Виды и формы познания мира

Как наука объясняет сознание?

Из-за того, что сознание зачастую рассматривалось в контексте религии, философии и когнитивной науки, ему уделялось недостаточно внимания с точки зрения эволюционных процессов. Возможно, именно по этой причине мы так мало знаем о том, как появилась адаптивная ценность знаний и когда. Но есть и хорошие новости — на эти вопросы может ответить новая теория, которая появилась около пяти лет назад.

Как пишет The Atlantic, теория схемы внимания (AST) предполагает, что сознание возникло, чтобы решить одну из фундаментальных проблем, стоящих перед любой нервной системой: вокруг слишком много информации и мозг попросту не может полностью ее обработать. Согласно этой теории, в ходе эволюции мозг вырабатывал все более сложные механизмы для глубокой обработки нескольких избранных сигналов за счет других, и в AST сознание является конечным результатом этой эволюционной последовательности. Если теория верна — а это только предстоит выяснить — сознание эволюционировало постепенно за последние полмиллиарда лет и присутствует у ряда видов позвоночных. К тому же, AST не противоречит теории сознания Деннета.

Возможно, чтобы ответить на вопрос о том, что такое сознание, нужно посмотреть на вещи под другим углом

И все же, в вопросах сознания ученые продвинулись не так далеко, как нам бы хотелось. Тем не менее, среди огромного количества вопросов и неизвестных, мы можем выделить то, что нейробиологические исследования нам точно НЕ сообщат. Как пишет в своей книге “Биология добра и зла. Как наука объясняет наши поступки” Роберт Сапольски, нейробиология не должна доказывать очевидного, а для доказательства внутренних психических состояний и вовсе не требуется. Так, сегодня существует МРТ сканирование, благодаря которому ученые узнали, что ПТСР формируется при ограниченном поражении мозга, а мозг серийных убийц, о чем мы подробно рассказывали на , на физиологическом уровне отличается от мозга остальных людей. Однако наиболее важным, по мнению Сапольски, является то, что нейробиологию нельзя использовать для доказательства ощущений или мыслей, так как существует двойственность оценок. Например, если человек совершил преступление, а потом ученые выяснили, что он сделал это потому, что почти все клетки его префронтальной коры, которая отвечает за контроль поведения, отмерли, это повлечет за собой биологические или органические объяснения происходящего.

Но как, в таком случае, нейробиологические исследования смогут лечь в основу пока еще не существующей единой теории сознания? Если внимательно присмотреться, то мы увидим, что сегодня наука в целом объясняет причины странного, агрессивного, сексуального и даже религиозного поведения. А с точки зрения нейробиологии мозг — и вовсе не то место, где зарождается поведение. Мозг — это точка сбора, где все факторы сходятся вместе и, собравшись единым фронтом, инициируют поведение. Может быть и сознание не стоит рассматривать отдельно от поведения или других процессов? Так, благодаря работам философов-когнитивистов, нейробиологов, биологов-эволюционистов и других ученых, сегодня у нас есть вводные данные, которые позволяют приблизиться к пониманию того, что представляет из себя сознание. С научной точки зрения, разумеется.

Направления гносеологии

Чтобы лучше понять, что такое гносеология, необходимо разобраться с основными её направлениями. Эти направления определяются механизмами познавательной деятельности, которые изначально заложены в нашем сознании:

  • интуиция (иррациональный механизм);
  • рассудок (рациональный);
  • инстинкт (эмпирический);
  • сенсуальное познание (чувственный опыт, основанный на субъективных ощущениях).

На основе этих механизмов были выделены соответствующие направления гносеологии. Рассмотрим подробно каждое из них.

Иррационализм

Данное направление стремится объединить разные философские системы, используя в процессе познания интуицию. Это приводит к формированию мистической картины мира. Данная форма познания обычно используется в различных религиозных течениях. Также её могут использовать творческие люди, исследователи и ученые, ищущие озарения. В качестве способа поиска истины используется только один метод – созерцание.

Рационализм

В рамках данного направления источником истины считается разум, способный строить точные и однозначные умозаключения, отличая истину от заблуждения с помощью законов логики. Любые умозаключения должны быть логичными и определенными.

Эмпиризм

Данное направление возникло и развилось в 17-18 веках. В качестве источника знания в нём принимаются чувственное познание и опыт. Предполагается, что все знания являются либо следствием каких-либо ощущений, либо могут быть описаны через ощущения. В рамках эмпиризма выделяют два подхода:

  • идеалистический – опирающийся на инстинкты и чувства;
  • материалистический – основанный на теориях материалистов 18 века.

Сенсуализм

В рамках данного направления основным источником знаний считаются телесные ощущения и прочие чувства. Получение информации об окружающем мире происходит через наблюдение посредством органов чувств. При этом выделяется три основных формы познания:

  • ощущение – проекция структуры, формы и характеристик предмета в человеческое сознание через органы чувств;
  • восприятие – образ предмета, формирующийся в сознании во время наблюдения;
  • представление – образ предмета, который формируется в памяти с помощью двух предыдущих форм, сохраняется там и может быть вызван в любое другое время.

Среди наиболее известных представителей данного направления можно отметить Аристотеля и Эпикура, а также Дидро и Ламетри.

↑ Процесс познания

Процесс познания, как бы он ни проходил, всегда предполагает наличие двух сторон: субъекта и предмета познания.

Субъект познания – познающий человек, наделенный волей и сознанием или коллектив, все общество.

Объект познания – то, на что направлена познавательная активность субъекта. Может быть одушевлённым (сам человек, животное) и неодушевлённым (явления природы); материальным (реально существующий объект) или идеальным (гипотеза, теория)

Средства познания — приспособления, используемые для получения знания (измерительные приборы, микроскопы, реактивы)

Результат познания — знание — продукт отношения мысли к действительности, существующий в логически языковой форме в виде понятий, суждений, символов, знаков

Познание состоит из двух уровней: эмпирического и теоретического. Но противопоставлять чувственное и рациональное в познании нельзя, так как эти две ступени познания проявляются как единый процесс. Различие же между ними не временное, а качественное: первая ступень низшая, вторая — высшая.

Знание является единством чувственного и рационального познания действительности. Знание — результат познания действительности, содержание сознания.

Вне чувственного представления у человека нет никакого реального знания. Например, многие понятия современной науки весьма абстрактны, и всё же они не свободны от чувственного содержания. Не только потому, что своим происхождением эти понятия обязаны в конечном счёте опыту людей, но и потому, что по своей форме они существуют в виде системы чувственно воспринимаемых знаков. С другой стороны, знание не может обойтись без рациональных данных опыта и включения их в результаты и ход интеллектуального развития человечества.

Рациональный уровень знания

Рациональный (или логический) уровень знания связан с работой разума и интеллекта, с проникновением в суть вещей, с открытием законов бытия. Философов, призывающих доверять только разуму, а не чувствам, называют рационалистами (Аристотель, Декарт, Лейбниц, Спиноза). Утверждается превосходство разума над чувствами, которые являются субъективными мнениями.

Выделяются три формы рационального познания, способом существования которых является абстракция. Понятие — это форма мышления, при которой происходит присвоение универсальных характеристик в совокупности исследуемых объектов. Например, Сократ учил: «Смотрите на единство во множестве и во множестве в одном». Суждение — это форма рассуждения, при которой понятия связаны таким образом, что это приводит к утверждению или опровержению информации. Умозаключение — это форма рассуждения, определяющая причинно-следственные связи между различными понятиями и суждениями. Существует два основных типа льготной конструкции: индукционная и дедукционная. Индуктивный путь ведет от внешнего мира к чувственному опыту и от его обобщения к теории. Эпистемологическая практика естествознания построена по типу индукции. Дедуктивный путь ведет от общих положений (аксиом) к вычету определенных последствий. Все математические науки построены на этой основе.

В философии известны дискуссии о вопросах природы рационального знания, например, о его источниках. Таким образом, И.Кант считал, что существуют предэкспериментальные (априорные) знания, с помощью которых происходит упорядочение сенсорного опыта.

Это традиционная тема философских дискуссий — может ли причина быть неправильной? Диалектика реального процесса познания показывает, что и смысл, и разум могут быть неправильными; оба должны быть проверены. Вопрос о возможностях и пределах познания был поставлен древнегреческими философами: Может ли объективная реальность быть представлена в человеческом разуме, и если да, то каким образом? Другая формулировка этой проблемы: знает ли мир, можно ли достоверно узнать природу предметов, что такое правда? В ответ на поставленные вопросы философы разного времени предложили три варианта: Оптимизм, агностицизм, скептицизм.

Бихевиористическая теория личности

Основной идеей бихевиоризма является рассмотрение поведения человека как процесса адаптации простейшего живого существа к окружающему его миру. С точки зрения данной теории – поведение человека – это просто система реакций на поступающий внешний раздражитель.

default/handbook/article/relatedWorks.twig

Основными задачами в исследованиях личности в данной теории являлись:

  • выявление и описание различных типов реакций человека на воздействие окружающей среды;
  • исследование процесса образования данных реакций;
  • предсказание поведения человека, его реакций и определение стимула, вызвавшего данную реакцию.

Замечание 1

Согласно взглядам исследователей, придерживающихся данной теории, главным процессом в развитии личности является механическое научение, не требующее активности человека и его волевых усилий.

Зеркальный ящик: мы ошибаемся не в сознании, а в интерпретации

Рассмотрим теперь пример с иллюзией зеркального ящика в эксперименте 1963 года: человек помещает руку в перчатке в зеркальный ящик и получает задание прочертить линию своей рукой. Потом оказывается, что рука его будто не слушается. И человек не только говорит: «Что такое? Что происходит с моей рукой?» — а испытывает трудности в управлении собственной конечностью и совершает непроизвольные движения.

Все примеры ошибок в отношении сознания на самом деле относятся не самому факту наличия сознания — а, скорее, к тем фактам, которые стоят за состояниями сознания, и к интерпретации этих фактов. А вот само состояние сознания для нас всегда достоверно известно.

В этом смысле интроспекция ничем не отличается от внешнего восприятия (хотя в современной философии все же много дискуссий на эту тему). Как в темной комнате вы можете ошибаться в распознании того или иного предмета, так и в вашем спутанном внутреннем мире вы легко допускаете какие-то ошибки восприятия. Вы можете смешать какие-то воспоминания с реальностью, спутать разные переживания в одно. Чем туманней данности, тем больше вероятность ошибки, как во внешнем чувстве, так и во внутреннем.

Сущность, основные черты и структура сознания

Философское понятие сознания — ключевое интегрирующее понятие для анализа отношений человека с действительностью, характеризующее одно из фундаментальных свойств высокоорганизованной материи, состоящее в активной, творческой способности человека как социального существа представлять и осознавать объективный и субъективный мир в виде идеальных образов, включая экзистенциально-феноменологическую и психоаналитическую традиции.

Таким образом, суть философского исследования феномена сознания заключается, прежде всего, в выявлении онтологического статуса сознания. С этой точки зрения, сознание реализуется с помощью мозга, но сознание — это не функция мозга как такового, а функция определенного вида отношения социально развитого человека к миру. Эта характеристика сознания заключается в прояснении онтологических истоков сознания в тех организационных формах материи, которые предшествуют человеку в процессе его эволюции.

Во-вторых, важной особенностью сознания является его характеристика с эпистемологической точки зрения. В этом отношении сознание является отражением реальности, возникающим в результате формирования телесных органов, таких как нервная система и ее наиболее высокоорганизованный отдел — мозг

В-третьих, сознание — это идеал, сущность которого проявляется в виде идеальных образов.

В-четвертых, сознание — это не только отражение деятельности, но и отношение к ней. Это определяет ценностный и в то же время личностный аспект сознания, который наиболее ярко выражает социальную природу сознания.

В-пятых, сознание обозначает высшую ступень психической деятельности человека, которая, в силу идеального предвосхищения практической деятельности человека, позволяет придать ей целевой характер.

В-шестых, философское понимание сознания предполагает анализ условий развития сложных форм самосознания, саморефлексии человека, уникальности и неповторимости опыта системы его отношений с действительностью, с обществом, с другими людьми и с самим собой.

В-седьмых, сознание характеризуется многоуровневой структурой, включающей в качестве своих компонентов различные формы индивидуального и общественного сознания, сознательного и бессознательного, чувственного и рационального.

В-восьмых, философская рефлексия ХХ века, помимо содержательной, функциональной и социокультурной парадигм, выявила и другие, не менее важные измерения сознания, связанные с возникновением экзистенциально-феноменологической и психоаналитической традиций, в которых акцент делается на описании опыта индивидуального сознания, при этом в реальность вводятся творческие личностные смыслы (Гуссерль, Сартр, Ясперс, Фрейд и другие).

Истинная природа сознания многогранна в своей целостности и сложности, включая дорефлексивные и рефлексивные аспекты, сознательное и бессознательное, «архетипы» и ассоциации, онтологические и эпистемологические измерения, самосознание и самоидентификацию в непрекращающемся творческом диалоге «Я» и мира, «Я» и Другого, межличностное общение, обусловленную изменчивость и открытость человеческого сознания и человеческого существования в мире.

Можно выделить следующие концепции объяснения природы сознания: объективно-идеалистическая, дуалистическая, метафизическая, вульгарно-материалистическая и диалектико-материалистическая.

Объективно-идеалистическая концепция объяснения природы сознания признает в качестве первоосновы материального мира объективно существующее абсолютное духовное начало: мир идей Платона, абсолютная идея Гегеля, Бог теологов. Сознание представляется как чувственно неосязаемая сущность, порождающая мир вещей и человеческие идеи.

Дуалистический подход основан на концепции психофизического параллелизма, согласно которой — психическое и физическое рассматриваются как две независимые субстанции (Рене Декарт).

Метафизический материализм признает сознание вторичным по отношению к материи и отрицает его активный творческий характер. Сознание рассматривается как отражение внешнего мира.

Вульгарные материалисты отождествляют сознание и материю и сводят сознание к материальным образованиям в человеческом мозге.

Вопрос «сознания как реальности»

Вопрос «сознания как реальности» в настоящее время является спорным. Например, природа сознания рассматривается как информационное биополе, тесно связанное с пространственным информационным полем (исследования В. Налимова, Н. Бехтерева и др.). В качестве гипотезы современная наука вводит понятие космического информационного и семантического поля, которое выступает высшим источником сознания. Исследователи приходят к выводу, что «мозг связан со Вселенной по двум каналам связи — энергетическому и информационному».

Тема «сознание и материя» оказалась чрезвычайно запутанной в философии. Оппозиционный «материализм — идеализм» имеет долгую историю. В рамках диалектического материализма были предложены классические формулы «материя первична, сознание вторично», «общественное бытие первично — общественное сознание вторично».

Идеалистическая интерпретация сознания представлена прямо противоположной концепцией: «сознание первично — материя вторична». Эта формула может служить ответом на вопрос: «Если духовность отсутствует в до-человеческой природе, то как природа могла дать человеку то, чего не имела в себе?». Следовательно, духовность и разум должны были присутствовать до того, как что-то материальное, и должны были помочь ему появиться на свет.

7 распространенных ошибок развития личности в психологии

Отсутствие цели, непонимание, куда двигаться дальше.

На первый взгляд в постановке целей нет ничего сложного, этот процесс описывается в разной литературе. Однако большинство людей не ставят перед собой цели, они просто идут вперед, не понимая, к чему хотят прийти. Но без конечной точки маршрута движение бессмысленно. Поэтому стоит потратить время и прописать свои цели, а потом время от времени возвращаться к ним и выполнять корректировку.

Страхи и возникающие сомнения.

После того как цели поставлены, движению вперед могут помешать страхи и сомнения

Порой человек заранее уверен в том, что у него ничего не получится, его одолевают сомнения, и вместо того, чтобы действовать, он отдается воле случая.

Отсутствие конкретного плана.

Кроме постановки целей, важное значение имеет разработка плана по их достижению. Отсутствие понимания дальнейших действий приводит к неэффективному расходованию времени и неизбежным ошибкам

План следует составлять на день, месяц, год, пять лет и т. д.

Читать

Отсутствие конкретных действий.

После того как цель намечена, а план составлен, необходимо приступать к его выполнению. Следующая ошибка в развитии личности в психологии заключается в том, что человеку достаточно того, что он составил план, однако никаких конкретных действий после этого он не предпринимает. Причин может быть много. Например, лень и отсутствие желания делать что-то, поскольку задача кажется очень далекой и недостижимой

Поэтому важно пересилить себя и все-таки начать совершать определенные шаги на пути к ее решению, хотя бы потому, что на постановку цели, как и на разработку плана, были затрачены время и силы.

Недостаток настойчивости и инициативности.

Отсутствие настойчивости – еще одна ошибка, с которой сталкиваются те, кто решил пойти по пути развития личности. Согласно психологии, сомнения присущи каждому человеку. В начале пути может показаться, что прилагаемые усилия никогда не окупятся

Но важно проявить настойчивость и продолжить движение вперед, видеть свою цель и быть уверенным в ее достижении.

Прекращение обучения.

Еще одна ошибка, с которой могут столкнуться те, кто занимается развитием личности с помощью психологии, заключается в прекращении обучения. Человек стремился к получению новых знаний, приобрел их, в результате стал востребованным специалистом. А потом решил, что его познаний достаточно, дальнейшего развития уже не требуется. Но современный мир постоянно меняется, и то, что было актуально год назад, сегодня работает не столь эффективно. Поэтому учиться, пополнять свою копилку опыта нужно постоянно.

Неспособность расслабляться.

Это последняя ошибка, подстерегающая человека, вставшего на путь развития личности в психологии. Да, неумение расслабиться – это действительно серьезный недостаток. Потому что постоянное обучение, работа, движение вперед при отсутствии должного отдыха быстро приведут к выгоранию. Все следует делать в меру, работа должна обязательно сменяться отдыхом.

Зная основные этапы развития личности в психологии, а также необходимые для этого шаги и возможные ошибки, вы сможете быстрее пройти этот путь и добиться желаемого успеха. Не забывайте о том, что при отсутствии прогресса регресс неизбежен.

Немного о концепциях истины

В философии истина соответствует комплексу концепций, при помощи которых можно отличить достоверное знание от недостоверного, исходя из того, как оно согласовывается с действительностью, а также из того, насколько оно является противоречивым или непротиворечивым логически. Собственно, истинность и есть краеугольный камень познания вообще.

Ученые выделяют следующие концепции истины:

  • Классическая концепция (концепция Платона и Аристотеля). Истиной в ней выступает соответствие знаний человека тому, как все обстоит в реальном мире. Эта концепция самая популярная в научных и философских кругах, и служит основой диалектического материализма, основанного Карлом Марксом и Фридрихом Энгельсом.
  • Априористская концепция. Здесь истиной служит доопытное познание рассудка и чувственности, которые составляют сознание человека. Именно они являются мерилом получаемой информации и истиной. Сознание – это источник правил внешнего мира, по причине чего эти правила подобны истине. Таких воззрений придерживался Иммануил Кант и его единомышленники.
  • Онтологическая концепция. Истина – это вся действительность одновременно, и отдельные вещи истиной быть не могут. Целое здесь не является суммой частей, а потому достоверным может быть лишь знание, связующее все части. Приверженцами этой концепции были известный немецкий философ Мартин Хайдеггер и русский мистик и религиозный мыслитель Владимир Сергеевич Соловьев.
  • Когерентная концепция. Согласно ей, истинное знание является упорядоченным и непротиворечивым, и истиной нужно считать логическую корректность и правильность. Также истиной может быть непротиворечивость предположений относительно фундаментального научного знания. Известные сторонники когерентной концепции: Бертран Рассел, Людвиг Витгенштейн и Альфред Тарский.
  • Прагматисткая концепция. Истинным может быть только то знание, которое может обеспечить определенный реальный результат. Т.е. истина здесь – это результативность и польза знания. Эти идеи в свое время разделяли философы Уильям Джеймс и Чарльз Пирс.
  • Конвенционалистская концепция. В ней истиной является результат гласного или негласного соглашения между участниками процесса познания, и при условии, что знания не просто доказаны, но и согласуются друг с другом. Представители этой концепции: Томас Сэмюэл Кун и Хилари Уайтхолл Патнэм.
  • Экзистенциалистская концепция. Учитывая то, что экзистенциальное состояние – это состояние погружения человека в духовную сферу и поиск смысла жизни, истина в этой концепции отождествляется с ценностями. А критериями истины служат духовное развитие и творческая самореализация. К экзистенциализму склонялись Карл Ясперс, Серен Кьеркегор, Николай Александрович Бердяев и некоторые другие известные мыслители.

Достичь истины в процессе познания, каким бы путем это не происходило, невозможно, если отсутствует конкретная цель, которой зачастую является сама истина

Исходя из этого, важно понимать, что в случаях, когда достигнуть истины еще не удалось, человек должен иметь убежденность, в том, что это непременно случится. И здесь разговор уже начинается о вере, что в очередной раз указывает нам на то, насколько объемна и безгранична теория познания, и как трудно описать ее при помощи обывательского языка

Но цель статьи и не состояла в том, чтобы дать исчерпывающие объяснения теории познания. Нашей задачей было познакомить вас с общими и основными понятиями в гносеологии и коротко передать ее суть. Теория познания играет серьезную роль в познании человеком окружающего мира и себя самого. Она исследует познание и все, что только может быть с ним связано, а таких вопросов, как мы видим, очень много.

Гносеология уже успела пройти немалый путь, но все еще продолжает развиваться, вследствие чего появляются новые концепции, подходы и идеи. И предела этому развитию, вероятнее всего, не будет никогда. Если же вас интересуют более частные вопросы на тему теории познания, вам неизбежно придется обратиться к сторонним источникам, которых сегодня можно найти немало. И уже первые ответы на свои вопросы вы можете получить из этого небольшое видео от кандидата исторических наук Зарапина Романа Валерьевича.

Сознание

Через сознание явления окружающего мира отражаются в психике человека. В область сознательного входят все знания о действительности.

Сознание дает возможность человеку вести целенаправленную деятельность.

Сознательные процессы мышления характеризуются следующими чертами:

  • Преднамеренность.
  • Управляемость.
  • Серийность.
  • Доступность для понимания.

Быть в сознании означает делать то, что собираешься делать, и выбирать способы, которыми будешь это осуществлять, учитывая обстоятельства и свое положение.

С помощью сознательных процессов человек получает знания. В структуру сознания входят следующие познавательные процессы:

  • Мышление. Оно позволяет решать возникающие вопросы с помощью знаний и опыта.
  • Память. Хранит в себе образы прошлого, накопленный опыт, позволяет обращаться к ним.
  • Воображение. Позволяет строить совершенно новые образы, придумывать новые идеи.
  • Ощущения. Отвечают за получение сведений о мире с помощью органов чувств.
  • Восприятие. Это то, как мы сами воспринимаем окружающую действительность, наше отношение к ней.

Наличие сознания отличает человека от других живых существ. Проводилось множество экспериментов, чтобы определить, обладают ли животные сознанием. Но в результате было установлено, что они не осознают себя, а совершают действия, реагируя на внешние раздражители.

Проявлением сознания является наличие языка, в котором отражается общественно-исторический опыт.

Самопознание можно назвать одной из высших форм проявления сознательного. Это способность направлять психические процессы на исследование самого себя.

Человек может сознательно сопоставлять и противопоставлять себя окружающему миру, то есть находить сходства и различия.

Воспитание и обучение людей происходит через сознание.

Однако далеко не все процессы человек может осознавать и контролировать.

4 фактора, влияющих на развитие личности

Психология развития личности человека исходит из того, что у индивида развиваются качества, формирующиеся на протяжении всего исторического становления общества. Однако вероятность проявления тех или иных свойств у конкретного человека зависит от определенных факторов.

  1. Воспитание в детстве и самовоспитание в зрелости.

    Ключевая роль в формировании и развитии личности в психологии принадлежит семье, которая берет на себя главную воспитательную функцию.

    Гармоничные личности вырастают в полноценных и благополучных семьях. Если же в детском возрасте ребенок не мог по каким-либо причинам решить свои проблемы и прожить конфликтные ситуации, то они дадут о себе знать в зрелом возрасте. Изначально человек действует согласно тем принципам, которые воспитывались в нем родителями.

    Стиль, модель поведения, роли, стратегии, типы мышления, способы выражения эмоций дети заимствуют у значимых для них взрослых. Родители неосознанно передают детям свои ценности, идеалы, положительные и отрицательные качества, например, тревожность, мнительность, склонность к манипуляциям и пр.

    То, что ребенок слышит в детстве, постепенно начинает им восприниматься как внутренний голос.

    То, что ребенок слышит в детстве, постепенно начинает им восприниматься как внутренний голос. Психология говорит о том, что в процессе развития личности под влиянием родителей формируются такие моральные качества, как совесть, честь, нравственность. Но если они отсутствовали у окружающих ребенка взрослых, то и у него самого такие качества развиться не могут. Он использует те знания, которые ему передаются в окружении, и вырабатывает свое собственное представление о допустимом поведении.

  2. Генетика.

    Набор генов каждого человека неподражаем. Некоторая составляющая уникальности человека закладывается на генетическом уровне, поэтому дети рождаются с определенным темпераментом и выражают базовые эмоции.

    Семья играет важную роль в развитии личности с точки зрения психологии, как в процессе воспитания, так и в передаче будущим поколениям своего генетического фонда. Известно, что ряд психических заболеваний передается по наследству, а окружающие человека люди (родственники, друзья, коллеги и т. п.) оказывают влияние на социальное формирование личности.

  3. Жизненный опыт.

    События, происходящие в жизни человека, находят свое отражение в его внутреннем мире. Значимые события оставляют более заметный след в развитии и становлении личности. Будущее человека формируется исходя из индивидуально проживаемого опыта, так как через него воспитывается сила воли, характер, способности, мотивация.

    Читать

Менталитет и культура.

На развитие и формирование менталитета или «характера народа» существенное влияние оказывают такие факторы, как окружающая среда, климат, условия проживания конкретной группы людей. Например, южные народности обладают более выраженным темпераментом, проявляют большую активность в жизни, чем люди, проживающие в северных районах.

Психология утверждает, что развитие и формирование личности происходит в соответствии с принятыми в обществе культурными и нравственными ценностями. Одни народности ведут себя более развязно, не скрывая испытываемые чувства, открыто проявляя эмоции, поведение других отличается сдержанностью, четким следованием принятым в обществе нормам и правилам поведения.

Формы научно-познавательного процесса

Основными формами научного познания являются:

  • Научные факты – это отражения реальных фактов из окружающей действительности в сознании человека. Научные факты могут подвергаться верификации – специальной проверке, призванной доказать их истинность;
  • Эмпирические законы, представляющие собой обобщения эмпирических, т.е. взятых из практического опыта, фактов, позволяющих выявлять связи между процессами и явлениями окружающей реальности;
  • Проблемы – теоретические либо практические вопросы, появляющиеся у исследователей в ходе познавательного процесса и требующие обоснованных ответов;
  • Гипотезы – формируемые на базе научных фактов предположения, объясняющие какое-либо явление или процесс. Нередко гипотезы требуют доказательств своей истинности и научной проверки;
  • Теории —  самые полные формы научных познаний об определенном предмете, явлении или процессе. Теория формируется на основе доказанной и проверенной гипотезы, представляя собой комплекс, в чей состав входят идеи, принципы и положения, предоставляющие людям наиболее полную картину окружающего их мира.
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
STELLA-CLOTHES
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: