Психология творчества: это, виды, теории и разные подходы

Сложности восприятия различных видов творчества: проблематика психологии искусства

Основные проблемы психологии искусства определяются взаимосвязью субъекта и объекта:

  • изучение личности происходит через рассмотрение и восприятие ими эстетических ценностей;
  • художественное восприятие искусства меняется в зависимости от уровня развития личности индивида;
  • искусство воздействует на поведение и мотивацию личности, меняя ее мировоззрение.

Особенность проблематики зависит от видов творчества в психологии. В психологии различают отдельные формы проявления творческой деятельности:

  • научная — открытия явлений реального мира с целью получения знаний;
  • художественная — освоение окружающего мира путем эстетического переосмысления, стремление к созданию;
  • техническая — преобразование действительности с помощью образного мышления, разработка конструкций и механизмов;
  • сотворчество — интерпретирование результатов искусства, совместная работа создателя и зрителя;
  • педагогическая — поиск новых методов и форм подачи материала с целью совершенствования процесса обучения;
  • детская — необходимое условие мыслительного процесса ребенка, которое проявляется в игровой и других видах деятельности.

Изучение проблематики искусства помогает упростить понимание процесса созидания, сделать его более доступным для науки и людей.

Базовый марафон «СмелоНЕТ» от MelAnnett

  • Базовый марафон «СмелоНЕТ» — это 21 день работы над лицом, шеей и спиной;
  • Помощь при выполнении упражнений и доведение до результата лично от Аннет;
  • 60% новых упражнений и розыгрыш денежных призов за ваши результаты!

Ну и самое главное — молодое красивое лицо, здоровая спина и королевская осанка с помощью простейших упражнений и эффективных техник самомассажа всего за 21 день. Марафон — это уникальный комплекс простых и эффективных упражнений и техник, рассчитанный на оздоровление организма, запуск процессов естественного омоложения , сгон отёков и снятие спастики мышц.

Нашумевшие марафоны от Меланнетт, пожалуй, самого успешного и крупного бьюти-блогера Рунета, которому на протяжении 9 лет доверяют свою красоту и здоровье 6.000.000+ человек. Только в 2020 году в марафонах приняли участие более 80.000 наших подписчиков из России и стран СНГ. И с каждым годом количество участников только увеличивается!

Чего мы добьемся

Омоложения лица и избавления от морщин и заломов

Распрощаемся со вторым подбородком, сделаем красивый
подтянутый овал лица и чёткий «угол молодости»

Здоровой спины и королевской осанки

Красивой и изящной шеи

Подтянутой фигуры

Бонусы

  • улучшение зрения (до 4 единиц!)
  • избавление от головных болей и мигрени
  • усиление либидо
  • увеличение густоты волос, бровей, ресниц и их быстрый рост
  • избавление от пигментных пятен и куперозной сетки
  • беременность при диагнозе «бесплодие»
  • повернутый вспять процесс седины

Как проходит марафон

Участники ежедневно получают видео-задания — простые и наглядные упражнения для выполнения

Выполнять упражнения можно в любое удобное время и в любом удобном месте, занимают они от 5 до 30 минут в день

Обратная связь с Аннетт— разбор техник выполнения упражнений, ответы на вопросы и доведение до 100%-ного результата

Доступ к марафону на 8 недель: 3 недели практики на марафоне + 5 недель на закрепление после его окончания

О марафоне в цифрах

9

лет личной практики автора марафона

40

завершенных марафонов

300 000

отзывов с фотографиями результатов

5 000 000

рублей уже отправлено победителям

80 000 000+

марафонов куплено в России и СНГ

6 000 000+

подписчиков сайта и блога

Как развить творческие способности

Как развивать креативность.

Записывайте все свои идеи

Иногда хорошая идея приходит в самый неподходящий момент. Плохо то, что хорошие идеи очень легко забываются. Поэтому привыкайте записывать все идеи, которые вы можете придумать, даже  те, которые кажутся вам плохими.

Посвятите себя тому, чем вы увлечены

Чтобы создавать отличный контент или иметь хорошие идеи, вам не нужно быть экспертом. Вы должны любить ваш род деятельности. Если музыка вас не интересует, вам будет сложно создавать хорошие музыкальные композиции на постоянной основе.

Создайте привычку развивать творчество

Мотивация — это непостоянная эмоция. Она приходит и уходит. Мотивация не может быть основным двигателем вашей работы или вашего творчества. Чем больше вы заставляете свой мозг проявлять творческий подход, тем меньше вам нужно задаться вопросом, как развивать творчество.

Окружите себя лучшими источниками

Развитие творчества связано с источниками, которые вы потребляете. Если вы читаете контент от хороших авторов (которые вдохновляют вас и которыми вы восхищаетесь), вы подсознательно улучшите свое творчество. Если вы читаете статьи низкого качества, вы не окажете никакой пользы своему творчеству.

Также рекомендуется использовать много источников. Чем больше источников у вас есть, тем легче вам в конечном итоге иметь свою собственную точку зрения и быть оригинальным.

Получайте новые впечатления

Выход из своей зоны комфорта способствует развитию творчества. Хороший способ следовать этому совету — путешествовать. Когда вы посещаете другие страны и изучаете другие культуры, вам могут прийти в голову новые способы решения проблем.

Выполняйте физические упражнения

Движения способствуют появлению новых идей. Увеличение кровотока в мозге, которое происходит при занятиях спортом, и отсутствие стресса во время тренировки облегчают развитие творчества. Если вы проводите много часов, сидя за компьютером, то будет полезно заняться физическими видами активности.

Читайте

Чтение является источником новых знаний и идей, которые внедряются в сознание читателя. Тот, кто читает, всегда найдет идеи для получения творческих решений или создания своего собственного проекта на основе того, что вы читали ранее.

Участвуйте в коллективных творческих процессах

Рок-группа, театр, кино являются примерами творческих процессов, в которых идеи одних личностей опираются на идеи других в динамичном процессе. Это очень хороший способ привыкнуть к другим взглядам.

Значение психологии в жизни человека

В общем-то, каждый человек выбирает для себя сам, нужны ему знания об основах психологии или нет. Кто-то путем проб и ошибок самостоятельно приходит к пониманию того, как ему жить, общаться, чувствовать, а кто-то сокращает путь к мудрости при помощи книг по психологии, консультаций у психологов.

Знать, как устроена человеческая психика, полезно, чтобы:

  • понять себя,
  • понять других,
  • управлять собой и отношениями.

Ты знаешь, что у людей есть установки, которые мешают им достигать цели? Хотела бы научиться контролировать эмоции, чтобы они не разрушали тебя и других? Легко определяешь характер человека и в зависимости от этого находишь к нему подход?

Мы не призываем тебя бросаться осваивать новую науку. Основы психологии ты постигаешь всю жизнь, прислушиваясь к родителям, наблюдая за другими людьми, читая художественную литературу: одна «Война и мир» переплюнет сотни трудов ученых психологов.

Да и без ошибок, конечно, никуда! Они воспитывают не хуже книг. Каждый из нас строил воздушные замки и разочаровывался, сжигал мосты и жалел об утраченных возможностях, отношениях. Но этот путь можно пройти как-то мягче и конструктивнее.

Психология индивидуальных различий

Одной из самых важных психологических теорий ХХ века была теория индивидуальных различий. Это было основано на идее, что все люди рождаются с врожденными способностями и характеристиками, которые делают их опыт, способности, вкусы и цели разными.

Психология индивидуальных различий изначально была сосредоточена на изучении интеллекта, который рассматривался как самая важная способность, когда дело доходит до понимания людей, и та способность, которая больше всего отталкивает одних людей от других.

По мнению защитников этой теории, 90% вариаций интеллекта связаны с генетическими факторами, поэтому этот признак определяется с рождения.

Позже психология индивидуальных различий стала изучать другие не менее важные явления, среди которых выделялась личность. Таким образом, в первые десятилетия 20-го века было создано несколько моделей, которые пытались найти фундаментальные черты, которые отличают наш образ жизни от образа жизни других людей.

Одна из самых известных моделей, разработанных с этой точки зрения, включает «большую пятерку», которая говорит о пяти чертах, составляющих личность: интроверсия / экстраверсия, невротизм, открытость опыту, сердечность и ответственность. Согласно исследованиям, эти черты на 50% определяются генетикой, поэтому опыт может в некоторой степени их изменить.

Ссылки

  1. «10 типов психологических теорий» в: VeryWell Mind. Получено: 12 октября 2019 г. с сайта VeryWell Mind: verywellmind.com.
  2. «Психологическая перспектива» в: Просто психология. Получено: 12 октября 2019 г. с сайта Simply Psychology: simplepsychology.com.
  3. «Список популярных теорий психологии» в: Дискуссия по психологии. Получено: 12 октября 2019 г. с сайта Psychology Discussion: Psychologydiscussion.net.
  4. «12 ветвей (или областей) психологии» в: Психология и разум. Получено: 12 октября 2019 г. с сайта Psychology and Mind: psicologiaymente.com.
  5. «Психология» в: Википедия. Получено: 12 октября 2019 г. из Википедии: en.wikipedia.org.

Основы

Вообще, термин «творчество» охватывает не только деятельность личности, но и создаваемые ею ценности, которые из жизни и судьбы конкретного человека переходят в общество, культуру, науку и прочие сферы. И творчеством считается процесс, который может привести к созданию определённого продукта. Но этот процесс многогранен, сложен и зачастую неподвластен никому, кроме самого создателя.

Основами психологии творчества являются отношения между процессом творчества, продуктом, а также самим «творцом». Процесс должен принадлежать личности, а вот продукт впоследствии принадлежит культуре.

Основными предметами изучения психологии творчества являются творческое и креативное мышление человека, его внутренний мир, так называемых духовный потенциал, эмоциональная окраска процессов, вдохновение, индивидуально-психологические особенности личности, интуиция, воображение.

Кроме того, направление также охватывает и воздействие, которое на личность могут оказывать творческий коллектив (если он существует), общество в целом, ситуация в мире, тенденции, а также факторы, стимулирующие творческую активность (к ним относятся мозговые атаки, некоторые препараты, дискуссии и так далее).

Разные учёные выдвигали разные теории. Например, Фрейд считал, что творчество представляет собой бессознательные компоненты и мотивацию. А мотивация связана с так называемым эросом, то есть влечением к жизни, которое основывается на сексуальном влечении. То есть самой творческой частью человеческого разума является бессознательное.

Юнг отчасти соглашался с Фрейдом и во главу созидательной деятельности ставил бессознательное. Но также он добавлял, что в человеке есть два начала: личностное и творческое. И от взаимодействия этих начал будут зависеть способности, свойства, черты, умения.

Келли видел творчество как альтернативу банальности. Человека он считал учёным и исследователем, который взаимодействует с миром и интерпретирует его, по-своему перерабатывая информацию. То есть вся жизнь – это ничто иное как творческий процесс.

Олпорт и Фромм рассматривали творчество как образ жизни человека. Роджерс в основу ставил «поле опыта», которое включает в себя ощущения, события, воздействия, восприятия, которые человек отбирает, сам не понимая того. А Маслоу назвал творчество функцией человека, включающей все формы самовыражения.

Методы общей психологии

Как и любая другая наука, общая психология использует систему разнообразных методов. Базовыми методами для получения различных фактов в психологии принято считать наблюдение, беседу и эксперименты. Каждый из этих методов может быть модифицирован для улучшения результата.

1

Наблюдение

Наблюдение — это наиболее древний способ познания. Самая простая его форма – житейские наблюдения. Им пользуется в своей повседневной жизни каждый человек. В общей психологии выделяют такие виды наблюдения, как кратковременное, долговременное (может проходить даже в течение нескольких лет), выборочное, сплошное и специальное (включенное наблюдение, во время которого наблюдатель погружается в исследуемую им самим группу).

Стандартная процедура наблюдения состоит из нескольких этапов:

Постановка целей и задач;
Определение ситуации, предмета и объекта;
Определение способов, которые будут оказывать на исследуемый объект наименьшее влияние, и обеспечивать получение необходимых данных;
Определение способа ведения данных;
Обработка полученных данных.

Внешнее наблюдение (посторонним человеком) считается объективным. Оно может быть прямым или косвенным. Также существует самонаблюдение. Оно может быть, как непосредственным – в текущем моменте, так и отсроченным, основывающимся на воспоминаниях, записях из дневников, мемуаров и т.п. В этом случае человек сам анализирует свои мысли, чувства и переживания.

Наблюдение является неотъемлемой частью двух других методов – беседы и эксперимента.

2

Беседа

Беседа как психологический метод предполагает прямой/косвенный, устный/письменный сбор сведений об изучаемом человеке и его деятельности, вследствие чего определяются характерные для него психологические явления. Существуют такие виды бесед, как сбор сведений о человеке и его жизни (от самого человека или от знакомых с ним людей), интервью (человек отвечает на заранее подготовленные вопросы), опросники и разные виды анкет (письменные ответы на вопросы).

Лучше всего действует личная беседа исследователя и обследуемого человека

При этом важно предварительно беседу продумать, составить её план и определить проблемы, которые следует выявить. В ходе беседы предполагаются и вопросы от обследуемого человека

Двусторонняя беседа даёт наилучший результат и предоставляет больше информации, чем просто ответы на вопросы.

Но основным способом исследования является эксперимент.

3

Эксперимент

Эксперимент — это активное вмешательство специалиста в процесс деятельности обследуемого для того, чтобы создать определённые условия, при которых будет выявлен психологический факт.

Есть лабораторный эксперимент, протекающий в особых условиях с использованием специальной аппаратуры. Все действия испытуемого направляются инструкцией. Человек знает об эксперименте, хотя об истинном его смысле он может и не догадываться. Некоторые эксперименты проводятся многократно и на целой группе людей – это позволяет установить важные закономерности в развитии психических явлений.

Ещё один метод – тесты. Это испытания, служащие для установления у человека каких-либо психических качеств. Тесты представляют собой кратковременные и аналогичные для всех задания, по результатам выполнения которых определяется наличие у испытуемых определённых психических качеств и уровень их развития. Разные тесты созданы для того, чтобы сделать какие-то прогнозы или же поставить диагноз. Они всегда должны иметь научное обоснование, а также должны быть надёжными и выявлять точные характеристики.

Т.к. в методах психологических исследований особую роль играет генетический принцип, то выделяют ещё генетический метод. Его сутью является изучение развития психики для того, чтобы раскрыть общие психологические закономерности. Это способ основывается на наблюдениях и экспериментах и строится на их результатах.

В процессе использования различных методов нужно принимать во внимание и особенности изучаемой проблемы. Поэтому, наряду с основными методами психологических исследований, нередко используют и ряд особых вспомогательных и промежуточных методик

Подробнее методы психологии рассматриваются в следующем уроке.

Метафизическо-топологические измерения творчества

Понимание феномена и внутренней природы творчества требует предельного распахивания смысловых контекстов, радикального расширения методологических рамок его изучения, нахождения надежных объяснительных принципов, базирующихся на универсальных структурах и законах существования мира. Эмпирические исследования творческой активности должны сопровождаться раскрытием фундаментальных оснований и сверхопытных начал реальности, которые определяют необходимые условия, истоки и саму возможность существования творчества и творческих потенций личности. В наиболее широком смысле творчество определяется как способ существования некоторой абсолютной, изначальной и безусловной первосущности, которая конституируется и проявляется с помощью изначальных универсалий: свободы, возможности, целого и взаимодействия.Данные универсалии пустотны, невидимы и неизмеримы. Они вычерчивают координирующие смысловые рамки и представляют собой универсальные, качественно своеобразные «места», некоторые независимые, существующие по законам самопробуждающегося вакуума, «втягивающие» пространства. В то же время их архитектоника может быть проявлена и увидена путем построения их обобщенной топологической модели или «Карты сущностей». Продуктивность и эвристическая сила универсальной «карты сущностей» состоит в высвечивании пустых мест и предсказании возможных, еще недостаточно заявивших о себе, но тем не менее, равноценных сущностей и стоящих за ними целых областей живой реальности и, следовательно, в высвечивании возможных тенденций и траекторий развития. При существовании многочисленных и разноразмерных топологических моделей, максимальная полнота и простота обобщения феноменов реальности достигается с помощью метода системного описания В.А. Ганзена (1984), в котором в качестве исходной, организующей матрицы выбирается некоторый организующий Пентабазис, состоящий из четырех рядоположенных и одного объединяющего понятия. Так, при раскрытии высшей, универсальной «матрицы сущностей» творчества целесообразно представить его фундаментальные измерения в виде Пентабазиса, состоящего из двух взаимосвязанных пар первосущностей: «Взаимодействие – Целое» (Бытие) и «Возможность – Свобода» (Ничто), которые объединяются, взаимосогласовываются и балансируются предельной сущностью Абсолютом. При этом каждый феномен и переменная проявленной творческой реальности должны с необходимостью проходить процедуру локализации, хронологизации и соотнесения с центральной первосущностью и с ее фундаментальными измерениями. В предельно широком, метафизическо-топологическом плане творчество понимается как способ существования и проявления Абсолюта, развертывающегося путем манифестации своих универсальных измерений – свободы, возможности, целого и взаимодействия.Этот высший трансцендентный поток на персонологическом уровне проявляется как Творческое Видение, переживается как внутренняя, глубоко интимная реальность и объективизируется в феноменальных мирах в виде материальных и духовных ценностей.

Таблица 1. Сущностные измерения и универсальные манифестации творчества

ЦЕЛОЕТворчество как создание и реализация целогоТворческое мышление ВОЗМОЖНОСТЬТворчество как создание и реализация возможностейТворческое воображение
БЫТИЕ АБСОЛЮТ Развертывание Абсолюта и творчество природы Творческое восприятие и смыслообразо-вание НИЧТО
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ Творчество как взаимодействиеТворческая память СВОБОДАТворчество как реализация свободы Творческая интуиция

В таблице использованы картины художников: Salvador Dalí, Tomek Sętowski, Jamile Baldridge, Greg Spalenka

Что дальше?

Наверняка художники применяют эти девять положений неосознанно. Может быть, даже не подозревая, что эти приемы так сильно влияют на человеческий мозг. К тому же встречаются разные комбинации перечисленных законов. Нейроэстетика может вывести теоретическую часть живописи на новый уровень. Десятилетиями авторы искали новые методы, пытались изучить и понять влияние искусства на зрителя, создавали трактаты и манифесты, придумывали новые направления и техники. И все это ради того, чтобы сильнее влиять на зрителя, впечатлять его. Теперь есть возможность изучить процесс изнутри – узнать буквально, что происходит в голове человека, когда он приобщается к прекрасному.

Галереи и художественные музеи уже начинают понимать, насколько нейроэстетика любопытная, а главное, полезная наука. Например, в 2017-м году в рамках интервью перед лекцией «Art&Science: Наука. Искусство. Музей» в Эрмитаже была приглашена Зои Капула, директор по науке в области когнитивной нейрофизиологии Национального центра научных исследований Франции.

Вероятно, вам также будет интересно:

Понюхайте искусство: как запахи влияют на память и эмоции

13 популярных российских художников, которые живут в наше время

12 фильмов о художниках и скульпторах, которые вдохновляют

Как Джеймс Стант обманул королевскую семью и стал миллионером

За дело берется Рамачандран

Вилейанур Рамачандран

The AGE

Семир Зеки, конечно, ввел термин «нейроэстетика» и даже провел эксперимент. Но основные положения, которые влияют на восприятие произведений искусства, сформулировал другой ученый. Им был профессор психологии и нейрофизиологии Калифорнийского университета Сан-Диего и директор Центра мозга и познания Вилейанур Рамачандран. Он как раз изучает зеркальные нейроны. Кроме того, индийский ученый занялся разработкой теории человеческого художественного опыта. Она основана на нейронных механизмах. Рамачандран сформулировал девять основных законов, которые объясняют, как же человек воспринимает творчество. Сам профессор уточняет, что эти положения базовые – есть вероятность, что в будущем (по мере развития нейроэстетики) их станет больше. Вот о чем пишет Рамачандран в своей книге «Мозг рассказывает. Что делает нас людьми».

1. Группировка

Человеческий мозг приходит в восторг, когда ему удается разгадать загадку. В нашем случае – когда из хаотично разбросанных на первый взгляд элементов удается собрать цельный образ. Этот трюк отлично работает с импрессионизмом, например. Объяснить это можно тем, что эволюционно людям нужна была физическая мотивация для того, чтобы во время охоты искать замаскировавшуюся добычу. Или находить хищника, который притаился в гуще растений. 

2. Максимальное смещение

Художники преувеличивают некоторые черты, делая их более явными. Рамачандран приводит забавный и любопытный пример. Птенцы чайки, которых вскормили вдали от родителей и вообще особей их вида, принимают желтый пинцет с красным пятном за клюв таких же чаек. Если увеличить пинцет до палки – тоже желтой, тоже с красным полосами, – птенцы будут реагировать еще активнее. Этот объект, мягко говоря, не похож на клюв настоящей чайки. Но организм птиц так устроен, что чем ярче выражены ключевые черты, тем сильнее реакция. Так работают, вероятно, и рецептивные поля нейронов человека – они активнее отвечают на преувеличенные раздражители. Кстати, это объясняет, например, почему нас привлекают карикатуры. 

This content can also be viewed on the site it originates from.

3. Контраст

Мы уже выяснили, что наш мозг буквально нацелен на то, чтобы искать целое в разрозненных элементах или находить спрятанные образы, угадывать их по отдельным чертам. Раньше это помогало определять зрелость плодов, искать добычу или замечать притаившегося хищника. С контрастом похожая история

С его помощью мы зрительно отделяем предметы от фона, очерчиваем края и границы и концентрируем внимание на основных объектах. Кроме того, вспомните о том, как устроено зрение. Нейроны в первичной коре мозга распознают именно линии. Причем контраст может быть не только цветовой, но и фактурный или свето-теневой. 

This content can also be viewed on the site it originates from.

4. Изоляция

Художник не только преувеличивает какие-то элементы картины, но и отделяет («изолирует») те объекты, на которые зритель должен обратить внимание. Это облегчает задачу мозгу – он быстрее понимает, на чем необходимо сконцентрироваться

Дело в том, что сфокусировать внимание на множестве образов мы не можем. Так уж устроен наш мозг – ресурсы внимания крайне ограничены. А оно, в свою очередь, усиливает эмоциональную реакцию. 

5. Решение проблем восприятия

Когда идея выражена напрямую, а предмет изображен явно – интерес падает. Куда приятнее угадывать объект, например, за вуалью или дымкой. Сам процесс решения разнообразных головоломок доставляет удовольствие – это мы уже знаем. Как пишет сам профессор: «Нагота, прикрытая прозрачной вуалью, соблазняет и дразнит гораздо сильнее, чем многоцветный разворот в Playboy». Дело в том, что зрительные нейроны связаны с лимбическими структурами мозга, которые отвечают за эмоции и наслаждение. Это обеспечивает удовольствие от одного только поиска предмета. 

6. Неприязнь к совпадениям 

В детстве вы наверняка слышали, что не существует абсолютно одинаковых снежинок. То же самое можно сказать про любой объект, созданный природой. Матушка не повторяется. И художники стараются тоже. Просто потому, что человек привык, что нет идентичных элементов – они должны хотя бы чуточку, но отличаться друг от друга. Важный момент: нам не нравятся совпадения только в случае, когда мы не можем их объяснить, когда для них нет причины. Кроме того, нервная система привыкает к часто встречающимся образам, они перестают удивлять и приносить былое эстетическое удовольствие. 

Теории творчества: разные подходы, концепции восприятия

Феномен творчества рассматривали психологи разных школ. Среди них выделяют:

  1. Глубинную психологию. Фрейд рассматривал два аспекта: бессознательные компоненты и мотивацию. Творчество — сублимация сексуальной энергии, которую индивид реализует социально приемлемым образом. Юнг рассматривал его как результат влияния архетипов — проявлений коллективных образов. Творчество для аналитической психологии — средство выражения глубинных переживаний, единение с коллективным бессознательным.
  2. Гештальтпсихологию. Для гештальтпсихологии характерно рассмотрение искусства, как продукта мышления развитой личности.
  3. Когнитивную теорию. В представлении когнитивистов творчество — суть жизненного процесса. Каждый индивид в течение жизни использует накопленный опыт для создания собственной мировоззренческой модели.
  4. Гуманистическую теорию. Для гуманистов творчество — акт самовыражения. Способность создавать отличает осмысленную личность от животных и является врожденной.
  5. Развитие творческой личности. Альтушллер рассматривал процесс создания, как следствие самосовершенствования. Для развития креативных способностей человеку необходимы не только врожденные данные, но и подходящие условия.

Современная наука комбинирует разные подходы, изучая процесс развития искусства всесторонне.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
STELLA-CLOTHES
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: