Эмпирический и теоретический уровни научного познания

Способы и возможности

Эмпирические методы научного познания сосредоточены на фиксации фактов. К ним относятся наблюдение и эксперимент. Наблюдение может быть опосредованным или непосредственным. Хотя наблюдаем мы как будто постоянно, это еще не наука, эмпирическим методом познания наблюдение становится в тот момент, когда к нему добавляются:

  • Целенаправленность.
  • Фиксация результатов.
  • Теоретические предпосылки, определяющие язык наблюдений, единицы измерений, принципы и методы.

Благодаря этим критериям мы можем разграничить наблюдение ребенка от того же действия ученого. Когда ребенок видит дождь, ему не приходит в голову поставить емкость для дождевой воды за окно, чтобы узнать количество осадков.

Большинство же наблюдений ведется ради доказательства или опровержения гипотез и теорий, поэтому тесно связано с представлениями, используемыми в них. Порой именно интересная гипотеза подталкивает человека к методичным наблюдениям за явлениями природы или социума.

Рекомендуем: Виды и методы познания

Неугомонность ученых привела к созданию еще одного эмпирического метода – эксперимента. Пожалуй, эмпиризм имеет своим центром именно эксперимент. Если говорить простым языком, эксперимент – это такое сознательное конструирование мира, которое приводит к тому, что мы можем проследить изменение каких-то частей целого в контролируемом процессе. Примером могут служить ускорители частиц, термостаты и другие установки.

Для эксперимента мы сначала выбираем процессы и явления, которые будем исследовать, затем приступаем к созданию ситуации, позволяющей исследовать явление с разных сторон и по сравнению с разными объектами, а в завершение проводим огромную работу по отбору и систематизации данных. Сегодня экспериментальное знание вышло на новый уровень за счет:

  • Длительной теоретической проработки (что минимизирует вероятность выбора неправильной методики исследования).
  • Сложных технических средств (исчезают помехи, сбои, обусловленные несовершенством аппаратуры).
  • Масштабности (часто позволяет исключить вторичные факторы, которые могли оказывать влияние на изучаемые объекты, т.е. шум среды).

Выбор объектов часто диктуется все теми же теоретическими выкладками. Вывели, например, теоретики, что железо должно превращаться в алмаз при 100 градусах ниже нуля по Цельсию, а экспериментаторы проверяют, превращается ли, а если нет, то может, дело в давлении?

Если же эксперимент невозможно провести, то как доверять теории? Нужно смотреть на последствия, которые необходимо вытекают из справедливости какой-то теории. Основное качество теории – объяснение закономерностей мира, предсказание будущего состояния реальности.

Когда результат экспериментов окажется положительным (будут наблюдаться те эффекты в реальности, что предсказываются теорией), теория признается научной. Если невозможно выдумать эксперимент, при котором предсказание расходится с реальностью, то теория и теорией-то не становится (критерий фальсифицируемости). Это либо какая-то тривиальная, всем известная вещь – тогда выводы из неё сами собой справедливы и зачем нужна такая теория? Либо она ничего не предсказывает, а если предсказывает, то размыто – и снова: зачем такая нужна?

Рекомендуем: Лонгитюдный метод исследования в психологии

Эмпирическое познание способно только собрать факты, а теоретический уровень познания занимается интерпретацией, объяснением, предсказаниями. Как мы увидели, они неразрывно связаны: как правило, теории поставляют материал для исследований, а эксперименты дают поле работы теоретикам.

Эмпирический уровень научного познания крайне важен, так как именно на нем происходит качественная и количественная оценка зафиксированных фактов, организация и категоризация наблюдаемых явлений. Но и теоретический уровень ему не уступает, только он позволяет работать с такими системами, доступа к которым у нас на данный момент нет: со временем до начала времен, с черными дырами, сверхсветовыми скоростями и так далее.

Эксперимент – это эмпирическое познание наивысшей формы

Это метод исследования, при котором происходит контролируемое, целенаправленное воздействие на изучаемый предмет. Эксперимент возникает из-за нежелания ждать.

Вот ученый хочет знать, что будет, если сбросить один камень на другой с большой высоты. Ему пришлось бы провести годы в ожидании, пока нужное событие наступит. Настоящий ученый не станет терять времени. Он поднимется на возвышенность и сбросит камень вниз. Это будет экспериментом.

Эксперимент считается достоверным, если при многократном повторении он дает одинаковые результаты.

Вот мы подкинули монетку и выпал орел. Если ограничиться одним-единственным опытом, то можно сделать ошибочный вывод – монета всегда падает орлом вверх. Но проведя сотни таких экспериментов, мы придем к правильному следствию: распределение между орлом и решкой соответствует теории вероятности – 50/50.

Эксперимент – это мощный, быстрый, действенный эмпирический метод познания. Для него характерно отсутствие жалости к объекту исследования, который в процессе может быть изменен до неузнаваемости или даже уничтожен.

В этом плане наблюдение – более пассивный и гуманный способ исследования.

Эксперименты классифицируются по изучаемым объектам: химические, физические, социальные, экономические. Но также их можно разделить по целям и задачам:

  1. исследовательские – для формирования новых гипотез, выдвижения догадок;
  2. проверочные – для подтверждения или опровержения существующих гипотез и теорий;
  3. решающие – из двух противоречащих друг другу теорий по результатам эксперимента выбирается единственная верная.

Условные

Это такое знание, в котором объекту присваиваются определенные характеристики, но может случиться так, что в будущем он их не получитлибо потому, что этот объект изменяется, либо потому, что он имеет разные характеристики в зависимости от контекста и ситуации, в которой он находится.

Если взять тот же предыдущий пример, то можно предположить, что, хотя все птицы, которых мы видели в нашей жизни, летают, это может быть не так в будущем (например, они потеряют свои перья и больше не смогут летать. ) или что в зависимости от ситуации не могут этого сделать.

Вам может быть интересно: «Эмпирическая теория Дэвида Юма»

Что такое эмпирическое знание?

Эмпирическое знание — это то, что получено посредством непосредственного опыта или восприятия реального мира посредством экспериментов или наблюдения за явлением. не прибегая к абстракциям или воображению. Этот тип знаний формируется на основе нашего личного опыта, улавливающего характеристики живых существ, объектов и явлений мира с помощью наших органов чувств. Таким образом, мы можем запечатлеть цвета, формы, запахи, текстуры, звуки и прочее, что составляет реальность.

Материалистические подходы к реальности, то есть те, которые стремятся понять, что есть, из того, что есть, основаны на эмпирическом знании и восприятии. Хотя это делает эмпирическое знание субъективным и также называется ненаучным знанием, Именно этот тип знания послужил основой для возникновения современной науки. и научная мысль и метод. Эмпирическое радикально противоположно концепции религиозного и философского знания, более абстрактной, образной и метафизической природы.

Методы познания

Все методы познаний можно разделить на две большие группы: эмпирические и теоретические.

Эмпирические методы — выявление объективных фактов, как правило, со стороны их очевидных связей.

Теоретические методы — это выявление фундаментальных закономерностей, обнаружение скрытых проявлений за видимыми, внутренние связи и отношения.

Эмпирические методы:

  • Наблюдение — исследователь изучает объект в его естественной среде без влияния на происходящие процессы.

  • Измерение — исследователь получает численные характеристики объекта через, за которым наблюдает, и сравнивает его свойства с образцовыми значениями.

  • Эксперимент — исследователь намеренно создает особые условия и далее изучает объект, который помещает в них.

  • Классификация — исследователь объединяет изучаемые объекты в группы по одинаковым свойствам.

  • Систематизация — исследователь объединяет накопленные знания в систему, в которой обозначены взаимосвязи и закономерности.

  • Описание — исследователь фиксирует сведения об объектах и данные в наблюдении с помощью естественного или искусственного языка.

  • Сравнение — исследователь сопоставляет свойства объекта, который изучает, со свойствами других объектов.

Теоретические методы:

  • Исторический метод — исследователь изучает историю во всей ее полноте, обобщает эмпирический материал и устанавливает на этой основе общую историческую закономерность.

  • Восхождение от конкретного к абстрактному — метод, при котором исследователь сперва находит главную связь, а после шаг за шагом наблюдает, как она изменяется в разных условиях и открывает новые связи.

  • Восхождение от абстрактного к конкретному — метод изучения действительности, суть которого в последовательном переходе от абстрактных и односторонних представлений о ней к более конкретному ее воспроизведению в теоретическом мышлении.

  • Формализация — построение абстрактных математических моделей, которые раскрывают сущность изучаемых процессов.

  • Математизация — применение методов и понятий математики в естественных, технических и социально-экономических науках для количественного анализа явлений, которые они исследуют.

Также существуют общенаучные методы познания. Среди них выделяют:

  • Анализ — деление объекта на составляющие и подробное изучение.

  • Синтез — воссоздание целостной картины из отдельных деталей.

  • Аналогия — это прием познания, при котором на основе сходства объектов в одних признаках заключают об их сходстве и в других признаках.

  • Конкретизация — более глубокое изучение определенных свойств.

  • Абстрагирование — изучение предмета под новым углом (с акцентом на одни свойства и игнорированием других).

  • Индукция — умозаключения, которые направлены от частного к общему.

  • Дедукция — умозаключения, которые направлены от общего к частному.

  • Идеализация — создание образа вымышленного объекта с идеальными свойствами и использование его в качестве особенного примера.

  • Моделирование — создание модели объекта для подробного изучения его свойств, которое невозможно на реальном объекте.

У познания есть два уровня (ступени): чувственный и рациональный. Рассмотрим отдельно каждый из них.

Поможем закрепить новый материал на курсах по обществознанию в онлайн-школе Skysmart.

Чувственное познание, его свойства

Чувственное познание опирается на образы, возникающие в сознании в результате деятельности пяти основных чувств человека — зрения, слуха, вкуса, обоняния и осязания.

К формам чувственного познания относят:

Ощущение — элементарный чувственный образ, отображающий отдельные, единичные свойства предмета. Можно изолированно ощущать вкус, цвет, запах, звук и т.д. Например, для лимона характерны ощущения кислоты, желтизны и т.д.;

Восприятие — отображение не отдельных свойств, а их системы, целостности. Например, мы воспринимаем лимон не как кислоту или желтизну, а как целостный предмет. Наше восприятие лимона включает в себя и его цвет, и его вкус, и его запах в неразрывном единстве: оно подразумевает не работу отдельного чувства, а согласованную деятельность нескольких или всех основных чувств;

Представление — чувственный образ предмета, который возникает в сознании в отсутствие этого предмета. Например, если мы когда-либо видели лимон, мы вполне можем представить его себе, даже если он не находится перед нами и не может воздействовать на наши органы чувств. В представлении большую роль играют память, воспоминания, а также воображение человека. Представление можно назвать восприятием предмета в его отсутствие. Возможность представления и его близость к восприятию обусловлены тем фактом, что чувственные образы возникают не в органах чувств, а в коре головного мозга. Поэтому непосредственное присутствие предмета не является необходимым условием для возникновения чувственного образа.

Однако чувственного познания недостаточно для познания закономерностей существования мира.

Чувственное познание, реализуемое в формах ощущений, восприятий и представлений, обладает рядом специфических характеристик и свойств:

  • является тем «мостиком», который связывает человека с предметным миром;
  • несмотря на определенную роль сознания на этой ступени познавательной деятельности, чувственное познание часто характеризуют как «пассивное»;
  • исключительно важная характеристика чувственного в рамках практически всех культур, существовавших и существующих в истории человечества, данные органов чувств воспринимаются как несомненно соответствующие действительности;
  • на этом уровне человек способен зафиксировать лишь «вещное», данное в органах чувств. Мы не способны проникнуть за оболочку внешних, чувственно воспринимаемых свойств предметов, не способны постичь их сущность, усмотреть действующие в мире законы и закономерности. Эта характеристика иллюстрирует недостаточность чувственного познания с точки зрения формирования целостной картины мира.

Эти задачи, задачи сущностного постижения мира, решаются на другой ступени познания, которая называется рациональным (от лат. ratio — разум) познанием.

Подробная структура процесса эмпирического познания

Единичные высказывания. Уточняется место и условия, а также дата и время, полученные результаты в ходе отдельного наблюдения (эксперимента) фиксируются исследователем.

Научные факты. На этой ступени эмпирического познания единичные протоколы (высказывания) обобщаются индуктивным методом. Представляя в виде таблиц и графиков, диаграмм и моделей, исследователь утверждает или отрицает наличие явлений, закономерностей, свойств относительно объекта изучения.

Эмпирические закономерности. Третий этап познания характеризуется выявлением зависимости от каких-либо факторов в количественном показателе. Результат такой зависимости обычно выражается в формулах или коэффициентах, в перспективе позволяющих упрощать расчеты и измерения.

Эмпирическая теория. Представляет собой логическую связь практически доказанных фактов и закономерностей, обобщая результаты наглядного изучения объекта или явления. Особенность эмпирической теории в том, что она не противоречит, но и не вытекает из фундаментальной. Теория феномена (эмпирическая) не затрагивает сущность и механизм явления, а лишь обобщает сухие факты. Например, вода меняет агрегатные состояния, но как происходит этот процесс, в рамках эмпирической теории не описывается.

Эмпирическое познание носит пассивный характер и сопровождается использованием ряда методик, которые в перспективе и приводят к созданию эмпирической теории. Исследующий человек не вмешивается в происходящее явление, а только фиксирует замеченные изменения.

Истоки понятия «эмпиризм»

Чтобы более точно понимать, что представляет собой термин «эмпиризм» и «эмпирический», стоит более детально разобраться, откуда взялось это слово, как возникло и что оно постулирует.

Эмпиризм как философское течение зародился примерно в конце XVI. Дело в том, что именно на это время приходится период Ренессанса или Возрождения, когда религиозные догмы сменяются более научным взглядом на устройство мира. Кроме того, именно в этот период зарождается антропоцентризм

– идея, которая ставит во главу угла человеческую личность.

Одним из первых теоретиков эмпиризма был Френсис Бэкон. Он воспринимал всё через призму естественнонаучного знания, считал, что наука должна носить практический характер, а целью всей этой науки он ставил господство человека над природой.

Сторонники эмпиризма, особенно его радикальных проявлений, считают, что единственно возможным источником любого знания является наблюдение

Есть и более умеренные представители эмпиризма, которые допускают весомую роль чувственного созерцания и умственных способностей.

Эмпиризм как течение можно весьма условно поделить на две своеобразные формы

  • Идеалистическая (она же имманентная) – по этой форме опыт воспринимается через совокупность всевозможных чувственных ощущений или представлений, отрицающая, что в основе опыта может лежать объективная реальность.
  • Материалистическая (она же трансцендентная) – утверждает, что источником опыта является объективный внешний опыт.

Также, стоит отметить, что эмпиризм, как философское учение возникло, в сущности, как реакция на ряд других философских течений:

  • Нативизм , считавший, что есть определённая совокупность знаний, которая дана нам от рождения.
  • Рационализм , утверждавший, что не опыт, а разум человека является наиболее объективным и центральным источником любого знания.

Методы теоретического научного познания

Идеализация. Представляет собой приём, когда исследователь мысленно изменяет свойства явления, исходя из поставленных задач. В реальности этот процесс не возможен;

Моделирование. Специфика метода в том, что познание явления осуществляется через его созданную модель, которая замещает реальное явление или объект;

Формализация. Применяя специально заданную символику, исследователь воспроизводит явление в тех случаях, когда исследование с применением оригинала невозможно или затруднительно;

Мысленный эксперимент. Является суммой моделирования и идеализации. Представленная мысленно идеальная модель объекта погружается в воображаемые условия, и в уме проигрывается дальнейшее развитие эксперимента. Метод необходим как для утверждения имеющихся знаний, так и для получения новых;

Аналогия. Суть в том, что, если объект, который исследуется в данный момент по удовлетворяющим цели исследователя признакам схож с прежде изученным, то имеющиеся знания переносятся на менее изученный объект;

Дедукция. Это метод овладевания знанием путём распространения общих свойств класса на частное явление;

Индукция. Метод, обратный дедукции. Получение знания происходит посредством распространения свойств частого явления на весь класс;

Анализ. Метод нарушает целостность объекта, разбивая его на части – свойства, признаки, отношения и прочее. Анализ приводит к углубленному изучению объекта, паттерна;

Синтез. Метод, обратный анализу. Представляет собой соединение отдельных частей явления с целью объединить знания, полученные аналитическим методом;

Абстрагирование. Исследователь в рамках эксперимента выделяет важные для него свойства явления и отвлекается от несущественных, получая в результате этих действий абстракцию;

Аксиоматизация. Метод, при котором познание явления, объекта осуществляется путём логического выведения из истинного утверждения (аксиомы) нового знания и его доказательства;

Экстраполяция. Смысл метода в распространении устоявшейся тенденции и закономерности на развитие паттерна, если условия будут сохранены;

Классификация. Суть метода в систематизации знания с помощью организации объектов или явлений из разных областей в классы, основываясь на общие признаки;

Сравнение. Операция познания, где за основу берётся суждение о сходствах сущности двух однородных явлений (изученного и не изученного) или их отличиях.

Полученные теоретические знания о явлении, выраженные в высшей форме, определяются понятием научная теория, состоящим из логически связанных аксиом, обобщений и законов. Научная теория, организующая собой знания, является выражением сущности, смысла явления и его механизма, а также определяет конечную точку исследования явления. Однако она имеет свойство ограниченности, не исключая перспективу создания на своей основе новой более обобщённой теории.

Методы научного познания

Определение

Под научным познанием подразумевается постижение окружающей действительности через научные факты.

Накопленный годами опыт представлен здесь разрозненно: информация прошлого, настоящего и возможное открытие в будущем. Факты если и обобщаются, то с целью доказать, что ничего случайного в мире нет. Все имеет свое значение, суть которого предстоит раскрыть. Для этих целей были определены теоретические и эмпирические уровни.

Теоретические и эмпирические

Определение

Теоретический уровень — это такой уровень знания, который опирается на абстрактное мышление, для которого исходным пунктом исследования выступают результаты, полученные в ходе чувственного восприятия. 

Эмпирический уровень — это такой уровень знания, содержание которого получено из опыта (наблюдение, измерение, эксперимент).

Эмпирический уровень имеет две формы постижения истины: научный факт и эмпирический закон.

Фомы познания теоретического уровня — это формулировка проблемы, гипотезы и выявление теории. Представленные формы не носят разрозненный характер. В процессе определенного исследования они взаимодействуют.

Разнятся представленные уровни в методах научного познания. Для эмпирического характерно:

  • наблюдение;
  • изменение;
  • описание;
  • сравнение;
  • эксперименты.

Теоретический уровень базируется на формализации, где в единстве представлена историческая и логическая информация.

К универсальным методам познания, применяемым во всех уровнях, относятся:

  • анализ с синтезом;
  • дедукция с индукцией;
  • аналогия и моделирование.
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
STELLA-CLOTHES
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: