Спортивное воспитание и гуманизм
В настоящее время гуманистический подход в обучении спортсмена исключает процесс подготовки и тренировки, когда спортсмен выступает в роли механического субъекта, достигающего результата, поставленного перед ним.
Исследования показали, что часто спортсмены, достигая физического совершенства, наносят серьезный вред психике и своему здоровью. Бывает, что применяются неадекватные нагрузки. Это работает как для юных, так и для зрелых спортсменов. В результате такой подход приводит к психологическим срывам. Но при этом исследования показывают, что возможности становления личности спортсмена, ее нравственных, духовных установок, формирование мотивации — безграничны. Подход, направленный на его развитие, может быть осуществлен в полной мере, если изменить ценностные установки как у спортсмена, так и у тренера. Такая установка должна стать более гуманной.
Становление у спортсмена гуманистических качеств – это процесс достаточно сложный и длительный. Он должен быть систематическим и требует от тренера (воспитателя, преподавателя) овладения технологиями воздействия высокой тонкости. Этот подход ориентирован на гуманистическую установку — развитие личности, ее психического, физического здоровья средствами спорта и физической культуры.
Теория Г. Олпорта
Один из основоположников гуманистической психологии — Гордон Олпорт. Он создал теорию личностных черт, согласно которой, у каждого человека есть врожденные предрасположенности реагировать на ту или иную ситуацию типичным образом. Его идеи направлены на выделение интегративных уровней взаимодействия личности с окружающим миром. К ним относятся условные рефлексы, системы черт и навыки, изменяющиеся в разных ситуациях.
Олпорт описал два уровня функционирования — высших мотивов и нужды. К последнему относится гомеостазис или стремление устранить напряжение. А высшие мотивы включают стремление к развитию, сопротивление равновесию, постановка новых целей и задач.
Особенности становления личности Олпорт аргументирует принципом функциональной автономии мотивов. Хотя человек развивается, он сохраняет связь между старыми и новыми стимулами. Это и было противопоставлено бихевиористической психологии, где все высшие мотивы связаны с физическими потребностями.
Черты характера ученый рассматривает как единицы анализа человека. Одни из них в процессе развития становятся второстепенными, другие выходят на первый план. Но в центре может находиться не более 5−10 разных качеств. Олпорт говорил о гуманистической психологии кратко и понятно. Это исследование уникальности каждого человека. Неповторимость описывается им как слияние разных черт в единую систему.
Олпорт выделял три стадии развития:
- детская;
- относительной дифференциации;
- интегрированного единства.
Ребенок еще не подвергает себя самоанализу, поэтому требует от окружающих всего или ничего.
Биография Шалвы Александровича Амонашвили
Родился 8 марта 1931 г. в Тбилиси (Грузия). Отец погиб на фронте в Крыму (1942 г.). Мать сама воспитывала Шалву и его сестру. Она привила детям сердечность, справедливость и верность. Шалва Александрович женат, у него двое взрослых детей. Его жена (профессор-педагог) — его верный соратник и помощник. С 1950 – 1955 гг. он учился в Тбилисском университете и параллельно преподавал в школе труд и историю. После получения диплома Шалва стал сотрудником НИИ педагогики Грузии, где проработал до 1991 г., а с 1983 — 1991 г. был его директором.
В 1958 г. закончил аспирантуру НИИ педагогики Грузии, а в 1960 г. защитил диссертацию по педагогике, от которой потом отказался, ибо она противоречила его новым педагогическим взглядам. В это время он проводил исследования и обобщение первоисточников религии, педагогических трудов Сухомлинского, Выготского, Давыдова, Эльконина, философии Бердяева, Флоренского, Рерихов. На основании этого создал новую гуманную педагогику.
Уже в 1961 г. началось экспериментальное внедрение его методик в тбилисской «Школе радости» с 6-летними детьми. Целью эксперимента было в воспитание гармоничных людей. С 1964 г. с Шалва стал участником, а затем руководителем эксперимента во многих грузинских школах по внедрению новой педагогической системы «Гуманно-личностный подход к детям в образовании».
В 1972 году получил докторскую степень по педагогической психологии в Московском институте педагогической психологии (АПН СССР). Тогда же он начал преподавание в московской школе, которую из отстающей превратил процветающую за два года.
С 1980 г. стал профессором Московского педуниверситета, а с 1987 г. по совместительству — гендиректором экспериментального НПО Минобразования Грузии. В эти годы Амонашвили продолжает эксперимент совместно с Давыдовым, который его публично поддерживал (новатора нещадно критикуют, пытаются уволить).
В 1988 – 1989 гг. Шалва Александрович сотрудничает с Леонтьевым во ВНИК «Школа», а с 1993 г. он активно работает в проекте «Школа 2100». Здесь идет разработка и апробирование методологии его системы для внедрения в сфере образования. Вскоре ВНИК, закрыли, разработки остались не у дел, но основа будущих перемен в образовании была положена.
С 1991 по 1998 год был завкафедрой начального образования в Тбилисском педуниверситете. С 1998 года по сей день возглавляет созданную им лабораторию гуманной педагогики в Московском педуниверситете. С 2001 г. возглавляет Международный Центр Гуманной Педагогики при центре Рерихов в Москве.
Его деятельность признана во многих странах мира. Об этом говорят его ученые степени и награды:
- д-р психологических наук (1973)
- профессор Московского педуниверситета (1980)
- ч. к. АПН СССР (1985 – 1989)
- д. ч. АПН СССР (1989 – 1991)
- п. ч. РАО (1993 – 2001)
- д. ч. РАО (2001)
- иностранный ч. АПН Украины (2006)
- почетный доктор Софийского университета (Болгария) и Хмельницкого, Одесского, Киевского, Тюменского, Дагестанского, Уральского, Челябинского и др. педуниверситетов
- награжден: медалями: Ушинского и Учитель Великой России, орденом Буратино, премией Правительства РФ (2013).
Ныне он ректор своей Академии педагогического искусства и социализации в Москве и завлаборатории гуманной педагогики при Московском педуниверситете. Несмотря на возраст, Шавла Александрович проводит авторские семинары, конференции, читает лекции, координирует работу многочисленных лабораторий гуманной педагогики в России и других странах.
Плюсы
Признание того, что человек может управлять своей психикой. Применяя гуманистический подход, можно убрать нервозность, улучшить качество жизни человека. При потере смысла жизни человек испытывает фрустрацию, негативные мысли, депрессию. Различные проблемы, неврозы индивидуума приводят к мышечным зажимам, психосоматическим заболеваниям. Применяя логотерапию, клиент-центрированный подход, различные техники психолог или психотерапевт может помочь человеку улучшить психическое и физическое здоровье, изменить качество жизни.
Направление гуманистической психологии подходит для исследования потенциала личности. Исследовать можно только здоровых, полноценных людей. Способности и творческий потенциал заложен в каждом человеке. В современной психологии существуют различные методы исследования креативности.
Влияние гуманистического подхода на терапию, образование, здравоохранение, политику и другие сферы. Гуманистическая психология в настоящее время прочно вошла в нашу жизнь, продолжает активно развиваться. На ее основе построено развивающее обучение, которое десятилетиями практикуется в нашей стране. Не одно поколение детей получило образование на принципах этого направления. В медицине давно уже признан факт того, что все болезни от нервов. Современные врачи знают о психосоматических заболеваниях, умеют дифференцировать физические и психологические отклонения, зачастую направляют пациентов к психологу.
Человеку отводится большая роль в определении состояния психического здоровья. От того, как человек живет, от целостности персоны зависит психическое здоровье. При активном личном выборе пути развития, самореализации, самоактуализации индивидуума, реализации его творческого потенциала уменьшается риск негативных ощущений в психике и в теле
Человеку необходимо понимание своей природы для того, чтобы уметь жить в гармонии с самим собой.
Подчеркивается важность влияния окружающей среды на опыт человека. Человек познает окружающий мир, приобретает собственный уникальный опыт через призму чувств и эмоций, полученных в процессе жизни, отношений с близким и дальним окружением
Поэтому так важно, в какой социальной среде он находится. Какая окружающая среда, такой и опыт. Развитие личности зависит от условий, в которых человек находится.
Утверждение достоинства человеческой личности и ответственности человека за свое поведение. Я-концепция у человека формируется с самого раннего детства. Целостный, полноценно сформировавшийся и функционирующий человек способен принимать решения, совершать поступки и нести ответственность за них. Такая личность будет опираться на собственные внутренние ощущения, а не на внешние авторитеты и шаблоны.
Постулаты учения
Рассмотрим теории основоположников гуманистической психологии.
Теория самоактуализации А. Маслоу.
Маслоу изучал здоровых, творчески развитых людей, которые достигли высшей степени самоактуализации. Самоактуализация по его понятию — это использование способностей, талантов, возможностей.
Признаки самоактуализирующихся людей:
- эффективное восприятие реальности и комфортные отношения с ней;
- принятие себя, окружающих, природы;
- естественность, простота;
- центрированность на задаче;
- потребности в уединении;
- независимость от среды и культуры;
- постоянная свежесть оценки;
- глубокие межличностные отношения;
- демократическая структура характера;
- умение различать средства и цели, добро и зло;
- философское чувство юмора;
- самоактуализирующееся творчество;
- сопротивление аккультурации.
По Маслоу, ядро личности образуют гуманистические потребности в добре и нравственности. Однако они удовлетворяются лишь после удовлетворения физиологических потребностей.
Согласно Маслоу, иерархия потребностей включает:
- физиологические — потребности в пище, воде, активности, сне;
- потребности в безопасности — в отсутствии страха, болезни;
- потребности в любви и привязанности;
- потребности в признании и оценке;
- потребности в самоактуализации — реализации талантов.
Теория личностных черт Г. Олпорта
Его теорию часто относят к диспозициональному направлению, согласно которому каждый человек является уникальной личностью и психически не похож на других людей; люди обладают широким набором черт личности для реакции на различные жизненные ситуации. Олпорт рассматривает личность как организованное и саморегулирующееся целое.
С его точки зрения, личность подвержена и психологическому, и биологическому влиянию. Олпорт считал, что личность формируется из физических данных, темперамента и интеллекта. А темперамент, по его мнению, является врожденным биологическим фундаментом личности и ограничивает развитие индивидуальных качеств. Также, Олпорт считал важным для развития личности наследственность и среду.
Теория личности К. Роджерса
Теория личности Роджерса разворачивает такую концепцию, при которой люди могут создавать и менять представления о себе и о своих близких. Идея ценности и уникальности человека является основной для К. Роджерса. Он считал, что опыт, который человек получает в процессе жизни, уникален и индивидуален. Уход от своей индивидуальности приводит к невротизации и отклонениям в развитии личности.
По теории личности Роджерса, внутренняя сущность человека выражается в его самооценке. Именно она является отражением сути личности. Если поведение выстраивается исходя из самооценки, то оно выражает истинную суть личности и его способности, а значит приносит наибольший успех. При этом Роджерс считал, что самооценка должна быть гибкой и меняться в зависимости от окружения.
Открытия Роджерса связаны не только со своим собственным новым взглядом на самооценку и самоактуализацию, но и его методом психокоррекции. По его мнению, психотерапевт должен избегать навязывания своего мнения клиенту, а медленно подводить его к самостоятельному правильному решению. В терапии пациент учится доверять себе и своей интуиции.
Актуальные методики гуманистической психологии. Общие сведения
Личность в гуманистической психологии — не только предмет исследования, но и особая ценность, к которой нужно относиться с вниманием и уважением. Самореализация, стремление к познанию, психическое здоровье, долг, личный выбор и ответственность за него — самые важные элементы полноценной личности в гуманистической психологии. Гуманистическая психология считает неприемлемым отношение к предмету исследования, характерное для естественных наук, которое разделяли некоторые психологические школы
В таких науках изучаются объекты, лишенные разума и собственного видения мира, не способные образовывать связи с другими людьми и наполнять пространство и время собственным содержанием
Гуманистическая психология считает неприемлемым отношение к предмету исследования, характерное для естественных наук, которое разделяли некоторые психологические школы. В таких науках изучаются объекты, лишенные разума и собственного видения мира, не способные образовывать связи с другими людьми и наполнять пространство и время собственным содержанием.
Человек же в силах оценивать каждую новую ситуацию, выбирать подходящую ей модель поведения — в общем, активно творить и преобразовывать собственную жизнь. Если исследователь не учитывает эти фундаментальные отличия человека от остальных живых организмов, то он существенно ограничивает себя и не может представить полную картину функционирования психики человека.
Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡
Такая система взглядов предъявляет определенные требования к методам науки, которые должны быть в состоянии продемонстрировать уникальность людей. Наиболее адекватные методы гуманистической психологии по-разному определялись последователями этого направления. Кто-то, например, говорил о допустимости методов когнитивной психологии, кто-то предлагал разработать собственные способы познания. В целом эта проблема остается одним из уязвимых мест данной научной школы.
Гуманизм в воспитании и образовании
Нормы и принципы, которые пропагандирует гуманистический подход в образовании, ориентированы на то, чтобы система взаимоотношений «воспитатель/воспитанник» опиралась на уважение и справедливость.
Так, в педагогике К. Роджерса педагог должен разбудить собственные силы воспитанника для решения его проблем, а не решать за него. Нельзя навязывать готовое решение. Цель — стимуляция личной работы по изменению и росту, а они беспредельны. Главное не набор фактов и теорий, а преображение личности учащегося в результате самостоятельного обучения. Задача воспитания — развить возможности саморазвития и самоактуализации, поиску своей индивидуальности. К. Роджерс определил следующие условия, при которых данная задача реализовывается:
- ученики в процессе обучения решают проблемы, значимые для них;
- педагог по отношению к ученикам чувствует себя конгруэнтно;
- он относится к ученикам безусловно;
- педагог проявляет эмпатию к ученикам (проникновение во внутренний мир ученика, взгляд на окружающую среду его глазами, при этом оставаясь самим собой;
- воспитатель — помощник, стимулятор (создает благоприятные условия для ученика);
- он побуждает учащихся к нравственному выбору, предоставляя материал для анализа.
Личность, которую воспитывают, является высшей ценностью, имеющей право на достойное проживание и счастье. Поэтому гуманистический подход в воспитании, утверждающий права и свободу ребенка, способствующий его творческому развитию и саморазвитию, – приоритетное направление в педагогике.
Такой подход требует анализа. Кроме того, необходимо полноценное глубокое осмысление понятий (диаметрально противоположных): жизни и смерти, лжи и честности, агрессии и доброжелательности, ненависти и любви…
Рефлексологическое направление
Рефлексология (рефлексологическое направление в психологии) – это естественнонаучное направление в психологии, рассматривающее психическую деятельность, как совокупность рефлексов, образовавшихся в результате воздействия внешней среды на НС животных или человека. Данное направление является частью отечественной психологии.
Данное направление возникло в начале XX века. И.М. Сеченов считается основоположником рефлексологии. Он обосновал рефлекторную природу психики, открыл рефлексы головного мозга и центральное торможение. Вся теория Сеченова была построена на понятии «рефлекса».
И.П. Павлов создал учение об условных рефлексах. Они возникают в течение жизни, могут изменяться и исчезать. Условные рефлексы индивидуальны, они также способствуют адаптации.Павлов ввел понятие «первая сигнальная система», которая составляет основу ВНД (высшей нервной деятельности) и сводится к совокупности разных условных и безусловных рефлексов на непосредственные раздражители или их следы. Второй сигнальной системой, по его мнению, является речь.
В.М. Бехтеревым было предложено учение о сочетательных рефлексах. Согласно его взглядам, воздействие двух стимулов должно протекать смежно во времени для формирования сочетательного рефлекса. По его мнению, психика человека строится по принципу сочетания нового опыта со следами старого. Бехтерев также изучал и вопросы личности и коллектива.
Гуманистическая психология
Гуманистическая психология — это направлении в психологии, возникшее в XX веке, предметом исследования которого стала здоровая творческая личность, цель которой самоосуществление, самоактуализация и рост.Основателями гуманистической психологии считаются А. Маслоу и К. Роджерс.
С точки зрения Абрахама Маслоу, каждый человек обладает врожденным стремлением к самоактуализации. Причем подобное активное стремление к раскрытию своих способностей и задатков, развитию личности и скрытого в человеке потенциала является наивысшей человеческой потребностью.
Правда, для того, чтобы эта потребность проявилась, человек должен удовлетворить всю иерархию нижележащих потребностей. Прежде, чем начинает «работать» потребность каждого вышележащего уровня, потребности нижележащих уровней уже должны быть удовлетворены.
Иерархия потребностей по Маслоу: 1) физиологические потребности (потребность в еде, питье, дыхании и т.д.);2) потребность в безопасности (чувства стабильности, порядка, защищенности, отсутствие страха и тревоги);3) потребность в любви и чувстве общности, принадлежности к определенной группе;4) потребность в уважении со стороны окружающих и в самоуважении;5) потребность в самоактуализации.
Карл Роджерс известен прежде всего благодаря своему популярному в психотерапии методу под названием личностно-ориентированная терапия (психотерапия, центрированная на клиенте).
У Роджерса был свой особый подход к психокоррекции. Он исходил из того, что психотерапевт должен не навязывать свое мнение пациенту, а подводить его к правильному решению, которое последний принимает самостоятельно. В процессе терапии пациент учится больше доверять себе, своей интуиции, своим ощущениям и побуждениям, начнет лучше понимать себя, а значит и окружающих.
Возлагая основную ответственность за происходящие во время лечения перемены не на терапевта, а на клиента, Рождерс указывает на то, что человек, благодаря своему разуму, в состоянии самостоятельно менять характер своего поведения, заменяя нежелательные действия и поступки на более желательные.
По его мнению, мы вовсе не обречены вечно находиться под властью бессознательного или собственных детских переживаний. Личность человека определяется настоящим, она формируется под влиянием наших сознательных оценок происходящего.
Роджерс также разделял позицию Маслоу о присущей каждому потребности в самоактуализации, считая, что основной причиной неврозов является расхождение между тем, кем себя считает человек, и тем, каким он хочет быть.Стремление к самоактуализации, по Роджерсу, является главным мотивом деятельности человека. Хотя это стремление носит врожденный характер, его развитию могут способствовать (или, напротив, препятствовать) детские переживания и научение.
Другим ярким представителем гуманистической психологии является Гордон Олпорт.К важнейшим заслугам Олпорта относится то, что он одним из первых заговорил об уникальности каждого человека. Он утверждал, что каждый человек неповторим и индивидуален, так как является носителем своеобразного сочетания качеств, потребностей, которые Олпорт называл черта.
Эти потребности, или черты личности, он разделял на основные и инструментальные. Основные черты стимулируют поведение и представляют собой врожденные, генотипические образования, а инструментальные — оформляют поведение и формируются в процессе жизни человека, т. е. являются фенотипическими образованиями. Набор этих черт и составляет ядро личности, придает ей уникальность и неповторимость.
Одним из главных постулатов теории Олпорта было положение о том, что личность является открытой и саморазвивающейся системой. Он исходил из того, что человек прежде всего социальное, а не биологическое существо и потому не может развиваться без контактов с окружающими людьми, с обществом.
Он доказывал, что в основе развития человеческой личности лежит как раз потребность взорвать равновесие, достичь новых вершин, т.е. потребность в постоянном развитии и совершенствовании.
Как проходит сеанс
Отличие клиент-центрированной терапии в стремлении к минимальному вмешательству терапевта в процесс руководства сеансом. Клиент сам решает какие темы и проблемы для него актуальны в данный момент. Однако, это вовсе не означает, что психолог полностью устраняется. Наоборот, он внимательно слушает и полностью сосредоточен на переживаниях и чувствах клиента, его выводах и чаяниях. Он – самый безоценочный и уважительный слушатель и собеседник.
Получая возможность спокойно выражать свои чувства, эмоции, рассказывать не только свои проблемы, но мечты и проекты, человек внутренне раскрепощается, у него поднимается самооценка, он начинает больше доверять окружающему его миру и видеть большее количество перспектив. Карл Роджер вообще считал, что в этом случае клиент большей частью помогает сам себе, поскольку гораздо лучше разбирается в своей ситуации.
Развитие науки в настоящее время
Пик популярности этого направления приходится на период с 1960 по 1970 год. В то время сторонники бихевиоризма, фрейдизма были ослаблены возникшими расхождениями собственных убеждений. Возросшая популярность не смогла укрепить это направление, как отдельную и постоянную психологическую школу.
Благодаря этому направлению укрепились такие ветви психологии, как гуманистическая педагогика, психотерапия.
Гуманистическая психология является направлением психологии, которое занимается изучением личности. Ее представители утверждают, что у любого человека есть огромный потенциал, который он может реализовать в течение жизни, быть счастливым.