Предмет и теории педагогической психологии

Общая характеристика методов педагогической психологии

Достижением любой науки в значительной степени определяется развитием ее методического аппарата, позволяющего добывать новые научные факты и на их основе строить научную картину мира. Принято выделять в психологии три уровня методологического анализа:

  • Общая методология — философский подход к анализу явлений действительности (у нас такими общими принципами являются исторический и диалектический материализм).
  • Частная (специальная) методология обеспечивает конкретную реализацию общефилософских подходов в виде методологических принципов применительно к объектам психологического исследования.
  • Совокупность конкретных методов, методик и процедур в психолого-педагогических исследованиях. Именно этот уровень непосредственно связан с практикой исследования.

Педагогическая психология используется все те методы, которые есть в арсенале других отраслей психологии (психологии человека, возрастной психологии, социальной психологии и др.): наблюдение, опрос, эксперимент и т.д. Кроме общих методов в педагогической психологии есть еще специальные методы. К ним относятся, например, психолого-педагогический эксперимент и специальное психолого-педагогическое тестирование, предназначенное для определения степени обученности и воспитанности ребенка. Особое место среди прочих методов занимает психолого-педагогический эксперимент — исследование, которое задумано и проведено со специальной развивающей целью – для установления эффекта тех или иных педагогических воздействий на ребенка. Все методы, используемые в педагогической психологии делятся на:

  • организационные (они касаются целей, содержания, структуры, организации проводимых исследований, их состава и подготовки).
  • процедурные (касаются форм реализации проводимого исследования в целом и его отдельных частей).
  • оценочные (включают в себя способы психолого-педагогического оценивания результатов исследования).
  • методы сбора данных и обработки (методы, с помощью которых собираются необходимая информация о испытуемом; методы, служащие для преобразования первичных качественных и количественных результатов исследования в теоретические и практические психолого-педагогические выводы и рекомендации).

Кроме того, выделяют еще две группы методов, имеющие  целью оказание прямого практического психологического воздействия на ребенка. Это психологическое консультирование и психологическая коррекция. Психологическое консультирование — оказание устной помощи ребенку в виде советов и рекомендаций на основе его предварительного обследования и знакомства с теми проблемами, с какими он столкнулся в процессе своего развития. Форма проведения консультации — беседа с ребенком, родителями или людьми, участвующими в его обучении и воспитании (носит рекомендательный характер).

Коррекция предполагает непосредственное педагогическое воздействие психолога на заинтересованное лицо (методы психотерапевтического воздействия, социально-психологический тренинг, аутогенная тренировка то же самое что и аутотренинг).

Методы изучения

В педагогической психологии применяются разные методы изучения:

  1. Наблюдение — методика, применяемая для изучения деятельности педагогов, учащихся. При получении новой информации с помощью наблюдения должны соблюдаться некоторые условия. Нельзя сообщать наблюдаемому о проведении исследование. Наблюдатель не должен препятствовать, вмешиваться в процесс исследования. При наблюдении важная информация фиксируется в специальный дневник, а все интересные события снимаются на видео или фотографируются.
  2. Тестирование — вопросы составляются заранее и содержат систему стимулов, чтобы испытуемый мог проявлять реакцию на них. При проведении тестов человеку предлагают несколько вариантов ответов. Полученный результат углубленно изучается.
  3. Анкетирование — набор тестов, на которые субъект должен ответить письменно. С помощью анкет получают общую информацию о личности, отдельных навыках, способностях.
  4. Беседа — устный опрос, который проводится в свободной форме. Чтобы создать благоприятную атмосферу, ученый должен задать человеку несколько общих вопросов на интересующие его темы.
  5. Эксперимент — метод получения информации, при котором исследователь создает определенные условия, вторгается в привычную жизнь человека, воздействует на него различными раздражителями. Для получения информации может использоваться лабораторное оборудование.

Отдельной методикой является изучение продуктов деятельности обучающихся. После выполнения исследований ученые могут углубленно изучить методики, с помощью которых преподаватели обучают студентов.

Замысел, структура и логика проведения психологопедагогического исследования

Исследования в области психологии и педагогики – сложный процесс научно-познавательной деятельности, нацеленный на выявление, проверку и использование в педагогической практике новых способов, средств и приемов, совершенствующих систему воспитания, обучения и развития человека. Это — трудный путь творческих исканий, включающий в себя ряд взаимосвязанных этапов работы, каждый из которых решает свои специфические задачи.

Оптимальная последовательность этих этапов, ведущая к получению обоснованных результатов, т. е. методика психологопедагогического исследования, обусловлена его замыслом. Замысел исследования — это основная идея, которая связывает воедино все структурные элементы методики, определяет организацию и порядок проведения исследования, его этапы.

В замысле исследования выстраиваются в логический порядок цель, задачи, гипотеза исследования, ее критерии. Показатели развития конкретного психолого-педагогического явления соотносятся с конкретными методами исследования, определяется последовательность применения этих методов, порядок управления ходом эксперимента, регистрации, накопления и обобщения эмпирического материала.

Замысел исследования определяет структуру, логику и основные его этапы. Разработка замысла и логики исследования, воплощающих стратегию поиска, – сложный процесс, который не только предшествует, но и сопутствует всему исследованию, ибо характер и последовательность его этапов во многом предопределяются полученными уже в ходе работы результатами и возникшими трудностями.

Тем не менее, основную работу по разработке замысла и логики педагогического исследования необходимо проделать в начале работы, опираясь на принцип моделирования конечного результата и предположительные представления о тех этапах изыскания, которые обеспечат его достижение.

Обычно процесс психолого-педагогического исследования в обобщенном виде состоит из следующих этапов:

1. Выбор, формулирование и обоснование темы исследования.

2. Разработка и составление рабочего плана исследования, выбор методов и разработка методики его проведения.

3. Углубленное изучение научной и научно-методической литературы, диссертационных, научно-исследовательских и курсовых работ, касающихся исследуемой проблемы.

4. Анализ психолого-педагогической практики, опыта прошлого и настоящего как позитивного, так и негативного.

5. Сбор, обработка и систематизация собственных исследовательских материалов.

6. Опытно-экспериментальная проверка результатов исследования.

7. Формулирование основных выводов по результатам исследования.

8. Составление плана-проспекта научного труда, определение его структуры.

9. Литературно-техническое оформление научного труда (язык, стиль, редактура, соблюдение требований ГОСТ). Часто в практике исследовательской работы вычленяют лишь несколько крупных этапов. Как правило, первый этап включает в себя выбор проблемы и темы, определение объекта и предмета, целей и задач, разработку гипотезы исследования.

Второй этап работы содержит выбор методов и разработку методики исследования, проверку гипотезы, формулирование предварительных выводов, их апробирование и уточнение, обоснование заключительных выводов и практических рекомендаций. Логика третьего этапа строится на основе внедрения полученных результатов в практику и литературного оформления работы.

Вместе с эти, следует указать, что логика каждого исследования специфична. Исследователь исходит из характера проблемы, целей и задач работы, конкретного материала, которым он располагает, уровня оснащенности исследования и своих возможностей.

Цели психологии образования

Общей задачей психологии образования является выявление,
изучение и описание психологических особенностей и закономерностей
интеллектуального и личностного развития человека в условиях педагогической
деятельности и образовательного процесса. Соответственно, задачи психологии
образования:

  • Раскрытие механизмов и закономерностей обучения и педагогических последствий для интеллектуального и личностного развития учащегося;
  • Определение механизмов и закономерностей приобретения обучающимся социокультурного опыта (социализации), его структурирования, сохранения (закрепления) в индивидуальном сознании обучающегося и использования в различных ситуациях;
  • Установить взаимосвязь между уровнем интеллектуального и личностного развития ученика и формами и методами преподавания и обучающего воздействия (сотрудничество, активные формы обучения и т.д.);
  • Определить особенности организации и управления учебной деятельностью студентов и влияние этих процессов на интеллектуальное, личностное развитие и учебно-познавательную деятельность;
  • Изучение психологических основ работы учителя;
  • Определение факторов, механизмов, законов развивающего обучения, в частности, развития научного, теоретического мышления;
  • Определение закономерностей, условий, критериев усвоения знаний, формирование на их основе операциональной структуры деятельности в процессе решения различных задач;
  • Разработка психологических основ для дальнейшего совершенствования образовательного процесса на всех уровнях образовательной системы и т.д.

Уточнение предмета психологии образования также требует
определения ее места среди других наук, особенно путем определения ее отношения
к образовательным дисциплинам и к общей и возрастной психологии.

По мнению Б.Г. Ананьева, психология образования — это
пограничная, сложная отрасль знаний, которая «заняла определенное место
между психологией и педагогикой, стала сферой совместного изучения взаимосвязей
между воспитанием, образованием и развитием подрастающих поколений.

Из-за этой «границы» между педагогикой и
психологией мы считаем необходимым сначала прояснить отношения между этими
двумя науками.

Психология органично связана с педагогикой, между ними существует несколько «узлов» связи.

Главным связующим звеном является материя этих наук.
Психология изучает законы психического развития человека. Педагогика
разрабатывает законы управления развитием личности. Воспитание, образование
детей и взрослых есть не что иное, как целенаправленное изменение этой психики
(например, мышления, действий). Поэтому их не могут проводить специалисты, не
обладающие знаниями в области психологии.

Вторым узлом двух наук являются показатели и критерии
обучения и воспитания личности. Степень продвижения в знаниях школьников
фиксируется по изменениям в памяти, запасе знаний, умении использовать знания в
практических целях, владении способами познавательной деятельности, скорости
воспроизведения знаний, владении терминологией, навыках переноса знаний в
нестандартные ситуации и т.д. Воспитание, напротив, закрепляется в
мотивированных действиях, системе сознательного и импульсивного поведения,
стереотипах, деятельности и суждениях. Все это означает, что сдвиги в психике,
мышлении и поведении учащихся являются симптомами успеха в воспитательной
работе взрослых с детьми. Другими словами, результаты педагогической
деятельности диагностируются по изменениям в психологических характеристиках
учащихся.

Третий узел связи — это методы исследования. Кросс-научная
связь двух отраслей знания также имеет место в исследовательских методах
образования и психологии. Многие инструменты психологической науки успешно
служат задачам исследования образования (например, психометрика, парное
сравнение, рейтинг, психологические тесты и т.д.).

Консультации и услуги12

1,5 часа.

Эксклюзивная программа «VIP-день: структура»

Москва

  Подать заявку

60 минут.

Консультация педагога-психолога

Москва

  Подать заявку

Индивидуально

Подготовка к школе и коррекция речи перед школой

Москва

  Подать заявку

2 часа

Индивидуальный астронумерологический расчёт: для взрослых, для детей, для бизнеса

Москва

  Скидка 10%

Роза Петровна Кузнецова

3 меясца.

Детский сад на лето (проспект Вернадского)

Москва

  Подать заявку

Семейный Клуб «Большая Черепаха»

Вторник, четверг c 18:00. 5 занятий, продолжительность занятия 60–90 минут.

Курс психологической готовности к школе, сдаче ОГЭ, ЕГЭ «Успехи в школе»

Московская область, г. Долгопрудный

  Скидка 5%

Никэ Васильева

Услуга

Онлайн-консультация психолога. Помощь в сложных жизненных ситуациях

Москва

  Скидка 100Р

1 неделя

Профориентация школьников

Москва

  Скидка 250Р

8 занятий по 35 минут.

Курс «Ментальная арифметика для детей от 5 до 6 лет»

Москва

  Подать заявку

60 минут.

Консультация психолога, специалиста по психосоматике

Москва

  Подать заявку

1 час

Консультация психолога в любой жизненной ситуации

Москва

  Скидка 500Р

Анна Михайловна Савина

Примерно 4 часа с двумя 10-минутными перерывами.

Профориентационная игра для подростков 11–15 лет у вас дома

Москва

  Подать заявку

Светлана Черкасова

Услуги в других городах 33

Система связей психологии и педагогики с другими науками

Психология и педагогика, непосредственно обращенные к человеку, относятся к гуманитарной области знания. С другой стороны, они являются и частью обществознания, потому что занимаются изучением человека в обществе и в группах людей в процессе обучения, воспитания, развития. Эти процессы являются специфическими процессами социализации личности и предметом социологии.

К обеим наукам – и к психологии, и к педагогике, самое непосредственное отношение имеет философия, поэтому во второй половине XX некоторые отрасли философии и социологии, имеющие связь с психологией и педагогикой, получили активное развитие.

К ним можно отнести философию психологии, философию образования, социальную психологию, социологию образования.

Психология и педагогика имеют существенную связь с этикой, выстраивая направления и методы воспитания.

Возможность принимать во внимание, а также учитывать закономерности развития производственных отношений психологии и педагогике дают экономические науки. Развитие психической сферы человека, его обучение и воспитание происходит в условиях экономических процессов, что дает возможность педагогике и психологии точнее диагностировать у человека уровень развития тех качеств, которые необходимы для эффективного выполнения профессиональных обязанностей. Развитие психической сферы человека, его обучение и воспитание происходит в условиях экономических процессов, что дает возможность педагогике и психологии точнее диагностировать у человека уровень развития тех качеств, которые необходимы для эффективного выполнения профессиональных обязанностей

Развитие психической сферы человека, его обучение и воспитание происходит в условиях экономических процессов, что дает возможность педагогике и психологии точнее диагностировать у человека уровень развития тех качеств, которые необходимы для эффективного выполнения профессиональных обязанностей.

Что касается медицинских наук, то они дают огромный материал для исследователей научных проблем психологии и педагогики. Предоставляемый медицинскими науками материал дает возможность понять причины тех патологий, которые происходят в психологическом развитии человека.

Национальные психологические особенности правильно выявить позволяет этнология, а история позволяет глубже понять эволюционный характер человека и тенденции развития его личностной сферы и общества в целом.

Структуру педагогических и психологических исследований, способы мышления, порядок изложения материала определяет логика. Безусловно, данные задачи являются задачами и психологии, и педагогики, но только в пределах этих наук.

Связь с математикой и кибернетикой неоспорима и на современном уровне важна для решения психолого-педагогических проблем, например, при моделировании и алгоритмизации.

Таким образом, напрашивается вывод, что из других наук педагогика и психология берут для себя хорошо изученные и осмысленные представления о генезисе, особенностях психических и педагогических явлений.

Исследователи психолого-педагогических проблем могут конкретнее осуществлять научный поиск и убедительнее обосновывать полученные результаты, формулировать практические рекомендации.

Есть и обратная связь – педагогика и психология, изучая специфику психических процессов, закономерности воспитания, обучения и развития человека, дают другим наукам возможность правильнее интерпретировать законы отражения объективной реальности.

В настоящее время точки соприкосновения с психологией и педагогикой находят и другие науки, далекие от них, в результате появляются новые перспективные направления, например, компьютерная диагностика психической сферы человека.

Структура психологии образования

Структура психологии образования состоит из трех разделов:

  • Психология обучения;
  • психология воспитания детей;
  • Психология учителя.

Предметом психологии обучения является развитие познавательной деятельности в условиях систематического обучения. Таким образом, раскрывается психологическая сущность процесса обучения. Исследования в этой области направлены на выявление:

  • Взаимосвязь внешних и внутренних факторов, определяющих различия в познавательной деятельности в условиях разных дидактических систем;
  • Взаимосвязь между мотивационным и интеллектуальным планами обучения;
  • Способы руководства процессами обучения и развития ребенка;
  • Психолого-педагогические критерии эффективности преподавания и т.д.

Психология обучения в первую очередь изучает процесс
приобретения знаний и соответствующих им навыков. Его задача — выявить природу
этого процесса, его особенности и качественно различимые этапы, условия и
критерии успешного протекания. Особой задачей психологии образования является
разработка методов диагностики уровня и качества усвоения.

Исследования самого процесса обучения, проведенные с позиций
принципов отечественной психологии, показали, что процесс усвоения — это
выполнение человеком определенных действий или деятельности. Знания всегда
усваиваются как элементы этих действий, а навыки и умения имеют место, когда
усвоенные действия доводятся до определенных показателей по каким-то своим
свойствам.

Обучение — это система конкретных действий, которые
необходимы учащимся для прохождения основных этапов процесса обучения.
Действия, составляющие деятельность обучения, осваиваются по тем же законам,
что и любые другие.

Большинство исследований по психологии обучения направлены
на выявление закономерностей формирования и функционирования познавательной
деятельности в условиях существующей системы образования. В частности, накоплен
богатый экспериментальный материал, показывающий типичные недостатки в усвоении
различных научных понятий учащимися средней школы. Также была изучена роль
жизненного опыта студентов, характера представленного учебного материала в
усвоении знаний.

В 70-е годы психология образования все чаще стала идти по
другому пути: изучение закономерностей формирования знаний и познавательной
деятельности в целом в условиях специально организованного обучения.
Исследования показали, что управление процессом обучения существенно меняет ход
усвоения знаний и навыков

Проведенное исследование важно для поиска наиболее
оптимальных способов обучения и выявления условий для эффективного умственного
развития учащихся

Педагогическая психология также изучает зависимость усвоения
знаний, навыков, умений, формирования различных черт личности от индивидуальных
особенностей учащихся.

В отечественной педагогической психологии были разработаны
такие теории обучения, как ассоциативно-рефлекторная теория, теория поэтапного
формирования умственных действий и др. Среди западных теорий обучения
бихевиористская теория является наиболее распространенной.

Объектом психологии образования является развитие личности в условиях целесообразной организации деятельности ребенка и группы детей. Психология воспитания изучает закономерности процесса усвоения моральных норм и принципов, формирования мировоззрения, убеждений и т.д. в условиях учебной и воспитательной деятельности в школе. Исследования в этой области направлены на изучение:

  • Содержание мотивационной сферы личности студента, его направленность, ценностные ориентации, нравственные установки;
  • Различия в Я-концепции у школьников, выросших в разных условиях;
  • Структура детских и молодежных коллективов и их роль в формировании личности;
  • Условия и последствия психологической депривации и т.д.

Предметом психологии учителя являются психологические аспекты формирования профессиональной педагогической деятельности, а также те особенности личности, которые способствуют или препятствуют успешности этой деятельности. Основными задачами этой области психологии образования являются:

  • Признание творческого потенциала учителя и возможности преодоления педагогических стереотипов;
  • Исследование эмоциональной устойчивости учителя;
  • Выявить положительные черты индивидуального стиля общения учителя и ученика, а также ряда других. Результаты психолого-педагогических исследований используются при проектировании содержания и методов обучения, создании учебных пособий, разработке диагностического инструментария и коррекции психического развития.

Методы психолого-педагогического исследования

Методы педагогического исследования – совокупность способов и приемов познания объективных закономерностей обучения, воспитания и развития. Многообразие видов человеческой деятельности обусловливает многообразный спектр методов, которые могут быть классифицированы по самым различным основаниям (критериям).

Прежде всего, следует выделить методы духовной, идеальной (в том числе научной) и методы материальной (практической) деятельности.

В настоящее время стало очевидным, что система методов, методология не может быть ограничена лишь сферой научного познания, она должна выходить за ее пределы и непременно включать в свою орбиту и сферу практики. При этом необходимо иметь в виду тесное взаимодействие этих двух сфер деятельности человека. Что касается методов науки, то оснований их деления на группы может быть несколько.

Так, в зависимости от роли и места в процессе научного познания можно выделить методы формальные и содержательные, эмпирические и теоретические, фундаментальные и прикладные, методы исследования и изложения и т. п. Содержание изучаемых наукой объектов служит критерием для различия методов естествознания и методов социальногуманитарных наук.

В свою очередь методы естественных наук могут быть подразделены на методы изучения неживой природы и методы изучения живой природы и т. п. Выделяют также качественные и количественные методы, однозначно-детерминистские и вероятностные, методы непосредственного и опосредованного познания, оригинальные и производные и т. д. К числу характерных признаков научного метода чаще всего относят: объективность, воспроизводимость, эвристичность, необходимость, конкретность и др.

Так, например, рассуждая о методе, крупный британский философ и математик XX в. А. Уайтхед считал, что любой метод задает ―способ действий‖ с данными, с фактами, значимость которых определяется теорией, которая и предопределяет конкретный метод, применимый только к теориям соответствующего вида.

В современной науке достаточно успешно функционирует многоуровневая концепция методологического знания. В этом плане все методы научного познания, по мнению В.П. Кохановского, могут быть разделены на следующие основные группы (по степени общности и широте их применения).

Нередко философские системы (соответственно и их методы) сочетались и ―переплетались‖ между собой в разных вариациях. Так, диалектический метод у Гегеля был соединен с идеализмом, у Маркса (как, кстати, и у Гераклита) – с материализмом. Гадамер пытался совместить герменевтику с рационалистической диалектикой и т. д. Философские методы не следует рассматривать как жестко фиксированные регулятивы.

Скорее всего, это система принципов, операций и приемов, носящих всеобщий, универсальный характер, т. е. находящихся на самых высших (предельных) ―этажах‖ абстрагирования. Следует четко представлять себе, что философские методы задают лишь самые общие направления исследования, его генеральную стратегию, но не заменяют специальные методы и не определяют окончательный результат познания прямо и непосредственно.

Опыт показывает, что чем более общим является метод научного познания, тем он неопределенен в отношении предписания конкретных шагов познания, тем более велика его неоднозначность в определении конечных результатов исследования. Сказанное не означает, что философские методы вовсе не нужны.

Как свидетельствует история познания, ошибка на высших этажах познания может завести целую программу исследования в тупик. Например, ошибочные общие исходные установки с самого начала предопределяют искажение объективной истины, приводят к ограниченному взгляду на сущность изучаемого объекта исследования

На странице курсовые работы по педагогике вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Педагогика».

Здесь темы рефератов по педагогике

Читайте дополнительные лекции:

  1. Структура процесса обучения
  2. Задачи экологического воспитания в доу
  3. Методика формирования у дошкольников синтаксической стороны речи
  4. Теоретические основы дошкольного образования
  5. Становление и развитие идеи свободного воспитания в западной Европе
  6. Модульное обучение в ВУЗе
  7. Творческое развитие личности ребенка 5-6 лет в продуктивных видах деятельности
  8. Ведущие факторы развития личности: наследственность, среда, воспитание
  9. Условия успешного воспитания ребенка в семье
  10. Система воспитания в школе С. Френе

Применение педагогических знаний

Использование знаний педагогического характера – это крайне полезный и эффективный навык для любого человека вообще, не говоря об учителях и педагогах. Обладая им, можно не только передать другому человеку то, что знаешь и умеешь сам, но и глубже понять психику и индивидуальные личностные особенности и окружающих и себя самого, улучшить коммуникативные навыки, закрепить собственный опыт и т.д.

Те же, для кого педагогическая деятельность является профессией и делом жизни, должны изучать педагогику, чтобы личностно и профессионально расти, выполнять свои задачи наиболее продуктивно, улучшать своими действиями образовательный процесс того учреждения, в котором работают. А если посмотреть на этот вопрос более масштабно, то чем больше в нашей стране будет профессиональных высококлассных педагогов, тем более развитым и образованным будет молодое поколение, будет больше специалистов, в детях, подростках и юношестве будет преобладать познавательный интерес и тяга к знаниям, стремление к саморазвитию и личностному росту, желание приносить пользу отдельным людям и обществу в целом, делать лучше и себя и окружающий мир.

Применение педагогических знаний, если оно будет осуществляться регулярно и систематически, сделает даже не имеющего опыт выпускника, получившего педагогическую специальность, настоящим профессионалом своего дела, педагогом, обладающим высоким уровнем подготовки, необходимыми профессиональными навыками и качествами, вызывающими уважение среди коллег и воспитанников. К тому же те преимущества, которые дают человеку педагогические знания, позволяют ему продуктивно применять свои умения и достигать успеха не только в профессиональной сфере деятельности, но и в любой другой сфере жизни, включая семейные и личные отношения.

Если вы учитесь на педагога, или даже являетесь педагогом со стажем, представленный в нашем курсе материал будет вам полезен – восполнит пробелы, ответит на какие-то вопросы, улучшит навыки, освежит в памяти информацию

Но не важно, являетесь вы педагогом или далеки от этой профессии, педагогические знания применяются вами в вашей жизни всегда. Когда вы общаетесь с друзьями и знакомыми, учите чему-то своих детей или посвящаете нового сотрудника в особенности его должностных обязанностей – в любой подобной ситуации вы обучаете, и очень важно помнить об этом. И если у вас есть стремление научиться эффективно воспитывать своего ребёнка, улучшить личные качества, чтобы стать более успешным в жизни и работе, раздвинуть свои персональные границы, дабы стать ещё более развитой личностью, педагогические навыки пойдут вам только на пользу

И обучиться им вы можете без проблем, даже не имея информационной базы

И если у вас есть стремление научиться эффективно воспитывать своего ребёнка, улучшить личные качества, чтобы стать более успешным в жизни и работе, раздвинуть свои персональные границы, дабы стать ещё более развитой личностью, педагогические навыки пойдут вам только на пользу. И обучиться им вы можете без проблем, даже не имея информационной базы.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
STELLA-CLOTHES
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: