых полагают, что у анимизма есть предшественники, например:
- магия (теория британского религиоведа, антрополога, культуролога Дже́ймса Джо́рджа Фрэ́зера)
- аниматизм (теория российского этнографа Льва Яковлевича Штернберга и английского антрополога и религиоведа Роберта Рэйналфа Маретты)
- дологический мистицизм, характерный для первобытных культур (теория философа и этнолога Люсьена Леви-Брюля).
Сущность психоаналитической теории личности
Согласно мыслям Фрейда, началом и основой жизни человеческой души являются различные инстинкты, стремления и желания, которые изначально присущи человеческому телу. Недооценивая сознание и социальную среду в процессе формирования и существования человека, Фрейд утверждал, что главную роль в организации человеческой жизни играют различные биологические механизмы. В частности, он считал, что существуют врожденные влечения к инцесту (инцесту), каннибализм, стремление убивать в каждом человеке с рождения, которые оказывают большое влияние на все психологические действия и поведение человека. Фрейд настаивал на том, что психическое развитие человека отражает развитие человечества, потому что каждый человек несет в своих психических структурах бремя далеких предковых переживаний.
По мнению Фрейда, две универсальные космические движущие силы играют особенно важную роль в формировании человеческой жизни: эрос (сексуальное влечение, стремление к жизни, стремление к самосохранению) и танатос (смертельное влечение, агрессивное влечение, разрушительное влечение).
Изображая жизнедеятельность человека в результате борьбы двух вечных сил Эроса и Танатоса, Фрейд считал, что эти инстинкты являются главными движущими силами прогресса. Единство и борьба Эроса и Танатоса не только обуславливают конечность существования человека, но и в значительной степени определяют деятельность различных социальных групп, народов и государств.
Согласно концепции Фрейда, носителем полового влечения является универсальная психическая энергия с сексуальной окраской (либидо), которую он иногда интерпретирует как энергию сексуального притяжения или сексуального голода.
Очень важную роль играет концепция либидо. В то же время, Фрейд не смог выработать четкую интерпретацию либидо, и в зависимости от различных поворотов теоретических исследований, он интерпретировал либидо в том или ином смысле.
В некоторых случаях он называл либидо количественно переменной силой и заявлял, что либидо следует отличать от энергии, которая должна лежать в основе всех психических процессов. В других он утверждал, что либидо, в своей глубочайшей основе и в конечном результате, является лишь продуктом дифференциации энергии, действующей в целом в психике.
Неосознанные (особенно сексуальные) стремления личности составляют ее потенциал и основной источник ее деятельности, задают мотивацию ее действий. В связи с невозможностью удовлетворения инстинктивных потребностей в их естественной форме, человек вынужден постоянно искать компромисс между глубоким стремлением и социально приемлемой формой его реализации. Модель личности Фрейда представляет собой трехуровневую структуру: нижний слой (Я или ИД), представленный бессознательными импульсами и «родовыми воспоминаниями Средний слой (Я или Эго) и верхний слой (Суперэго или Суперэго) — нормы общества, принятые индивидом. Самые агрессивные, агрессивные и спорные слои — это эго и суперэго. Они атакуют человеческую психику с обеих сторон и порождают невротическое поведение. Поскольку суперэго неизбежно становится больше, массивнее и тяжелее по мере развития общества, Фрейд видит всю историю человечества как историю нарастающего психоза.
Раскрывая суть концепции Фрейда, следует отметить, что ученый считал — важнейшую роль в формировании и функционировании человеческой жизни играет и Эдипов комплекс. Изучая сны своих пациентов, Фрейд заметил, что многие из них сообщали ему с возмущением и возмущением о снах, в которых главным мотивом был половой акт с матерью (инцест). Рассматривая это как определенную тенденцию, Фрейд приходит к выводу, что первое социальное влечение человека направлено на мать, в то время как первое сильное желание и ненависть направлены на отца.
В Эдиповом комплексе, по мнению Фрейда, «культивируется младенческая сексуальность, которая оказывает решающее влияние на сексуальность взрослого человека». Перед каждым новорожденным стоит задача преодолеть Эдипов комплекс; те, кто этого не делает, страдают от невроза.
Таким образом, по мнению Фрейда, Эдипов комплекс является основой существования человека, в то время как три сферы личности находятся в постоянном взаимодействии и оказывают влияние на функциональную деятельность друг друга. Одно из самых важных отношений такого рода — это отношения между «я» и «эго».
Танатос, как фактор смерти
Термин «мортидо», который существует в психоанализе, относится к желанию танатоса, желанию самоуничтожения.
В одной из существующих версий говорится, что инстинкт смерти пробуждается от основных неудовлетворенных биологических потребностей. Это может быть плохое питание, неэффективная социальная реализация, самоутверждение собственности, которые активируют механизм мортидо.
При активации мортидо возникает постоянное депрессивное состояние ума — это подавление обмена веществ, гормональной секреции и иммунной активности. Мортидо активируется эндорфин-анкефалиновым дисбалансом в нейрохимии мозга и проявляется как тревога и агрессия.
В первом случае энергия Мортидо заставляет человека избегать разрушительных факторов, она толкает его на то, чтобы взять ситуацию под контроль, а во втором она направлена на внешние объекты, чтобы уничтожить их. Главная цель этой темной энергии — уничтожить «объект ненависти». Когда человек не в состоянии выполнить свой «акт гиперкомпенсации» в силу определенных обстоятельств, мортидо направляется внутрь и запускает механизм самоуничтожения.
По сравнению со своим антонимом, либидо, мортидо недостаточно изучено в психоанализе.
Термин, относящийся к энергии ломки, распада и противостояния жизни, был введен Паулем Федерном, учеником Фрейда.
Согласно теории психоанализа, личность человека основывается на фундаментальных побуждениях — либидо (творческое), которое переживается как приятно знакомое, и мортидо (разрушительное), которое переживается как боль, неизвестное, пугающее.
Термин «драйв смерти» был предложен Z. Фрейд ссылается на стремление в живом организме восстановить первоначальное состояние, т.е. неодушевленное, неорганическое.
Когда человек находится в плохом состоянии, кажется, что он хочет умереть, но на самом деле это вряд ли так.
Фрейд вывел инстинкт смерти из простого наблюдения, что все живые существа рождаются и умирают, поэтому все живые существа бессознательно стремятся к смерти.
Генетики склонны говорить о существовании генетически обусловленного механизма старения, следствием которого является смерть.
Жизнь основана на рождении и смерти, а сущность основания, пищевой пирамиды, основана на убийстве и питании. Значит, смерть — это средство жизни, но не ее конец.
На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».
Здесь темы рефератов по психологии
Читайте дополнительные лекции:
- Классификация тренинговых групп
- Психологические особенности личности преступника
- Основы общей психологии
- Манипуляция как стиль социально-психологического взаимодействия
- Общие представления о «я-концепции»
- Групповая сплоченность по А. В. Петровскому
- Бине Альфред, французский психолог, доктор медицины и права парижского университета — Разработка тестов по измерению интеллекта (IQ-тест)
- Агрессия, ее причины и последствия — Агрессивность как инстинктивное поведение
- Дневные и ночные страхи у детей
- Визуальное восприятие
Многодушие
Уже узнав, что анимизм – это верования в духов, стоит также сказать, что некие племена верили еще и в то, что у человека может быть несколько душ, которые имеют разные предназначения и обитают в различных частях тела: в макушке, ногах или руках. Что касается жизнеспособности этих душ, то она могла быть разнообразной. Некоторые из них могли оставаться в могиле с умершим человеком, другие отправлялись в загробный мир для дальнейшего там проживания. А некоторые просто переселялись в ребенка, чтобы его одушевить. Примером могут служить якуты, которые веруют в то, что у мужчины есть восемь душ, а у женщины – семь. В некоторых верованиях родители при рождении ребенка отдавали ему часть своей души, что опять же может сказать о многодушии.
Иерархия богов Древней Греции
ПЕРВОЕ ПОКОЛЕНИЕ БОГОВ.
Сначала существовал Хаос. Боги, появившиеся из Хаоса — Гея (Земля), Никта/Нюкта (Ночь), Тартар (Бездна), Эреб (Мрак), Эрос (Любовь); боги, появившиеся от Геи — Уран (Небо) и Понт (внутреннее Море). Боги имели облик тех природных стихий, которые они воплощали.
ВТОРОЕ ПОКОЛЕНИЕ БОГОВ.
Дети Геи (отцы — Уран, Понт и Тартар) — Кето (владычица морских чудовищ), Нерей (спокойное море), Тавмант (морские чудеса), Форкий (страж моря), Эврибия (морская сила), титаны и титаниды. Дети Никты и Эреба — Гемера (День), Гипнос (Сон), Керы (несчастья), Мойры (Судьба), Мом (Злословие и Глупость), Немезида (Возмездие), Танатос (Смерть), Эрида (Раздор), Керы (Мщение), Эфир (Воздух); Апата (Обман).
ТИТАНЫ.
Титаны: Гиперион, Иапет, Кей, Криос, Кронос, Океан.Титаниды: Мнемозина, Рея, Тейя, Тефида, Феба, Фемида.Дети титанов (второе поколение титанов): Астерия, Атлас, Гелиос (персонификация солнца), Лето, Менетий, Прометей, Селена, Эос (персонификация утренней зари), Эпиметей.
ОЛИМПИЙЦЫ.
• Аид — бог подземного царства мёртвых• Аполлон — бог искусств и врачевания• Арес— бог войны• Артемида — богиня охоты• Афина — богиня мудрости и войны• Афродита — богиня любви и красоты• Гера — богиня семейных уз• Гермес — бог торговли, посланник Зевса• Гестия — богиня домашнего очага• Гефест — бог кузнечного дела• Деметра — богиня плодородия• Дионис — бог виноделия• Зевс — бог неба и громаnull• Посейдон — бог морей
Боги и божества водной стихии.
• Амфитрита — богиня моря, супруга Посейдона• Лимнады — нимфы озёр и болот• Наяды — нимфы родников, источников и рек• Нереиды — морские нимфы• Океан — персонификация мифологической мировой реки, омывающей Ойкумену• Океаниды — дочери Океана• Понт — бог внутреннего моря• Посейдон — бог морей• Речные боги — боги рек, сыновья Океана и Тефиды• Тефида — титанида, жена Океана, мать океанид• Тритоны — свита Посейдона и Амфитриты• Тритон — бог, вестник глубин
Боги и божества воздушной стихии.
• Эол — полубог, повелитель ветров• Борей — олицетворение северного бурного ветра• Зефир — западный сильный ветер, читался также вестником богов, (у римлян стал олицетворять ласкающий, лёгкий ветер)• Нот — южный ветер• Австр — восточный ветер• Аура — персонификация лёгкого ветра, воздуха
Боги смерти и подземного мира.
• Аид — бог подземного царства мёртвых• Персефона — супруга Аида, богиня плодородия и царства мёртвых, дочь Деметры• Геката — богиня мрака, ночных видений и чародейств• Керы — демоны смерти• Танатос — бог смерти• Гипнос — бог забвения, брат близнец Танатоса• Эринии — богини мести
• Каллиопа — муза эпической поэзии• Клио — муза истории в древнегреческой мифологии• Эрато — муза любовной поэзии• Эвтерпа — муза лирической поэзии и музыки• Мельпомена — муза трагедии• Полигимния — муза торжественных гимнов• Терпсихора — муза танца• Талия — муза комедии и лёгкой поэзии• Урания — муза астрономии
ГИГАНТЫ.
• Агрий• Алкионей• Гратион• Ипполит• Клитий• Мимант• Паллант• Полибут• Порфирион• Тоон• Эврит• Энкелад• Эфиальт
• Ника — богиня победы• Селена — богиня луны• Эрот — бог любви• Гименей — бог брака• Ирида — богиня радуги• Ата — богиня заблуждения, помрачения ума• Апата — богиня обмана• Фобос — божество страха, сын Ареса• Деймос — бог ужаса, родной брат Фобоса• Асклепий — бог врачевания• Морфей — бог сновидений (поэтическое божество, сын Гипноса)• Гимерот — бог плотской любви и любовного наслаждения• Ананке — божество-воплощение неотвратимости, необходимости• Алоэй — древнее божество обмолоченного зерна
• Сатиры• Нимфы• Оры — три богини времён года и природного порядка
ЧУДОВИЩА.
• Василиски• Гарпии• Грифоны• Драконы• Единороги• Ехидна• Кентавры (Центавры)• Ламия• Лернейская гидра• Медуза• Минотавр• Немейский лев• Пегас• Пифон• Сатиры• Сирены• Стимфалийские птицы• Сфинкс• Сцилла (Скилла)• Тифон• Фениксы• Харибда• Химера• Цербер (Кербер)• Эмпуза (Эмпуса)
ГЕРОИ.
Смертные потомки бога и смертной женщины, реже — богини и смертного мужчины. Как правило, обладали исключительными (иногда сверхъестественными) физическими способностями, творческими дарованиями, иногда способностью к прорицаниям и т. п.
• Ахилл• Геракл• Одиссей• Персей• Тесей• Ясон• Гектор
Периоды развития учения З.Фрейда о бессознательном
Психика человека по Фрейду распадается на три области:
- Сознание;
- Бессознательное;
- Предсознательное.
Все три области находятся в состоянии непрерывного взаимодействия, а две первых еще и в состоянии напряженной борьбы между собой. Психическая жизнь человека, считает ученый, сводится как раз к этому взаимодействию и борьбе. Каждый поступок человека и душевный акт надо рассматривать как результат состязания и борьбы сознания с бессознательным.
Концепция бессознательного сложилась не сразу и прошла несколько периодов:
Первый период концепции Фрейда. На этом этапе концепция бессознательного очень близка к учению таких французских психиатров и психологов, как Шарко, Льебо, Жане и можно сказать, что находится от них в прямой генетической зависимости;
Второй период. Он самый продолжительный и самый важный в развитии психоанализа. В это время определяются все основные и характерные черты учения Фрейда о бессознательном, которое становится уже совсем оригинальным
Бессознательное становится необходимой и важной частью психического аппарата всякого человека. Постоянной и закономерной формой психической жизни объявляется борьба сознания и бессознательного. Для всех областей культурного творчества бессознательное становится энергией и продуктивным источником психических сил
Но бессознательное может стать и источником всех нервных заболеваний. Таким образом, во втором классическом периоде психоанализа понятие бессознательного обогащается целым рядом новых, существенных моментов.
Третий период. Концепция существенно изменяется и сближается с метафизическим учением Шопенгауэра и Гартмана. Бессознательное становится воплощением всего низшего и всего высшего в человеке. Появляется новое деление вместо прежнего:
Для всех областей культурного творчества бессознательное становится энергией и продуктивным источником психических сил. Но бессознательное может стать и источником всех нервных заболеваний. Таким образом, во втором классическом периоде психоанализа понятие бессознательного обогащается целым рядом новых, существенных моментов.
Третий период. Концепция существенно изменяется и сближается с метафизическим учением Шопенгауэра и Гартмана. Бессознательное становится воплощением всего низшего и всего высшего в человеке. Появляется новое деление вместо прежнего:
- Сексуальное влечение или эрос;
- Влечение к смерти.
В основе всех проявлений агрессивности, жестокости, убийств и самоубийств лежат инстинкты смерти.
Инстинкт самосохранения отошел к сексуальным влечениям, к нему относят подинстинкты, которые делают любой организм живым:
- Питание;
- Рост;
- Дыхание;
- Движение.
С развитием цивилизации инстинкт самосохранения утратил свою значимость и на первое место вышел инстинкт размножения или либидо.
Пытаясь проникнуть в механизмы работы человеческой психики, Фрейд исходит из того, что природный, глубинный её слой («Оно») функционирует по произвольно выбранной программе получения наибольшего удовольствия. Но, индивид, в удовлетворении своих страстей сталкивается с реальностью, противоречащей «Оно». Это противоречие связано с выделением «Я», которое стремится обуздать бессознательные влечения и направить их в русло социально одобренного поведения.
Сформулированная Фрейдом задача психоанализа, заключается в том, чтобы бессознательный материал человеческой психики перевести в область сознания и подчинить его своим целям. В этом плане Фрейд был оптимистом и верил в способность осознания бессознательного.
Аналитическая деятельность ученого направлялась на то, чтобы человек по мере раскрытия природы бессознательного, мог овладеть своими страстями и сознательно управлять ими в реальной жизни.
Танатос – бог из тёмного Тартара
Прекрасный и печальный юноша, облачённый в длинное одеяние, в капюшоне, наброшенном на голову… Этот образ может напомнить нам странника или паломника, но в древнегреческих мифах именно таким предстаёт Танатос, бог смерти.
Его родителями являлись Нюкта (покровительница ночи) и Эреб, бог мрака. Как ни странно, братьями Танатоса являлись Эфир, воплощавший абсолютный свет, и Гипнос, повелитель сна. На древних сосудах нередко можно увидеть сцены боя. К раненому воину приближаются Гипнос и Танатос.
Первый из богов дарил сон забвения, второй же уносил смертельно раненого в иной мир. Обязательным элементом внешности Танатоса являются крылья, благодаря которым он мог поднимать души умерших и переносит их в царство мёртвых.
Античные авторы рассказывали, что обитал Танатос в Тартаре, так сказать, “по месту работы”. В пересказах легенд я заметила интересный символизм, связанный с образом Танатоса. Он – единственный среди богов, кто не признаёт, не принимает подношений и щедрых даров.
И в этом есть глубокий смысл: смерть неизбежно настигает любого, и не делает исключений. Более того, Танатоса называли богом с железным сердцем. Он строго следил за соблюдением правил гармонии жизни и смерти.
Древнее изображение Танатоса
Катексис
Также для лучшего понимания того, что представляет собой мортидо, необходимо рассмотреть понятие о катексисе. Под этим словом понимается направленность влечения. Например, если человек влюбился, значит, он катектировал свое влечение в избранный им объект. Иными словами, катексис является размещением энергии влечения.
Психологи считают, что у человека есть потребность катектировать не только либидо, но и мортидо. Это говорит о следующем: люди не только жаждут того, чтобы любить и быть любимыми; возможно, в нас заложена потребность в том, чтобы ненавидеть и вызывать ненависть.
Морфей в мифологии
Греческая мифология переживает сегодня свой новый пик популярности, поэтому многих интересуют древние мифы и герои, которые были для их современников реальными историями, в правдивости которых никто не сомневался. Одним из популярных сегодня персонажей выступает Морфей, который выступает в качестве второстепенного божества греческого пантеона.
Именно его имя вспоминали жители античной Греции, когда готовились ко сну. Как считалось, это помогало избавиться от кошмаров. С того времени и пошло выражение предаться Морфею, которое бытует и сегодня.
Довольно интересным фактом является и то, что обозначение одного из сильных наркотических веществ (морфин) берет свое начало именно из имени и деятельности божества. Если перевести его имя с древнегреческого на русский, то получится «формовщик снов», что соответствует его роду деятельности.
Кто такой бог сновидений Морфей?
Стоит заметить, что несмотря на свою второстепенную роль по отношению к таким богам, как Венера или Зевс, Морфей пользовался большой популярностью среди обычных людей. некоторые его почитали, а другие и вовсе боялись, так как были уверены, что сон является разновидностью смерти.
Греки были суеверным народом, который избегал будить уснувшего человека. по поверьям, во время отдыха душа покидала тело, а если земную оболочку потревожить, то она не успеет вернуться и останется навсегда за пределами своего тела.
Чаще всего можно встретить упоминания о том, что Морфей имеет моложавый вид, а также небольшие крылышки, расположенные над висками. В других источниках указывается, что он предстает перед людьми в образе старика с длинной седой бородой. Его руки занимает букет, составленный из красного мака.
Особенностью этого божества является то, что он способен вызывать сон не только у человека, но и даже другого бога. В частности в мифах есть упоминания о том, как этому богу удалось усыпить самого Зевса, а также его брата Посейдона.
Одним из них является сам Морфей, а вторым – смерть. Бог имел и нескольких братьев, включая Фобетора, способного принимать подобие различных зверей. Также у него было немало сестер, имена которых не сохранились. Его царство было населено онейрами, которых называют духами сна. Визуально они были схожи с обычными детьми, но имели пару черных крыльев за спиной. Онейры проникали в сны человека.
Некоторые ученые относят Морфея к числу древнейших титанов, которые были не в почете среди олимпийцев. Все титаны были уничтожены во время восстания Зевса и его братьев, но Морфея и его отца они пощадили, так как пришли к выводу, что без них людям будет очень сложно выжить.
Сам процесс поклонения богу также значительно отличается от того, к чему многие привыкли сегодня. К примеру, Морфею часто выделяли отдельную кровать, если в семье чтили это божество. Также в доме мог располагаться отдельный алтарь, на котором оставляли приношение данному божеству. Что входило в этот церемониальный набор подношений? Осколки кварца, а также маки.
Работа Танатоса
Когда сёстры Танатоса, пряхи судьбы мойры, обрезали нить жизни человека, крылатый бог отправлялся за ним на землю. В преданиях отмечается, что у умерших Танатос срезал прядь волос, которую подносил Аиду, властителю царства мёртвых. После этого нехитрого ритуала бог уносил душу с собой в Тартар.
Несколько раз в источниках мне встречалось сравнение Танатоса и Аида, но тих богов объединяло лишь одно – место обитания. Если Аид был правителем мира мёртвых, однако не выносил приговор людям, то от Танатоса зависело, жить или умирать конкретному человеку.
Конечно, бог смерти не мог самовольничать, но лишь в его власти находился конец жизни человека. Однако здесь хочу заметить, что мифологическая история знала два случая исключения из правил.
Освобождение титана
Зевс не желал сменить гнев на милость. Он ждал, когда титан сломается и поведает судьбу Громовержцу. Но Прометей стойко терпел наказание, которое длилось много тысячелетий. Спас героя Геракл. Сын Зевса убил орла стрелой из лука и освободил титана. Это произошло незадолго до Троянской войны. За спасение Прометей сказал Гераклу, как пройти к садам Гесперид.
В некоторых источниках говорится, что освобождение было спланировано Зевсом. Греческий бог хотел таким образом помириться с Прометеем. Когда Громовержец освобождал титана, он оковал его палец железом с камнем от скалы. С этих пор люди стали носить кольца из металла с разными минералами.
Освобождённый герой решил, что пора покончить с враждой и рассказал Владыке Вселенной, что Фетида родит от него ребёнка, который убьёт Громовержца. Зевс сразу прекратил отношения с морской нимфой и заставил её выйти замуж за смертного Палея. От простого человека нимфа родила Ахиллеса, который стал одним из героев Троянской войны.
Сам Прометей, оказавшись на свободе, женился на океаниде Гесионе, которая подарила ему двух детей. В будущем между ним и Зевсом не возникало ссор. Кроме того, сам олимпийский бог стал гуманнее к простым смертным. Через какое-то время Прометей решил спуститься к людям и жить среди них. Покинув Олимп, он стал смертным, однако человечество не перестало его чтить и любить за всё, что он сделал для них. Непримиримый и храбрый герой был похоронен в городе Аргос.
Миф
Согласно Теогонии греческого поэта Гесиода , Танатос — сын Никс (Ночи), жены Эреба (Тьмы), которого она родила одна, и является братом-близнецом Гипноса (Сон).
Гомер подтверждает родство между Гипносом и Танатосом в своей эпической поэме « Илиада» , где Зевс через Аполлона обвиняет их в транспортировке героя Сарпедона в его родную Ликию . Среди адельфов Танатоса есть и другие олицетворения, такие как Герас (Старость), Оизис (Бедствие), Морос (Судьба), Апате (Обман), Момос (Насмешка), Эрис (Раздор), Немезида (Месть), как а также Ночер подземного мира Харон . Танатос также часто ассоциируется с Муарами , которые, по словам Гесиода, являются другими дочерьми Никс, особенно Атропос , символизирующими смерть в троице. Иногда это ассоциируется с мирной смертью, в отличие от кересов , олицетворения насильственной смерти. Он также является богом психопомпов, которым руководит Гермес .
Таким образом, персонаж Танатоса представлен Гесиодом в Теогонии : «Ибо там живут дети темных Никс, Гипнос и Танатос, ужасных богов. И блестящий Гелиос никогда не освещает их своими лучами, поднимается ли он на Уран или спускается с него. Один, на суше и на широком берегу моря, тихий, ходит, ласковый с мужчинами; а у другого сердце медь, и душа его медь в пазухе его, и он не отпустит первого, что он схватил среди людей; и он ненавидит самих Бессмертных. » Танатос, таким образом, представлен не как благодарное, а как неизбирательный, ненавистный и ненавистный смертный и даже боги. Но в мифах о нем, Танатос может возможно быть сорваны, которую коварный король Сизиф из Коринфа удалось сделать дважды. Когда пришло время Сизифу умереть, Зевс приказал Танатосу заточить Сизифа в Тартаре . Затем Сизиф перехитрил Танатоса, заключив его в наручники, предотвратив смерть любого смертного, пока он был в цепях.
Арес , бог войны, раздраженный тем, что никто не погиб в сражениях, которые он вел, освободил Танатоса и послал Сизифа к богу. Царь снова избежал смерти, убедив Персефону позволить ему присоединиться к своей жене, сказав, что у него не было достойных похорон, трюк, который он приготовил заранее. На этот раз Сизифа насильно настиг Гермес, но он продолжал отрицать свою смерть. Затем он был обречен на вечное разочарование в Тартаре, где ему пришлось вечно катить на вершину холма скалу, которая каждый раз опускалась, прежде чем достигнуть вершины. «Очисти Сарпедона от оскверняющей его черной крови». Омой его в водах реки и, помазав его амброзией, покрой его бессмертными одеждами. Затем отдайте его быстрым близнецам Гипносу и Танатосу, чтобы они надели его богатым людям Великой Ликии. »
Сизиф, сын Эола , однако, был всего лишь смертным: Танатос действительно олицетворял для них неумолимую судьбу, но только однажды ему помешал мифический герой Геракл . Танатос было приказано взять душу Альцеста , который предложил свою жизнь , чтобы спасти ее мужа, короля Адмета из Pheres . Геракл был в то время гостем Адмете и предложил в награду за гостеприимство короля вернуть его жену к жизни. Когда Танатос отправился в Аид, чтобы принести ему Алкестиду, появился Геракл и перехитрил Бога Смерти, сковал его алмазными цепями, а затем получил право воскресить Алкестиду. «Говори сколько хочешь, ничего не добьешься; эта женщина спустится в царство Аида. Я собираюсь найти ее, чтобы сначала с моим мечом, чтобы боги внизу, под землей, взяли несколько волос того, кого они ждут. »
История термина «мортидо»
Эволюция понятия — сложный и неоднозначный процесс. Открыла — Сабина Шпильрейн, ввел в оборот — Фрейд, а популяризировал — Федернен.
Название происходит из латинского more — смерть. Первые наработки в исследовании мортидности принадлежат Сабине Шпильрейн. Предмет влечения к смерти составил объект дипломной работы 1912 года «Деструкция как причина становления».
Но популярность термин получил в 1936 году. С легкой руки ученика Фрейда — австрийского психотерапевта Пауля Федернена. Под явлением мортидности понимал энергию распада личности. Эрик Берн позже расширил терминологическое понятие. После доработки рассматривает его как самоуничтожение. И вводит новую категорию — деструдо. Которым обозначал влечение к смерти, направленное на убийство другого человека или людей.
Фундаментальная систематизация разрозненных версий исследования мортидо — дело рук Зигмунда Фрейда. Аналитическое объединение этих идей в 1920 отображено в книге «По ту сторону принципа удовольствия». Заслуга Фрейда в том, что он впервые рассмотрел его в связке с либидо, а не отдельным элементом. Взаимосвязь хотя и выражается в противоположных действиях, но принцип цели воздействия у них один — удовольствие. Неудавшийся акт реализации либидо замещается актом мортидо. Рассматриваемым как другая, противоположная форма поиска удовольствия. Которое должно было нести либидо.
Виды самоедства
Всего психологи выделяют 3 формы уничижения. Зависят они от уровня выраженности проявлений.
- Мягкая степень характеризуется незначительными для психического здоровья человека порицаниями самого себя, своих действий и поступков. В этом случае самоедство является рычагом для получения жалости от окружающих и избавления себя от ответственности. «Я осознал свои ошибки – пожалейте меня» – так выглядит мягкая степень самобичевания.
- Тяжелая степень поражает людей с повышенной ответственностью. Им не нужна жалость или сочувствие окружающих. Самоедство в этом случае имеет разрушительное влияние на психологическую составляющую. Человеку потребуется помощь специалиста.
- Невротическая степень. Самобичевание прочно закрепляется в характере, становится привычкой. Человек постоянно «пилит» себя за все: неправильно сказанные слова, неверные поступки, несделанную работу. Эта форма самоедства – самая трудная для излечения. Ведь первый шаг в решении проблемы – ее осознание.
Невротическая степень самобичевания – разновидность невроза. Человек страдает от навязчивых мыслей: «Я все порчу. Я плохой. У меня ничего не получается. Я – неудачник».
Если во время не устранить этот «внутренний голос», то болезнь может перейти в хроническую форму депрессии. В тяжелых случаях, появляется апатия, мысли о суициде и попытки их реализации.
Отрывок, характеризующий Морфей
Обручения не было и никому не было объявлено о помолвке Болконского с Наташей; на этом настоял князь Андрей. Он говорил, что так как он причиной отсрочки, то он и должен нести всю тяжесть ее. Он говорил, что он навеки связал себя своим словом, но что он не хочет связывать Наташу и предоставляет ей полную свободу. Ежели она через полгода почувствует, что она не любит его, она будет в своем праве, ежели откажет ему. Само собою разумеется, что ни родители, ни Наташа не хотели слышать об этом; но князь Андрей настаивал на своем. Князь Андрей бывал каждый день у Ростовых, но не как жених обращался с Наташей: он говорил ей вы и целовал только ее руку. Между князем Андреем и Наташей после дня предложения установились совсем другие чем прежде, близкие, простые отношения. Они как будто до сих пор не знали друг друга. И он и она любили вспоминать о том, как они смотрели друг на друга, когда были еще ничем, теперь оба они чувствовали себя совсем другими существами: тогда притворными, теперь простыми и искренними. Сначала в семействе чувствовалась неловкость в обращении с князем Андреем; он казался человеком из чуждого мира, и Наташа долго приучала домашних к князю Андрею и с гордостью уверяла всех, что он только кажется таким особенным, а что он такой же, как и все, и что она его не боится и что никто не должен бояться его. После нескольких дней, в семействе к нему привыкли и не стесняясь вели при нем прежний образ жизни, в котором он принимал участие. Он про хозяйство умел говорить с графом и про наряды с графиней и Наташей, и про альбомы и канву с Соней. Иногда домашние Ростовы между собою и при князе Андрее удивлялись тому, как всё это случилось и как очевидны были предзнаменования этого: и приезд князя Андрея в Отрадное, и их приезд в Петербург, и сходство между Наташей и князем Андреем, которое заметила няня в первый приезд князя Андрея, и столкновение в 1805 м году между Андреем и Николаем, и еще много других предзнаменований того, что случилось, было замечено домашними.
В доме царствовала та поэтическая скука и молчаливость, которая всегда сопутствует присутствию жениха и невесты. Часто сидя вместе, все молчали. Иногда вставали и уходили, и жених с невестой, оставаясь одни, всё также молчали. Редко они говорили о будущей своей жизни. Князю Андрею страшно и совестно было говорить об этом. Наташа разделяла это чувство, как и все его чувства, которые она постоянно угадывала. Один раз Наташа стала расспрашивать про его сына. Князь Андрей покраснел, что с ним часто случалось теперь и что особенно любила Наташа, и сказал, что сын его не будет жить с ними.
– Отчего? – испуганно сказала Наташа.
– Я не могу отнять его у деда и потом…
– Как бы я его любила! – сказала Наташа, тотчас же угадав его мысль; но я знаю, вы хотите, чтобы не было предлогов обвинять вас и меня.