Сдвг: симптомы, диагностика, лечение

Мифы про аутизм и СДВГ

Миф 1: диагнозы «аутизм» и «СДВГ» – это не болезнь. Просто люди с аутизмом или СДВГ – гении, одаренные и потом поедут работать в Кремниевую долину.

В реальности: бывает, что аутизм и СДВГ сочетается с одаренностью. Даже описана «двойная исключительность», когда одновременно дефицит в одной области и одаренности в другой.

Говорят, что люди с аутизмом, СДВГ – гении, и это действительно миф.

И аутизм, и СДВГ описаны в международной классификации болезней, то есть это не особенность, не уникальность.

СДВГ – это синдром, в котором нет однородности. Аутизм – это гетерогенное заболевание, которое объединяет несколько видов – детский аутизм, синдром Каннера, атипичный аутизм, синдром Ретта, синдром Аспергера, а также «другие виды аутистических расстройств».

Фото: iStock

У каждого из этих нарушений есть своя симптоматика и клиника, следовательно, люди, объединенные аутизмом, не просто разные, у них разные интеллектуальные и когнитивные возможности (от умственной отсталости до высоких интеллектуальных способностей), что не позволяет их объединить по этому признаку.

Миф 2: дети с аутизмом, СДВГ не больные, а избалованные. Их нужно было правильно воспитывать.

В реальности: воспитывать, устанавливать рамки и удерживать в них важно для всех детей независимо от заболевания. Говорят, что дети с аутизмом, СДВГ не больные, а избалованные, и это действительно миф

Говорят, что дети с аутизмом, СДВГ не больные, а избалованные, и это действительно миф.

И с детьми при аутизме, и с детьми при СДВГ просто объяснения не работают. Дети с СДВГ, как правило, еще и знают правила поведения.

Дети с аутизмом зачастую плохо декодируют речь, им больше подходят визуальные схемы, а не слова.

Детям с СДВГ все понятно и со слов, но применить правило поведения в конкретной ситуации сложно, они могут применить не рациональное, а самое простое решение.

У детей сложности с принятием решения в перегруженной среде, ситуации: при СДВГ – эмоциями, при аутизме – сенсорными факторами.

Вообще часто встречаешься с «доброжелателями», которые пытаются поучить тому, как воспитывать чужих детей – «а ремешка не пробовали?». Хочется ответить, опуская даже сам факт беспардонности и вмешательства в чужие дела, которые напрямую никого, кроме семьи, не касаются – вы всегда бьете больных детей? Ни о каких ремешках речи не может быть. Проблему мы не решим, детям не поможем.

Напомню только, что хорошие родители всегда помнят, что за воспитание отвечают родители. Вседозволенность не поощряется ни в каких ситуациях.

Последствия СДВГ

Нарушение внимания и/или явления гиперактивности — импульсивности приводят к тому, что ребенок школьного возраста при нормальном или высоком интеллекте имеет нарушения навыков чтения и письма, не справляется со школьными заданиями, совершает много ошибок в выполненных работах и не склонен прислушиваться к советам взрослых.

Ребенок является источником постоянного беспокойства для окружающих (родителей, педагогов, сверстников), так как вмешивается в чужие разговоры и деятельность, берет чужие вещи, часто ведет себя совершенно непредсказуемо, избыточно реагирует на внешние раздражители (реакция не соответствует ситуации).

Такие дети с трудом адаптируются в коллективе, их отчетливое стремление к лидерству не имеет под собой фактического подкрепления. В силу своей нетерпеливости и импульсивности, они часто вступают в конфликты со сверстниками и учителями.

Они также не способны предвидеть последствия своего поведения, не признают авторитетов, что может приводить к антиобщественным поступкам. Подростки с данной патологией чаще склонны к раннему началу курения и приему наркотических препаратов, плохо адаптируются к окружающему миру.

Гиперактивный ребенок: что делать родителям советы психолога

Чтобы постепенно справиться с гиперактивностью вашего ребенка, применяйте на практике следующие советы психологов-специалистов:

  • СОВЕТ: Не давайте школьнику сразу несколько заданий. Пусть вначале справится с одной простой работой, затем приступайте к следующей
  • СОВЕТ: Не ставьте целей своему непоседе на далекое будущее, он все равно о них забудет. К примеру, если ты будешь целый месяц убираться у себя в комнате, то мы тебе с папой подарим новый велосипед. Лучше скажите, что, если ты сейчас уберешь игрушки, то я тебе дам поиграть на компьютере
  • СОВЕТ: За каждое хорошо выполненное задание давайте ребенку поощрение (жетон). К примеру, если ты насобираешь двадцать жетонов, то мы тебе подарим щенка
  • СОВЕТ: Если завтра вы собираетесь в поликлинику, то уже сегодня обдумайте, чем можно заняться там, в ожидании очереди к врачу
  • СОВЕТ: Старайтесь приучать ребенка ощущать время. Для этого при выполнении какого-либо задания применяйте песочные часы, таймер. В дальнейшем благодаря этому малыш не будет откладывать важные дела на потом

Детская гиперактивность — это не баловство

Скорее всего мы видим не баловство и распущенность, а особенного ребенка с гиперактивной нервной системой. Будет ошибкой обвинять родителей в плохом воспитании, а ребенка в капризности и упрямстве. Просто он необычный и требует нестандартного подхода в воспитании. Назовем это задачей, которую лучше решать совместными усилиями невролога, психолога, родителей и учителей (воспитателей).

Таким образом вполне реально исправить поведение ребенка, научить его общаться, держать себя в руках, расслабляться, следить за своими действиями — в общем, помочь адаптироваться к жизни в обществе. Это особенно актуально в дошкольном возрасте, чтобы значимые результаты появились к началу школы.

Еще одна мама жалуется: ”У меня такой сынуля: усадить читать или просто успокоить его невозможно. Даже накормить тяжело, он все время куда — то бежит. Не знаю, как мы пойдем в школу.”

Понимаю, насколько это тяжело для родителей. Окружающие взрослые с укором и предвзятостью относятся к шумным маленьким непоседам. Одногодки с ними не играют — просто не поспевают за ними, да и сама игра не клеится. В детском саду, школе таких слишком подвижных “надоедливых” детей не любят, часто предъявляют претензии к родителям. А мамы и папы краснеют, бледнеют, но ничего не могут сделать.

И это еще не самое неприятное. А попробуйте-ка чему — либо научить таких “круть — верть”! На ходу читать, рассматривать картинки, слушать очень тяжело. Получается, что в развитии гиперактивный ребенок отстает от своих сверстников. В школе все только усугубляется: он не может долго сидеть в одной позе, вертится, встает, ходит по классу на уроках, болтает, отвлекая одноклассников, не может сконцентрироваться, не понимает материал.

К чему это ведет, все догадываются

Поэтому, чем раньше вы обратите внимание на импульсивность и чрезмерную активность своего сынишки (дочурки), тем раньше и легче будет определиться с диагнозом и начать действовать

Медикаментозная терапия

Не стоит пугаться, если вдруг после установления синдрома гиперактивности врач назначает медикаментозное лечение. Многие лекарства противопоказаны детям младшего возраста, но никто не припишет им то, что запрещено.

Медикаментозное лечение гиперактивности сводится к тому, что ребенку прописывают наряду с успокоительными препаратами комплекс витаминов. Только в затяжных формах гиперактивности, с проявлением злости, нанесения себе увечий, врачи могут выписать антидепрессанты. Дополнительно можно давать детям чай из ромашки, календулы. Перед сном рекомендуется поить теплым молоком, добавив в него 1 ч. л. меда.

Пока ребенок не достиг подросткового возраста, добиться положительных результатов в его лечении определенно можно. Особенно если оно было начато сразу же после первых проявлений тревожных симптомов, и выбрано верное направление. Главное, не сдаваться, не опускать руки, и помочь своему малышу стать таким же, как все.

Принципы лечения и коррекции СДВГ

  • Лечение включает два обязательных компонента:

  • Психотерапия

    Может быть индивидуальной или семейной, всё зависит от конкретного случая.

  • Медикаментозная коррекция

    Препараты нужны, чтобы помочь адаптироваться в обществе и справляться с нагрузками.

Обычно врач-психиатр назначает индивидуальный курс препаратов группы корректоров поведения, которые дают мягкий
седативный эффект, убирают импульсивность, повышенную возбудимость, улучшают усидчивость и концентрацию
внимания.
Кроме основного лечения, ребёнок должен ощущать поддержку со стороны родителей. Если дома мама и папа верят в
успех,
это закрепляет навыки, появляющиеся у малыша в процессе лечения.

Важно: лекарственные препараты принимаются строго по назначению врача

Случай из практики

“Когда моему сыну Марку исполнился год, стала замечать за ним чрезмерно активное и непослушное поведение. Бывало убегал на улице, когда гуляли, когда кушал, бегал по комнате и невозможно было никакими силами его успокоить. В доме часто технику ломал, обе бабушки от него вешались и совсем не могли с ним справиться.

Я долго не могла понять, является ли такое поведение нормой. И решила обратиться к детскому психологу. После нескольких тестов, мне сказали, что сын гиперактивен и нуждается в корректировочном лечении. Мне надавали кучу советов и рекомендаций.

Сначала казалось, что и невозможно начать их выполнять. Но потом потихоньку я внедряла то 1 совет, то другой. И через некоторое время заметила, что сын стал спокойнее. Помогала спортивная секция футбола, где он мог вдоволь набегаться и выплеснуть избыток энергии. Также строгий распорядок дня и спокойные занятия перед сном.

Сейчас сын уже в первом классе. Ему еще немного сложно сидеть на уроках и слушать внимательно, но я предупредила учителя о нашей проблеме и она вошла в положение, также помогает ему, чем может. Если бы не подготовка психолога к школе, то наверное сын бы и вовсе не смог заниматься.”

«Душевный накопитель»: как появляется невроз у ребенка

Представьте, что в душе ребенка есть сосуд. Когда ребенок что-то чувствует, но не может выразить, чувства попадают внутрь сосуда.

Семилетний Паша боится спать в темноте, но родители называют его трусом и выключают свет. Ребенок перестает говорить о страхе, но все так же боится. Каждую ночь страх капля за каплей поступает в этот сосуд (назовем его «душевный накопитель»). Он неизбежно переполняется — и ребенок просыпается в мокрой постели.

Маша — пухленький ангелочек. Мама считает иначе: «Хватить жрать, стройность требует жертв! Хочешь быть красивой — никаких плюшек». У Маши в душе раздрай: и толстой она себя видеть не хочет, и сладкого хочется. «Эх, не быть мне красивой никогда», — думает Маша и крутит волосы. И вдруг замечает, что над ухом залысина.

Трехлетний Миша недавно пошел в детский сад. Он от природы шустрый и активный, очень любит бегать и играть. Воспитательница стремление к движению не поддерживает и при всех ругает непослушного ребенка. Мальчик испытывает много чувств: злость на воспитательницу, обиду, что не дали побегать, стыд. Сказать воспитательнице все, что думает, он не решается. Она может наказать, да и мама говорит, что надо слушаться. Накопитель не справляется. После тихого часа воспитатель замечает, что малыш обгрыз ногти до половины.

Чаще всего в накопитель ребенка «льется» из переполненных накопителей близких взрослых, которые не замечают или не понимают этого.

Папу Паши самого в детстве называли трусом. Он и сейчас боится высказать все что думает начальнику, который достал. Поэтому отыгрывается на жене и детях. Но ни за что в этом не признается, даже самому себе. Он думает, что близкие неправильно себя ведут.

У мамы Маши не складывается личная жизнь. Ей кажется, что она всего лишь беспокоится о судьбе дочери. Но накопленные переживания выплескиваются в жестоких словах и действиях по отношению к ней. Результат: у ребенка невроз.

Воспитательница Миши не просто отчитывает ребенка. Ему достается за ее усталость, болеющую коллегу, которую она подменяет, заведующую и ее собственного шустрого сына-обормота. А маму мальчика тоже в детстве обижали в саду, и она боится повторения.

Этим взрослым придет в голову связать свое поведение с проблемами их чад?

Вторая большая группа причин — сильный стресс, от которого никто не застрахован, от которого не уберегут самые любящие родители. Сюда относится, например, болезнь или смерть близкого человека.

На практике причины могут сочетаться: трудное время в семье, ребенку достается от родителей, и воспитательница (учительница) добавляет последнюю каплю.

Каковы причины СДВГ?

Точная причина СДВГ до настоящего времени не ясна. Однако специалисты считают, что симптомы СДВГ могут быть обусловлены комплексом факторов. Вот некоторые из них:

— СДВГ имеет тенденцию передаваться по наследству, что указывает на генетическую природу этого заболевания.
— Есть основания предполагать, что употребление алкоголя и курение во время беременности, преждевременные роды и недоношенность могут также увеличивать вероятность развития у ребенка СДВГ (4, 5).
— Травмы головного мозга и инфекционные заболевания мозга в раннем детстве также создают предрасположенность к развитию СДВГ.

В основе механизма развития СДВГ лежит дефицит определенных химических веществ (дофамина и норадреналина) в некоторых областях головного мозга. Эти данные подчеркивают тот факт, что СДВГ – это заболевание, требующее соответствующей диагностики и правильного лечения.

Дефицит внимания

Внимание — это способность управлять своей реакцией на лавину информации, поступающую через органы чувств, и выбирать из этого хаоса действительно ценное. При дефиците внимания эта способность формируется с запозданием на несколько лет

Ребенку уже шесть, он уже сидит на занятиях в прогимназии — а внимание его беспорядочно блуждает по классу и заоконному миру, как у двухлетки.

«Ну какой же дефицит внимания? — возмущаются иногда родители. — Вот он же может два часа телевизор смотреть! Или в компьютер играть! Или конструктор собирать! Когда ему интересно, никакого дефицита внимания нет и в помине, значит, он просто ленится».

«Просто ленится» — это предмет для отдельного разговора

А способность надолго сосредоточиться на том, что интересно, объясняется очень просто: это работает то самое непроизвольное внимание. Мелькание ярких красок на экране, мешанина громких звуков целиком занимают внимание ребенка, он даже забывает бегать и карабкаться

Он может быть так же поглощен игрой во дворе или конструктором: они так мощно стимулируют его внимание, что иногда подавляют даже громкие сигналы тревоги, поступающие от мочевого пузыря.

Дефицит внимания может наблюдаться и без гиперактивности. Некоторые исследователи считают, что это вообще самостоятельное расстройство. Невнимательного ребенка без гиперактивности заметить не слишком легко: он никому не мешает, не бросается в глаза — сидит себе в сторонке, пока группа читает, и играет в машинки. Или рисует принцесс в тетрадке, пока идет контрольная по математике.

Иногда дефицит внимания у таких детей выявляется только в школе, когда оказывается, что ребенок не справляется с учебой. Витает в облаках, смотрит в окно, болтает с подружками.

Инициирование социальных отношений

Дети с СДВГ более разговорчивы, чем другие дети. Очень часто они первыми начинают социальные контакты. Однако в их действиях очень скоро обнаруживается избыточное реагирование, не соответствующее содержанию ситуации. Они не слишком обеспокоены социальными ожиданиями и не понимают оттенки межличностных отношений.

Другим детям просто-напросто тяжело общаться с таким ребенком. Он сильно раздражает непониманием ситуации, возмущает своей невнимательностью к другим людям или даже не задумываясь, обижает других. Он делает это не специально. Все, что ребенок с СДВГ хочет, это быть в обществе и быть признанным в нем. Но у него ничего не получается из-за его специфических особенностей.

Рекомендации родителям гиперактивных детей

В своих отношениях с ребёнком придерживайтесь «позитивной модели». Хвалите его в каждом случае, когда он этого заслужил, подчёркивайте даже незначительные успехи. Чаще говорите «да», избегайте слов «нет» и «нельзя».

1. Поручите ему часть домашних дел, которые необходимо выполнять ежедневно (ходить за хлебом, кормить собаку и т.д.) и не выполняйте их за него.

2. Заведите дневник самоконтроля и отмечайте в нём вместе с ребёнком его успехи дома и в школе.

3. Введите балльную или знаковую систему вознаграждения: (можно каждый хороший поступок отмечать звёздочкой, а определённое их количество вознаграждать игрушкой, сладостями или давно обещанной поездкой).

4. Избегайте завышенных или заниженных требований к ребёнку. Старайтесь ставить перед ним задачи, соответствующие его способностям.

5. Определите для ребёнка рамки поведения — что можно и что нельзя. Гиперактивные дети должны справляться с обычными для всех подрастающих детей проблемами. Эти дети не нуждаются в том, чтобы их отстраняли от требований, которые применяются к другим.

6. Не навязывайте ему жёстких правил. Ваши указания должны быть указаниями, а не приказами. Требуйте выполнения правил, касающихся его безопасности и здоровья, в отношении остальных не будьте столь придирчивы.

7

Вызывающее поведение Вашего ребёнка — его способ привлечь Ваше внимание. Проводите с ним больше времени

8. Поддерживайте дома чёткий распорядок дня. Приём пищи, игры, прогулки, отход ко сну должны совершаться в одно и то же время. Награждайте ребёнка за его соблюдение.

9. Если ребёнку трудно учиться, не требуйте от него высоких оценок по всем предметам. Достаточно иметь хорошие отметки по 2-3 основным.

10. Создайте необходимые условия для работы

У ребёнка должен быть свой уголок, во время занятий на столе не должно быть ничего, что отвлекало бы его внимание. Над столом не должно быть никаких плакатов и фотографий

11. Избегайте по возможности больших скоплений людей. Пребывание в магазинах, на рынках и т.п. оказывает на ребёнка чрезмерное возбуждающее действие.

12. Оберегайте ребёнка от переутомления, поскольку оно приводит к снижению самоконтроля и нарастанию двигательной подвижности. Не позволяйте ему подолгу сидеть у телевизора.

13. Старайтесь, чтобы ребёнок высыпался. Недостаток сна ведёт к ещё большему ухудшению внимания и самоконтроля. К концу дня ребёнок может стать неуправляемым.

14. Развивайте у него осознанное торможение, учите контролировать себя. Перед тем как что-то сделать, пусть посчитает от 10 до 1.

15. Помните! Ваше спокойствие — лучший пример для ребёнка.

16. Давайте ребёнку больше возможности расходовать избыточную энергию.

17. Воспитывайте у ребёнка интерес к какому-нибудь занятию

Ему важно ощущать себя умелым и компетентным в какой-либо области. Найдите те занятия, которые бы «удавались» ребёнку и повышали его уверенность в себе

Как определить СДВГ

Основные симптомы:

Дефицит внимания

При дефиците внимания ребёнок не может сконцентрировать внимание на задании необходимое время, переключается с
одной
задачи на другую и не доводит до конца ни одну из них. Такие дети отличаются забывчивостью, легко отвлекаются и
испытывают трудности при любой деятельности.

Гиперактивность

В зависимости от возраста чрезмерная двигательная активность может проявляться по-разному. Более явной
гиперактивность становится в случаях, когда ребёнок должен контролировать себя и следовать правилам, а также в
условиях монотонной, скучной и неинтересной для него деятельности.

Импульсивность

Этот симптом проявляется в безрассудном и нетерпеливом поведении, а также расторможенностью в социальных
ситуациях.
Например, ребёнку с импульсивностью может быть трудно дождаться своей очереди, он склонен вторгаться или
прерывать
деятельность других и отвечать собеседнику ещё до того, как он закончил задавать вопрос.

Чтобы точно определить, страдает ли ребёнок СДВГ, необходимо пройти обследование.

Важно помнить: диагноз ставит врач-психиатр!

Гиперактивность ребенка — трудности родителей

Синдром гиперактивного ребенка — часто встречающийся диагноз. У мальчиков он выявляется в 5 раз чаще, чем у девочек. Эффективно лечится и часто проходит с возрастом (в пубертатный период) или заметно уменьшается. Недиагностированный и нескорректированный синдром может стать фундаментом для асоциального поведения, алкоголизма и др зависимостей. Но не спешите пугаться, с детской гиперактивностью можно и нужно работать!

Окуда же это берется? — частый вопрос. Многое зависит от того, как протекала беременность: курение, разного рода инфекции, угроза выкидыша таят в себе опасность для здоровья плода. Тяжелые роды с гипоксией, родовые травмы и тому подобное также могут стать причиной гиперактивности. Все дело в мозге, а точнее в его минимальной дисфункции. Бывает также, что поведенческие психологические особенности передаются по наследству.

Симптомы гиперактивности могут проявиться сразу после рождения. Детки мало спят, много плачут, легковозбудимы — остро реагируют на звуки, яркий свет. Вообще они очень активные во всех проявлениях.

Но когда наступает пора “развивашек”, подготовки к школе — от 4-5 лет — оказывается, что ребенок неусидчив, ему очень сложно сосредоточиться на чем — то одном. Спокойные игры и длинные сказки не для него — ему просто не хватает на них терпения. Основные сложности, конечно, возникают в садике и школе. Непоседа может плохо учиться, ведь ему не просто скучно на уроке, но тяжело находиться без движения нужное время.

“Я много раз засекала время, ну сколько же может высидеть мой дитенок на одном месте. Оказалось, она никогда не сидит дольше 45 секунд!”, — поделилась одна мамочка.

Поставка диагноза возможно с 3 лет. Поставить его может только врач — невролог или психиатр. К неврологу, как правило, приводят слишком активных детей, которые “ну ни в какие рамки” не входят своим неконтролируемым поведением. С медицинской точки зрения для постановки диагноза выявляется совокупность нескольких симптомов:

  • резкая и частая смена настроения;

  • навязчивые движения кистями и стопами;

  • беспокойное поведение в разных положениях — сидя, стоя, лежа;

  • ребенок не в состоянии спокойно поиграть или увлечься чем-то;

  • не умеет терпеливо ждать, раздумывать над чем-то, кропотливо трудиться, мастерить что-то;

  • глазные тики, покашливания (не связанные с бронхо-легочными болезнями), вздрагивание разными частями тела, шмыганье носом и тому подобное;

  • болтливость, перебивание собеседника на полуслове;

  • невнимательность,импульсивность;

  • может выбежать на проезжую часть дороги, не задумываясь о риске;

  • часто теряет вещи, забывает их или роняет и разбивает.

Некоторые специалисты уверены, что гиперактивность — отдельный диагноз, который вполне можно рассматривать без синдрома дефицита внимания (СДВ). Научные исследования показали, что первое в большей степени характерно для мальчиков, а второе — для девочек.

Симптомы кризиса 7 лет у ребенка

В этот период даже самый спокойный и послушный малыш может превратиться в настоящего домашнего тирана, капризного и раздражительного. Особенности проявления кризиса 7 лет чаще всего заключаются в том, что ребенок:

  • не выполняет просьбы, не слушается;
  • капризничает, упрямится;
  • выражает протест, недовольство, паясничает и грубит;
  • не воспринимает критику, на замечания выдает крайне отрицательные реакции;
  • пытается казаться взрослее, стремится общаться со старшими ребятами, избегает младших;
  • осознанно поступает наперекор взрослым;
  • обесценивает то, что раньше казалось ему важным;
  • подвержен перепадам настроения.

Для диагностики кризиса 7 лет необходимо, чтобы у ребенка четко проявлялись как минимум четыре-пять признаков. В противном случае речь идет не о кризисном периоде, а о локальной конфликтной ситуации.

Насколько распространен СДВГ

Расстройство встречается примерно у 2–10% детей. Данные исследований на этот счет разнятся. У мальчиков патология диагностируется в несколько раз чаще, чем у девочек.

Часть детей «перерастают» этот синдром. То есть психические функции восстанавливаются по мере взросления. Но так происходит не всегда. Во взрослом возрасте синдром присутствует у 2–4% людей, сообщают в своей работе французские исследователи. У более половины людей, у которых в детстве был диагностирован СДВГ, симптомы заболевания сохраняются во взрослом возрасте, уточняет в беседе с РБК Анна Портнова, руководитель отделения детской и подростковой психиатрии Московского научно-исследовательского института психиатрии — филиала ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр психиатрии и наркологии имени В.П. Сербского» Минздрава России.

У выросших людей проявляются те же симптомы, включая, невнимательность, гиперактивность и импульсивность, нарушение эмоциональной регуляции. Если болезнь не лечить, в зрелом возрасте на СДВГ в 80% случаев накладываются другие психические расстройства — тревожные расстройства, расстройства развития нервной системы, связанные с употреблением психоактивных веществ, нарушения сна, синдром беспокойных ног. Таким людям вообще сложно. Все сферы жизни «страдают» от этого заболевания.

Степень влияния СДВГ на человека зависит от его личностных особенностей. Один сможет адаптироваться и будет жить нормально, другой — пойдет по наклонной. Согласно недавнему исследованию, среди молодежи и взрослых правонарушителей содержащихся под стражей в полиции, тюрьмах, учреждениях пробации и судебно-психиатрических заведениях, около 25% страдают СДВГ. Они находятся в неблагоприятном положении в системе из-за того, что симптомы их заболевания не распознаются или неправильно понимаются. Вместо оказания психиатрической помощи к ним применяют дисциплинарные взыскания, что не помогает.

Экономика образования

Как поддерживать ментальное здоровье школьников

Что такое СДВГ у детей: краткая характеристика

Дети с СДВГ испытывают трудности в концентрации внимания и в связи с этим не всегда могут справлять с учебными заданиями. Они делают ошибки по невнимательности, не обращают внимания и не слушают объяснений. Иногда они могут проявлять чрезмерную подвижность, вертеться, вставать, совершать много ненужных действий, вместо того, чтобы сидеть спокойно и сосредоточиться на учебе или других занятиях. Такое поведение бывает неприемлемым в классе и создает проблемы как в школе, так и дома. Такие дети часто имеют низкую успеваемость и часто считаются озорными, непослушными, «терроризирующими» семью и сверстников в школе. При этом, они сами могут страдать от низкой самооценки, им трудно заводить друзей и дружить с другими детьми.

На самом деле причиной вышеуказанного поведения является недостаток определенных биологически активных веществ в некоторых отделах головного мозга.

В каком возрасте проявляется гиперактивность у ребенка

Большинство здоровых детей в то или иное время бывают невнимательными, гиперактивными или импульсивными. Дошкольникам свойственна короткая продолжительность концентрации внимания и неспособность долго заниматься одним делом. Даже у детей старшего возраста и подростков продолжительность концентрации внимания часто зависит от уровня интереса.
То же самое относится и к активности. Маленькие дети от природы энергичны — они часто еще полны энергии даже после того, как утомили своих родителей. Кроме того, некоторые дети от природы имеют более высокий уровень активности, чем другие. И это — вариант нормы.
Патологическая гиперактивность у детей и подростков определяется врачом по четким критериям, и она обычно заметна в возрасте до 6 лет. Симптомы проявляются более чем в одной ситуации, например, дома и в школе.

У кого бывает невроз

Все дети периодически злятся, боятся и нервничают. Почему у одних невроз, а другим хоть бы что? Почему педагог ругает всех, а невроз только у Миши?

Детям от природы даны сосуды «разной величины». Ребенок с ослабленной нервной системой получит невроз скорее, его накопитель «меньше».

Родителям следует особенно беречь и не перегружать негативом детскую нервную систему в следующих случаях:

  • кто-то из родственников страдает от неврозов или психических заболеваний;
  • ребенок во время беременности или в родах получил повреждение нервной системы и наблюдался у невролога в первые месяцы жизни;
  • ребенок по темпераменту меланхолик, тонко чувствует мир, но быстро утомляется, часто плачет.

В следующей статье подробно разберем, как справиться с неврозом у ребенка — чего делать не стоит и как вести себя родителям.

Не путайте активность и гиперактивность

Бывает родители называют своих детей гиперактивными и думают, что это положительное понятие. Но в данном случае они путают активного малыша и гиперактивного. Такое поведение, как любознательность, тяга к новым знаниям, интерес ко всему новому – это хорошо.

А вот гиперактивность, которая чаще всего сопровождается нехваткой внимания, считается неврологическим расстройством. Наиболее ярко проявляется в период после 5 лет. Это негативно сказывается на развитии ребенка, он отстает от сверстников.

Гиперактивность проявляется в дошкольном возрасте. Чем раньше она будет выявлена, тем больше шансов на то, что до школы ребенок научится концентрироваться и обладать своими эмоциями. Каждый малыш по своему индивидуален, а понять какие способности заложены именно в вашем малыше, помогут методики, которые используются в современной психологии.

Для того чтобы понять своего ребенка, и определить его особенность, достаточно посетить консультацию психолога. Ведь пока ребенок не разговаривает, трудно определить, что-же на самом деле он умеет и на что способен. Даже самый обычный ребенок, при правильном подходе к воспитанию, может вырасти вундеркиндом.

Понаблюдайте за своим ребенком, сопоставьте его поведение с нижеизложенным:

  • неусидчивость
  • повышенную активность
  • беспокойство
  • невнимательность
  • агрессивность
  • эмоциональность
  • отсутствие концентрации
  • не умение дослушать до конца
  • непослушание
  • игнорирование
  • несдержанность
  • не контролирование эмоций

Заметив за ребенком что-либо из списка, стоит познакомиться по ближе, с квалифицированным психологом. Бесспорно, это еще не обозначает что у вашего малыша гиперактивность, но удостоверится наверняка, всё же стоит. Распознав в раннем возрасте, способности и наклонности ребенка, вы в дальнейшем будете знать, чем занимать его свободное время, чтобы это пошло ему на пользу.

Как жить с СДВГ взрослому человеку

Синдром дефицита внимания и/или гиперактивности сохраняется и во взрослом возрасте. Эксперты говорят — к этому состоянию можно адаптироваться, даже без использования медикаментов. Человек с СДВГ может быть успешным как в личной жизни, так и в профессии. Этого можно добиться, контролируя свои привычки, научившись распознавать и использовать свои сильные стороны и контролировать свое поведение.

Человеку с СДВГ психологи советуют правильно организовать свое рабочее пространство, убрав со стола лишние предметы. Например, стопку ненужных бумаг или книг. Чтобы ничего не забыть, можно каждый день составлять список дел. Отличным подспорьем для человека с этим расстройством может стать планировщик дня, календарь на смартфоне или компьютере. Люди с СДВГ любят откладывать дела в долгий ящик. Чтобы этого избежать, руководствуйтесь принципом: если задача может быть выполнена за две минуты или меньше, сделайте это сейчас.

Людям с СДВГ бывает сложно правильно управлять своим временем. Чтобы этого избежать, психологи советуют использовать часы. Когда вы начинаете делать работу, запишите время и произнесите его вслух. Для каждой задачи необходимо выделить определенный временной промежуток. Это легко сделать, используя таймер или будильник. Пусть он срабатывает в регулярные промежутки. Тогда сложнее будет потерять чувство времени — распространенная проблема людей с СДВГ.

Взрослые с синдромом дефицита внимания и/или гиперактивности часто бывают слишком импульсивными. Они перескакивают с одной задачи на другую. Это может помешать работе

Эксперты рекомендуют всегда начинать с самой важной задачи. Главная ошибка — брать слишком большой объем работы

Разбивайте крупные проекты или задания на более мелкие управляемые шаги.

Здоровый образ жизни — главный помощник для людей с СДВГ. Хорошее питание, много сна и регулярные физические упражнения могут помочь сохранять спокойствие, минимизировать перепады настроения и бороться с любыми симптомами тревоги и депрессии.

Учет индивидуальных особенностей ребенка при подборе игр

Подбирая игры для такого ребенка и с участием такого ребенка, педагоги должны учитывать его индивидуальные особенности. Все инструкции должны быть четкими и краткими (не более 10 слов). Следует также учитывать такие особенности, как неумение длительное время подчиняться групповым правилам, быстрая утомляемость, неумение выслушивать и выполнять инструкции.

Социальные игры, коллективные игры очень важны для развития ребенка. Их значение просто огромное. Но ребенку с СДВГ также необходимо развивать устойчивость внимания, способность сдерживать себя, предсказывать результаты с помощью индивидуальных компьютерных игр. Каждая такая игра должна быть направлена на развитие какого-то одного качества.

Если время пребывания ребенка за компьютером разумно ограничивать, компьютерные игры могут послужить очень хорошим подспорьем в развитии дефицитарных свойств ребенка с СДВГ.

Игры для гиперактивного ребенка

Такой ребенок нуждается движениях, а потому нельзя подавлять ее активность. Шахматы, музыка и книга для гиперактивного ребенка, безусловно, замечательная терапия, однако — не за счет футбола

Длительные прогулки, бег, спортивные занятия, игры (особенно такие, которые одновременно развивают внимание) пойдут ему на пользу. Однако, если возможно, избегайте большого скопления людей и неспокойных приятелей, чтобы чрезмерно не возбуждать нервную систему малыша

Оберегает ребенка от перегрузки, поскольку это приводит к снижению самоконтроля и нарастания гиперактивности. И помните, что у таких детей очень занижена самооценки, поэтому любые новые достижения повышают ее рейтинг. А главное — уделяйте ребенку как можно больше внимания. Неслучайно некоторые специалисты называют это нарушение так: «дефицит внимания с синдромом гиперактивности».

Гиперактивный школьник

Особенно трудная ситуация с гиперактивным ребенком складывается в учебном заведении. Неусидчивость, эмоциональность, сложности в концентрации внимания и восприятии потока информации могут поспособствовать тому, что ребенок будет отставать в учебе, с трудом найдет общий язык со сверстниками.

Тут нужны постоянные консультации психолога, терпение и понимание со стороны учителей, поддержка родителей. Помните, что ваш отпрыск не виноват в том, что имеет определенное поведенческое расстройство.

Хотите лучше понимать ваших детей? Вам поможет видео, где дает советы знаменитый отечественный педиатр доктор Комаровский, для которого гиперактивный ребенок – это полноценный член общества со своими особенностями психического развития. Нужно быть терпеливыми и спокойными в общении с ним, выделять и развивать таланты, творческие наклонности. Пусть малыш не замыкается, а прогрессирует, ведь гиперактивность не должна тормозить развитие человека. Она представляет собой не серьезное отклонение, а специфическую индивидуальность.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
STELLA-CLOTHES
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: