Миф о сизифе через призму психологически зрелого взгляда

Сизиф и «Сизифов труд»

Сизиф — в древнегреческой мифологии основатель и правитель города Коринфа. Прославился своей корыстью, хитростью и самонадеянностью, за что в конечном итоге и поплатился. Как утверждает легенда, ему удалось обмануть самих богов, причем не один раз. За это после своей смерти Сизиф был приговорен богами на бесконечный, тяжелый труд и вечные муки в царстве мертвых.

Родителями Сизифа были Эол и Энарета, союз которых произвел на свет в общей сложности двенадцать детей (семь мальчиков и пять девочек). В дальнейшем потомки Эола стали родоначальниками нескольких крупных династий древнегреческих мифических царей.

Как уже упоминалось, Сизиф являлся правителем города Коринфа. Свои огромные богатства он смог нажить с помощью обмана, коварства и изворотливости ума. Никто не мог сравниться с Сизифом в этих не самых лучших качествах человека.

История, которая привела к столь печальным последствиям для Сизифа, началась с того, что верховный бог Зевс задумал соблазнить наяду Эгину, дочь речного бога Асопа. Зевс похитил Эгину из города Флиунт и, опасаясь своей жены покровительницы брака Геры, спрятал ее на острове Энона (впоследствии переименованный в честь Эгины), где овладел ею, по одной из версии в облике орла, по другой — огненном обличие.

В музее немецкого города Мейнингена находится картина голландского художника Фердинанда Боля (1616-1680 гг.) «Эгина в ожидании Зевса». Кстати, от этого соития родился будущий царь острова Эгина — Эак, в древнегреческой мифологии почитаемый как самый благочестивый и справедливый из смертных.

Вернемся к нашей легенде. Тем временем обеспокоенный отец похищенной девушки Асоп начал поиски своей дочери. Добравшись до Коринфа, он поинтересовался у Сизифа, не знает ли он, что-нибудь про его дочь. А Сизиф знал. Дело в том, что Сизиф случайно видел, как Зевс похищал Эгину и где спрятал ее. Корыстный Сизиф решил открыть тайну верховного бога Зевса, но взамен потребовал, чтобы Асоп создал в крепости города Коринфа неиссякаемый источник чистейшей воды. О чем же еще можно попросить у обычного речного бога.

Зевс, узнав, что какой-то смертный пытался помешать его планам, решил покарать предателя, отослав к Сизифу бога смерти Танатоса для препровождения данного субъекта в подземное царство мертвых к богу Аиду

Сизиф, толи, заметив, толи, почувствовав приближение смерти — неважно, главное, что он и здесь отважился пойти на хитрость — обмануть саму смерть. Подкараулив Танатоса, он внезапно напал на него и заковал в оковы

И нарушился обычный уклад жизни и смерти, порядок на всей земле. Перестали попадать умершие души в царство теней, ведь люди больше не умирали.

Разгневанный Зевс послал к Сизифу бога войны Ареса, чтобы тот освободил Танатоса, который в свою очередь выполнил бы задание и отправил бы Сизифа, куда и должен был, в подземное царство Аида. Все именно так и произошло. Но вот только и тут хитрый Сизиф сумел подстраховаться и смог вывернуться, опять всех обманув.

Но, как говориться, награда все же нашла своего героя. Теперь уже разгневанный Аид послал смерть за Сизифом, которая исторгла его душу и вернула его назад в царство мертвых навсегда, где уже Сизифа ждал весьма неприятный сюрприз. В наказание за все его обманы, которые он совершил за свою жизнь, а также коварство, хитрость и жадность решили боги приговорить Сизифа на вечные мучения. Обречен он был вкатывать на высокую гору огромный камень. Катить тяжело, пот струится градом, а передохнуть нельзя, еще чуть-чуть и вершина, одно усилие и камень наверху, конец работе и свобода, ан нет — камень вырывается из рук и с грохотом летит вниз, взвивая вверх клубы пыли. И вновь и вновь обманщику Сизифу приходиться начинать все с начала. Это наказание ассоциируется с тщетностью попыток Сизифа одержать победу над волей богов. Вот как описывает муки Сизифа древнегреческий поэт-сказитель Гомер в поэме «Одиссея»:

Вот так древнегреческий миф стал рождением известного фразеологизма «Сизифов труд», означающий с одной стороны тяжелую и изнуряющую, а с другой — бестолковую и безрезультатную работу.

Сизиф в эссе Альбера Камю

Если вы когда-нибудь интересовались абсурдизмом, то знаете, что это философское представление о существовании человека заключается в том, что его бытие не имеет смысла. И именно у Камю Сизиф становится человеком, поднявшимся над бессмысленностью жизни и обретшим в ней своё собственное предназначение, а также гордость. Речь идёт о философском эссе Адьбера Камю 1942 года «Миф о Сизифе». Кстати, «Миф о Сизифе» — это программное произведение в философии абсурдизма.

В своей работе Камю делает попытки ответить на вопрос: «Стоит ли жизнь труда того, чтобы её проживать?» — единственный вопрос, согласно мнению Камю, который имеет значение в философии.

Учитывая то, что боги, наказавшие Сизифа, считали, что тяжёлый и бесполезный труд – это самое ужасное, что только может быть, Камю рассматривает Сизифа как абсурдного героя, живущего полноценной жизнью, ненавидящего смерть и обречённого на бессмысленную работу.

Наибольший интерес герой мифов вызывает у писателя, когда первый вновь и вновь спускается с горы к её подножию, чтобы найти скатившийся камень. Данный момент является наиболее трагическим, т.к. именно в этот миг Сизиф приходит к полному осознанию своего безнадёжного положения. Сизиф потерял надежду, но также у него нет и судьбы, которую он не мог бы преодолеть, испытывая к ней презрение.

У Сизифа есть его камень, представляющий собой целое достояние, и даже малейший кусочек которого является для него целым миром. В конце концов, Альбер Камю приходит к заключению, что в действительности «всё хорошо», и единственное, что Сизифу нужно сделать, это представить себя счастливым человеком.

Необычно и интересно то, что Камю предлагает смотреть на бесконечную и бессмысленную работу Сизифа, как на своеобразную метафору жизни современного человека, которая впустую тратится им на офисы, конторы, цехи заводов и другие подобные этим места. Камю говорил: «Сегодняшний рабочий каждый день своей жизни трудится над одной и той же задачей, и эта судьба не менее абсурдна. Но это трагично только в редкие моменты, когда это осознаётся».

Автор данной статьи не претендует на звание писателя, творящего шедевральные произведения, или философа, который может высказать суть проблемы в нескольких фразах, поэтому не судите его строго за то, что будет сказано ниже.

А сказать хочется о том, что сравнение Сизифова труда Альбером Камю с жизнью человека нового мира, несмотря на то, что сделано оно было более полувека назад, даже сегодня является очень актуальным. Миллионы людей проводят свои жизни в бетонных коробушках, пытаясь свести концы с концами, выполняя работу, нужную кому угодно, только не им, зарабатывая деньги на ежедневные и зачастую сиюминутные нужды. Это ли не Сизифов труд? И это ли не абсурдизм во всей его красе? Неужели в этом есть смысл? Многие из нас вкатывают свой «камень» на свою «гору» каждый в своём «Тартаре», и тратят на это целую жизнь. Это действительно так, ведь такая жизнь представляется тяжкой ношей, постоянно требующей внимания и действий.

Но вот с чем не согласен автор, так это с тем, что жизнь лишена смысла. Жизнь дана каждому из нас не просто так – у всего в этом мире есть предназначение, от маленькой букашки до самых высоких и неприступных гор, от ничего не значащего клерка до большого начальника – каждый является частью целого. Пусть это и покажется слишком идеалистическим, но в жизни любой человек может найти своё предназначение, дабы не быть человеком абсурда.

Если нравится жить, то нужно стремиться к тому, чтобы наполнить жизнь яркими красками и эмоциями, или хотя бы предпринимать попытки к этому. Если жизнь кажется «пустой тратой времени», то посвятить её можно подготовке к «жизни после». Единственное и главное – суметь найти себя, понять, что нравится, к чему лежит душа. А если даже это не помогает, то можно непрестанно наблюдать за своим «камнем», который ты пытаешься взгромоздить на вершину. Возможно, по прошествии времени, и для вас в одном миллиметре этого камня будет заключена целая вселенная.

Но всё же, не стоит делать свою жизнь абсурдной. Не превращайте её в Сизифов труд. Живите!

Второй обман

Предусмотрительный и хитроумный Сизиф заранее предвидел такой сценарий. Понимая, что раньше или позже он всё равно последует в царство Аида, он приказал жене не подносить даров богам после его смерти, не поминать его душу. И вот, Сизиф оказался в потустороннем мире. 

Несколько лет бог Аид и его супруга Персефона не получали подношений от жены Сизифа, что их беспокоило. Тогда царь взмолился отпустить его на один день. “Вероятно, глупая женщина совсем забыла о своём долге перед богами и мной”, – сказал он. 

Он “искренне” заверил, что с радостью вернётся в мир мёртвых, ведь он стал родным для него. Меня же позабавила наивность подземных владык – они поверили Сизифу. Хотя, думаю, царь просто умел виртуозно убеждать и обманывать.

Как вы догадываетесь, Сизиф вернулся на землю, однако идти обратно в мир Аида вовсе не собирался. Напротив, в честь своего чудесного “воскрешения” царь устроил пышный пир, на который созвал всех друзей и правителей соседних царств. И лишь тогда боги потустороннего мира осознали, что снова их обманул ловкий Сизиф. Но прощать его никто не собирался. 

Вот что покажет взгляд иной

У Сизифа альтернатив текущей действительности нет – то положение, в котором он находится прямо сейчас, это единственно возможное положение вещей для Сизифа во вселенной. Иного нет, может когда-то и было, но теперь нет – прямо сейчас для Сизифа нет альтернативы. Это факт, который Сизифу стоило бы принять и с которым стоило бы смириться.

То есть не трудиться и не тащить камень в гору – такой возможности у Сизифа нет. Хотя Сизифу бы, по-видимому, сильно этого хотелось. Но таковы условия игры – этой опции нет. И пора бы это осознать, нашему герою, Сизифу. И вот что начнёт с Сизифом происходить, как только Сизиф осознает неизбежность своего толкания, своего такого — на былой взгляд — бессмысленного и однотипного образа жизни.

А случится самое обыкновенное чудо. Сизиф, устав бороться со своей судьбой, устав желать иного, устав ждать помощи и надеяться на перемены вдруг обнаруживает, что избежать этого своего образа жизни, избежать своих обстоятельств и труда нельзя – невозможно. Что же в это мгновение происходит с Сизифом?

Происходит следующее: Сизиф перестаёт страдать.

Он лишается такого лакомого и привычного, будоражащего кровь напитка страдания.
Да, Сизиф продолжает тащить камень в гору. А каждое утро камень скатывается назад, под гору. Но теперь Сизифа это не печалит, не тревожит, не тяготит. Но не на словах, а целиком, по-сути.

Сизиф остаётся в тех же условиях, Сизиф продолжает безропотно делать то, что начертано, только теперь в этом нет внутреннего протеста, сопротивления и борьбы. Сизиф перестаёт бороться с условиями той действительности, которую всю бесконечную предыдущую жизнь со всей яростью и страстью так хотел избежать. Сизиф наконец-то осознает, что возможности избежать своей судьбы у него нет – и впервые Сизиф видит это явно, прямо. С Сизифом впервые, в его бесконечной, наполненной страданиями и муками жизни, случается смирение и покой. Своими мыслями он перестаёт желать другой судьбы, перестаёт желать другого. Так в Сизифе прекращается самый тонкий и неуловимый феномен психологического сопротивления, который в христианстве именуется гордыней, а в классической психологии – эго. И если отшелушить мифы, спекуляции и домыслы от этого явления, то суть эго или гордыни – протест, несогласие, борьба, сопротивление и конечно страдание.

Внешне для Сизифа не меняется ровным счётом ничего, но перемена «внутренняя» радикальна. Сизиф там же, в том же, с тем же и с теми же, но Сизиф больше не страдает.

Неужели подобное осознание действительно на столько сложно?

На первый взгляд нет, но отчего-то буквально в каждом так или иначе в большей или меньшей степени происходит Сизифова борьба и Сизифов труд

И дело, похоже, только в сладости плода, в пристрастии к этому самому сладкому плоду оценок, суждений, сравнений, попыток контроля, желаний, устремлений, улучшений, надежд, в пристрастии к плоду собственной важности, особенности, ценности, нужности, необычности, который сознательно ни единое существо во вселенной отпустить не в состоянии – так страшно лишиться этого вкуса

Какие фразеологизмы имеют мифологическое происхождение? Определите их значение

Зарыть талант в землю, яблоко раздора, остаться с носом, тянуть канитель, нить Ариадны, видать виды, пиррова победа, заблудшая овца, возвращаться на круги своя, вавилонское столпотворение, Сизифов труд?

Пользователь удален

Мифологическое происхождение;
1) Яблоко раздора. яблоко, подброшенное Эридой на свадьбе Пелея и Фетиды. На яблоке была надпись «прекраснейшей» и ставшее причиной ссоры Геры, Афины и Афродиты, которая косвенным образом привела к Троянской войне. Поэтому выражение «яблоко раздора» стало своего рода эвфемизмом для любой незначительной вещи или события, которое может привести к масштабным, непредсказуемым и, зачастую, разрушительным последствиям.
2) Нить Ариадны. Когда Тесей решился убить минотавра, которому афиняне по требованию отца Ариадны посылали ежегодно позорную дань из семи юношей и семи девиц, и таким образом избавить отечество от чудовища, он получил от любившей его Ариадны клубок ниток, выведший его из лабиринта, где обитал минотавр.
3) Сизифов труд. Сизифв древнегреческой мифологиистроитель и царь Коринфа, после смерти (в Аиде) приговорённый богами вкатывать на гору тяжёлый камень, который, едва достигнув вершины, каждый раз скатывался вниз.
Отсюда выражения «сизифов труд» , «сизифов камень» , означающие тяжёлую, бесконечную и безрезультатную работу и муки.

4)Относительно Вавилонского столпотворения точно не скажу, но я бы отнесла это скорее к мифологическому происхождению. Есть в Библии. Вроде это библейский миф.

1)«Зарывать талант в землю» выражение происходит от евангельской притчи о талантах.
2)Тянуть канитель крылатая фраза. Позаимствованное из французского языка слово «канитель» означает тончайшую нить — серебряную или золотую, которую с давних пор употребляли в золототканом деле для расшивания различных узоров

Процесс изготовления такой драгоценной нити всегда был очень трудоемким и кропотливым занятием, требующим предельного внимания и осторожности. Отсюда и пошло расхожее выражение «тянуть канитель» , которое можно объяснить как какое-нибудь долгое, многотрудное занятие

Со временем выражение это приобрело еще и несколько иной смысл, означающий бесполезную потерю времени.
3)видать виды. а) много пережить, испытать. б) (шутл.) быть потрепанным, потертым.
4) заблудшая овца. крылатая фраза. есть притча о заблудшей овце. Под словами «заблудшая овца» теперь подразумевают хорошего, но случайно сбившегося «с пути истинного» человека.
5)Возвращаться на круги своя. Все вернется на круги своя — выражение из Библии, c церковно-славянского языка на круги своя переводится как на круги свои. В соответствующем месте Библии имеется в виду ветер, дующий сначала на юг, потом на север и затем вновь возвращающийся на то место, с которого он начинал дуть. Смысл выражения: все повторяется; все обычно когда-то вновь начинается с самого начала.
6) Пиррова победа — победа, доставшаяся слишком дорогой ценой; победа, равносильная поражению.
Происхождением это выражение обязано сражению при Аускуле в 279 до н. э. Тогда эпирская армия царя Пирра в течение двух дней вела наступление на войска римлян и сломила их сопротивление, но потери были столь велики, что Пирр заметил: «Ещё одна такая победа, и я останусь без войска» .
7) Остаться с носом — позволить одурачить себя.

Значение фразеологизма «Сизифов труд»

Сизифов труд — это тяжелая, бессмысленная и постоянно повторяющаяся работа. Стоит отметить, что при помощи этого фразеологизма можно обозначить как тяжелый физический труд не приносящий никакого результата, так и умственную рутинную работу.

Фразеологизм «Сизифов труд» может быть применён человеком как по отношению к своей работе, так и по отношению к бесплодному тяжелому труду выполняемому другим человеком. В случае с применеием выражения по отношению к своей работе, фразеологизм зачастую выражает возмущение или безысходнойть, а в случае, если фраза применяется для того чтобы охарактеризовать действия третьего лица, то таким образом чаще выражается сочувствие, либо осуждение, а иногда и усмешка.

Напрасный труд

  • Продуктивным трудом называют работу, направленную на выпуск товаров, создание творческих произведений или оказание экономически значимых услуг.
  • Репродуктивным – деятельность, не имеющую прямой экономической выгоды, но необходимую для нормального функционирования общества: дошкольное и школьное образование, медицину, уход за пожилыми людьми и т. д. Однако гораздо чаще термин «репродуктивный труд» используют в более узком смысле, подразумевая под ним неоплачиваемую «домашнюю» работу по обеспечению быта и взращиванию детей.

Ключевым моментом при обсуждении репродуктивного труда является его «невидимость». Приготовленные обеды съедаются, чистые полы пачкаются (иногда еще до того, как их закончили мыть), успокоенные дети снова находят повод для истерики… Итоги домашней работы можно описать фразой: «весь день крутилась, присесть было некогда – а к вечеру вроде ничего и не сделано».

На самом деле это, конечно, не так – для того, чтобы понять ценность бытовых дел, достаточно на пару дней перестать их делать. Однако тот факт, что результат деятельности нельзя поставить на полку или положить в кошелек, приводит к очень серьезной подмене понятий.

«Домохозяйка – сидит у мужа на шее», «Да она ни дня не работала – все с детьми возилась», «Какой там труд? Три кнопки нажать: на мультиварке, пылесосе да стиральной машинке!» – эти и многие другие цитаты показывают, с каким пренебрежением бытовой труд воспринимается в нашем обществе.

Между тем реальные расчеты показывают, что домашнее хозяйство отнимает в среднем около 49 часов в неделю у бездетных супружеских пар и приблизительно 56 – в семьях с детьми, а суммарное время, которое родители уделяют воспитанию и уходу за детьми за неделю, – около 102 часов!

Значение фразеологизма «сизифов труд»

В любом языке, и русский не является исключением, существуют так называемые фразеологические единицы. «Что это и с чем их едят?» – спросите вы. Название мудрёное, однако ничего сложного, наоборот – интересно и увлекательно. Фразеологические единицы, или фразеологизмы, – это готовые комбинации слов, устойчивые выражения, типа «бить баклуши» или «метать бисер перед свиньями», которые не только помогают говорящему метко и ярко выразить свои мысли, эмоции и отношение к происходящему, но и являются истинным украшением языка. Их отличительная черта – двусмысленность, то есть прямое их значение удивительным образом преображается в иносказательное, нередко противоположное буквальному прочтению.

Интересным с этой точки зрения представляется значение такого устойчивого сочетания, как «сизифов труд». Дословно – упоминание о хитром и изворотливом правителе Коринфа, Сизифе, который после смерти, согласно древнегреческим мифам, был приговорён богами вечно закатывать на высокую гору тяжелый камень. Однако образное значение фразеологизма «сизифов труд» звучит иначе – изматывающая и бесполезная работа, бесплодные усилия, пустая трата сил и времени.

Заимствованные фразеологизмы

В русском языке большую группу оборотов составляют так называемые заимствованные фразеологизмы, то есть пришедшие к нам из других языков и культур. К ним относятся фразеологические кальки или полукальки, иначе – выражения, получившие дословный перевод при переходе из одного языка в другой и при этом не утратившие своего образного значения: «синий чулок» – bluestocking (англ.), «хорошая (весёлая) мина при плохой игре» — faire bonne mine au mauvais jeu (франц.), «рука руку моет» — Manus manum lavat (лат.) и т. д. Особый класс составляют афоризмы из библейско-евангелических текстов, яркие цитаты из зарубежной литературы, а также крылатые выражения из римской и древнегреческой мифологии. Именно к последним и относится рассматриваемая фразеологическая единица.

Что обозначает выражение: «сизифов труд»?

Ведь как можно понять «труд» имеет смысл полезного результата? Если результата нет то это типа «не труд»?

Эйвинд гроза фиордов

Сизиф — это из древнегреческого мифа чел. Типа, в Аиде после смерти за грехи катил в гору огромный камень, а на вершине тот срывался назад и приходилось все начинать с начала. Короче, обозначение бесполезного тяжелого труда.

Звезда

Сизиф должен был вкатывать на высокую гору громадный камень, который на вершине вдруг вырывался из рук и скатывался вниз. И все начиналось сначала… Выражение сизифов труд стало обозначать тяжелую, изнурительную, бесполезную работу.

Fatalex-редиска;-)

Миф о Сизифе один из самых противоречивых и объяснить его можно по-разному:
у Гомера Сизиф — хитрый, порочный, корыстолюбивый человек, который за свои грехи наказан после смерти. В Аиде он был приговорен вкатывать на гору тяжелый камень, который, едва достигая вершины, скатывался вниз, и всю работу приходилось начинать заново, но.. .
с другой стороны этот миф учит тому, что только «идя наперекор судьбе» можно многого достичь, даже победить Смерть, хоть и на время, но сделать всех бессмертными:
наиболее распространен миф о том, как Сизиф обманул демона смерти Танатоса (посланного за ним в наказание за помощь Асопу) , заковал его и держал в плену. Несколько лет люди не умирали. И только Арес освободил Танатоса.
И даже попав в царство Аида Сизиф сумел обмануть богов и оказался единственным из умерших, вернувшимся на землю. Он запретил своей жене совершать после своей смерти погребальные обряды и приносить жертвы. В Аиде он попросил разрешения возвратиться на землю, чтобы наказать жену за нарушение священных обычаев. Боги отпустили Сизифа, но назад он не вернулся, и за ним пришлось посылать Гермеса.
Так какой же он — Сизиф?
Справедливо ли он наказан???

Марина олейник

сизифов труд — бесполезный труд. Сизиф, точнее Сисиф (др. -греч. Σίσυφος) — в древнегреческой мифологии строитель и царь Коринфа, после смерти (в Аиде) приговорённый богами вкатывать на гору тяжёлый камень, который, едва достигнув вершины, каждый раз скатывался вниз. Отсюда выражения «сизифов труд» , «сизифов камень» , означающие тяжёлую, бесконечную и безрезультатную работу и муки.

Мифы о Сизифе

Все имеющиеся мифы о Сизифе дают нам объяснение того, почему он был так жестоко наказан богами.

Согласно одной версии, причиной наказания Сизифа послужила дочь Асопа – Эгина. После того как её похитил Зевс, Асоп начал её искать, но всё безрезультатно. Тогда Сизиф сказал Асопу, что знает, как найти Эгину, но расскажет, только если Асоп согласится дать ему воду в акрополь Коринфа – Акрокоринф.

Другая версия гласит, что Сизиф находился во враждебных отношениях со своим братом Салмонеем, и, как и было предсказано Аполлоном, изнасиловал его дочь Тиро, родившую впоследствии ему двух сыновей. Тиро же, узнав о том, что её сыновья хотят убить Салмонея по наставлению Сизифа, убила их самих. За всё это Сизиф и был наказан.

Самой же распространённой версией считается такая: однажды Сизиф путём обмана похищает Танатоса (бога смерти), заковывает и оставляет у себя в плену (есть также версия, где Сизиф обманывает и заковывает в цепи не Танатоса, а Аида). По причине отсутствия Танатоса, на планете люди больше не умирают. Из-за этого начинают беспокоиться боги, но предпринять ничего не могут. Однако несколько лет спустя, богу войны Аресу удаётся спасти Танатоса. Чтобы отомстить Сизифу, Танатос исторгает его душу, а затем уводит в царство теней умерших людей.

Но Сизиф отличился снова: перед тем как умереть, он запретил жене совершать обряд погребения в случае его смерти. Не сумев дождаться погребальных подношений, Аид с Персефоной разрешают Сизифу на некоторое время вернуться в мир живых, чтобы он наказал жену за то, что он нарушила сакральные обычаи, и после устроила традиционные похороны с жертвоприношениями.

Затем Сизиф должен был возвратиться в царство Аида. Но он не вернулся, а продолжал пребывать в своём дворце, радуясь тому, что он является единственным из всех смертных, кому удалось вернуться в мир живых из царства теней. Время шло, и то, что Сизиф не вернулся, было обнаружено только несколько лет спустя. За тем, чтобы вернуть обманщика, был послан Гермес.

Проступки, которые Сизиф совершил при жизни (включая посмертные) стали причиной наказания Сизифа: на протяжении вечности он должен был закатывать на гору огромный валун, который всё время скатывался вниз, и повторять это действие раз за разом.

С течением времени образ Сизифа прочно вошёл в творчество различных деятелей искусства. Например, он стал одним из персонажей в сатировских драмах Эсхила, таких как «Сисиф-камнекат», «Сисиф-беглец» и «Феоры, или Истмийские состязания», а также в пьесе Софокла «Сисиф», сатировской драме Еврипида «Сисиф» и пьесе Крития «Сисиф». Но кроме своего отражения в драматургии Древней Греции, образ Сизифа был отражён и в творчестве деятелей нового времени – литераторов (Робер Мерль и Альбер Камю) и художников (Тициан).

И не будет лишним рассмотреть образ Сизифа в работе одного из самых ярких представителей абсурдизма – Альбера Камю. Далее вы поймёте, почему.

История происхождения фразеологизма?

Эту историю рассказал еще Гомер в своей поэме «Одиссея» (она сложилась около 2800 лет назад). Но само словосочетание впервые употребил позднее римский поэт Проперций, живший в I веке до нашей эры. Значение фразеологизма «Сизифов труд» закрепилось в соответствии с мифом – это тяжелые и абсолютно бессмысленные действия, при этом регулярно повторяемые.

Крылатую фразу употребляли в контексте самых разных ситуаций, как в обычной жизни, так и в художественных произведениях. Выражение стало по большей части книжным и нечасто сегодня употребляется в разговорной речи. Его аналоги: «мартышкин труд» и «носить воду в решете».

Отражение в культуре

Образ Сизифа благодаря своей наглядности и точности часто использовали художники, драматурги, писатели и поэты. Первые драматургические произведения появились еще в античное время. Сюжет воплощали на полотнах также живописцы, например, итальянец Тициан.

А известный философ и писатель экзистенциального направления Альбер Камю опубликовал в 1943 году эссе «Миф о Сизифе». В нем представлен наиболее современный взгляд на этот сюжет в целом. Кажущаяся бесполезность работы героя исследования при детальном рассмотрении оказывается, по мнению писателя, по своему осмысленной. Даже в бесплодной работе можно найти удовлетворение, заключает Камю.

1935-1940).

Согласно древнегреческой легенде Коринфский царь Сизиф бросал вызов богам, обманывал их. За это в царстве теней, Сизифа ждало следующее наказание — у подножия горы лежал огромный камень, который Сизиф должен был катить в гору до самой вершины. Едва камень достигал вершины, он срывался и обрушивался к подножию холма. Сизиф должен спускаться вниз и начинать дело вновь и вновь.

«Видел я также Сизифа, казнимого страшною казнью;
Тяжкий камень снизу обеими влек он руками
595 В гору; напрягши мышцы, ногами в землю упершись,
Камень двигал он вверх; но, едва достигал до вершины
С тяжкою ношей, назад устремленный невидимой силой,
Вниз по горе на равнину катился обманчивый камень.
Снова силился вздвинуть тяжесть он, мышцы напрягши,
600 Тело в поту, голова вся покрытая черною пылью.»

Историк в «Легенды и мифы Древней Греции»
описывает историю Сизифа (по поэмам: «Илиада» Гомера и «Героиня» Овидия):

«Сизиф, сын бога повелителя всех ветров Эола, был основателем города
Коринфа, который в древнейшие времена назывался Эфирой.

Никто во всей Греции не мог равняться по коварству, хитрости и
изворотливости ума с Сизифом. Сизиф благодаря своей хитрости собрал
неисчислимые богатства у себя в Коринфе; далеко распространилась слава о его
сокровищах.

Когда пришел к нему бог смерти мрачный Танат, чтобы низвести его в
печальное царство Аида, то Сизиф, еще раньше почувствовав приближение бога
смерти, коварно обманул бога Таната и заковал его в оковы. Перестали тогда
на земле умирать люди. Нигде не совершались большие пышные похороны;
перестали приносить и жертвы богам подземного царства. Нарушился на земле
порядок, заведенный Зевсом. Тогда громовержец Зевс послал к Сизифу могучего
бога войны Ареса. Он освободил Таната из оков, а Танат исторг душу Сизифа и
отвел ее в царство теней умерших.

Но и тут сумел помочь себе хитрый Сизиф. Он сказал жене своей, чтобы она
не погребала его тела и не приносила жертвы подземным богам. Послушалась
мужа жена Сизифа. Аид и Персефона долго ждали похоронных жертв. Все нет их!
Наконец, приблизился к трону Аида Сизиф и сказал владыке царства умерших,
Аиду:

О, властитель душ умерших, великий Аид, равный могуществом Зевсу,
отпусти меня на светлую землю. Я велю жене моей принести тебе богатые жертвы
и вернусь обратно в царство теней.

Так обманул Сизиф владыку Аида, и тот отпустил его на землю. Сизиф не
вернулся, конечно, в царство Аида. Он остался в пышном дворце своем и весело
пировал, радуясь, что один из всех смертных сумел вернуться из мрачного
царства теней.

Разгневался Аид, снова послал он Таната за душой Сизифа. Явился Танат во
дворец хитрейшего из смертных и застал его за роскошным пиром. Исторг душу
Сизифа ненавистный богам и людям бог смерти; навсегда отлетела теперь душа
Сизифа в царство теней.

Тяжкое наказание несет Сизиф в загробной жизни за все коварства, за все
обманы, которые совершил он на земле. Он осужден вкатывать на высокую,
крутую гору громадный камень. Напрягая все силы, трудится Сизиф. Пот градом
струится с него от тяжкой работы. Все ближе вершина; еще усилие, и окончен
будет труд Сизифа; но вырывается из рук его камень и с шумом катится вниз,
подымая облака пыли. Снова принимается Сизиф за работу.

Так вечно катит камень Сизиф и никогда не может достигнуть цели —
вершины горы.»

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
STELLA-CLOTHES
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: