Урок 2информация и знания. восприятие информации человеком

Чувственное познание

Чувственное познание этопервый вид познавательной деятельности доступный человеку. Оно осуществляетсячерез восприятиемира на основе деятельности органов чувств.

  • С помощью зрения индивид воспринимает зрительные образы, формы, различает цвета.
  • Через осязание он постигает окружающее пространство на ощупь.
  • Благодаря обонянию человек может различать более 10000 различных запахов.
  • Слух — одно из главных чувств, в процессе познания, с его помощью воспринимаются не только звуки из окружающего мира, но и распространяются знания.
  • Особые рецепторы, располагающиеся на языке, позволяют человеку чувствовать 4 основных вкуса: горький, кислый, сладкий, соленый.

Таким образом, благодаря деятельности всех органов чувств формируется целостное представление о предмете, объекте, живом существе, явлении. Чувственное познание доступно всем живым существам,но имеет ряд недостатков:

  1. Деятельность органов чувств ограничена, особенно у человека. Например, собака обладает более сильным обонянием, орел-зрением, слон – слухом, ехидна — осязанием.
  2. Часто чувственное познание исключает логику.
  3. Опираясь на деятельность органов чувств, индивид вовлекается в эмоции: прекрасные образы вызывают восхищение, неприятный запах –отвращение, резкий звук – испуг.

По степени познания окружающего пространства принято выделять следующие виды чувственного познания:

1 вид- ощущение. Оно представляет отдельную характеристику предмета, получаемую благодаря деятельности одного из органов чувств.

Пример. Настя ощутила запах горячего хлеба, проходя по улице, его принесло ветром из пекарни, в которой как-раз пекли хлеб. Петя увидел на витрине магазина полку с апельсинами, но у него не было с собой денег, чтобы зайти и купить их.

2 вид- восприятие. Это совокупность ощущений, создающая целостную картину, общий образ предмета, явления.

Пример. Настя привлеклась вкусным запахом, зашла в пекарню и купила там хлеб. Он был еще горячим, с хрустящей корочкой и Настя съела сразу половину за обедом. Петя попросил дома маму купить апельсины, в магазине напротив дома. Они были крупные, яркого цвета, но на вкус оказались кислыми и противными. Петя не смог доесть даже один фрукт полностью.

3 вид – представление. Это память об объекте, предмете, исследованном ранее, благодаря деятельности органов чувств.

Пример. Почувствовав знакомый запах хлеба, Настя сразу захотела обедать, она хорошо помнила хрустящую корочку, свежего горячего батона. Петя, посетив именины друга, скривился при виде апельсинов на столе, он сразу вспомнил кислый вкус недавно съеденного фрукта.

Теоретические

Собственно теоретические методы опираются на рациональное познание (понятие, суждение, умозаключение) и логические процедуры вывода. К числу этих методов относятся:

  • анализ — процесс мысленного или реального расчленения предмета, явления на части (признаки, свойства, отношения);
  • синтез — соединение выделенных в ходе анализа сторон предмета в единое целое;
  • классификация — объединение различных объектов в группы на основе общих признаков (классификация животных, растений и т.д.);
  • абстрагирование — отвлечение в процессе познания от некоторых свойств объекта с целью углубленного исследования одной определенной его стороны (результат абстрагирования — абстрактные понятия, такие, как цвет, кривизна, красота и т.д.);
  • формализация — отображение знания в знаковом, символическом виде (в математических формулах, химических символах и т.д.);
  • аналогия — умозаключение о сходстве объектов в определенном отношении на основе их сходства в ряде других отношений;
  • моделирование — создание и изучение заместителя (модели) объекта (например, компьютерное моделирование генома человека);
  • идеализация — создание понятий для объектов, не существующих в действительности, но имеющих прообраз в ней (геометрическая точка, шар, идеальный газ);
  • дедукция — движение от общего к частному;
  • индукция — движение от частного (фактов) к общему утверждению.

Теоретические методы требуют эмпирических фактов. Так, хотя индукция сама по себе — теоретическая логическая операция, она все же требует опытной проверки каждого частного факта, поэтому основывается на эмпирическом знании, а не на теоретическом. Таким образом, теоретические и эмпирические методы существуют в единстве, дополняя друг друга.

Все перечисленные выше методы — это методы-приемы (конкретные правила, алгоритмы действия).

Более широкие методы-подходы указывают только на направление и общий способ решения задач. Методы-подходы могут включать в себя множество различных приемов. Таковы структурно-функциональный метод, герменевтический и др. Предельно общими методами-подходами являются философские методы:

  • метафизический — рассмотрение объекта в покос, статике, вне связи с другими объектами;
  • диалектический — раскрытие законов развития и изменения вещей в их взаимосвязи, внутренней противоречивости и единстве.

Абсолютизация одного метода как единственно верного называется догматикой (например, диалектического материализма в советской философии). Некритичное нагромождение различных несвязанных методов называется эклектикой.

Рационализм Поппера

Карл Поппер, австрийский философ XX столетия, стал одним из последних мыслителей, пытавшихся осмыслить проблему рационализма. Всю его позицию можно охарактеризовать его же цитатой: «Я могу ошибаться, а вы можете быть правы; сделав усилие, возможно, мы приблизимся к истине».

Критический рационализм Поппера представляет собой попытку отделить научное знание от ненаучного. Для этого австрийский ученый ввел принцип фальсификационизма, в соответствии с которым теория считается обоснованной лишь в том случае, если ее можно доказать или опровергнуть с помощью эксперимента. На сегодняшний день концепция Поппера применяется во множестве сфер.

Факты про нос и обоняние

В носу человека расположено примерно 11 миллионов обонятельных клеток.

2% людей на Земле живут без обоняния.

Человеческий нос может запомнить 50000 запахов, в тот момент как нос собаки в миллионы раз чувствительнее.

Каждый человек имеет свое уникальное восприятие запахов. В мире не существует 2 людей, которые чувствовали бы запахи одинаково.

Клетки обонятельных рецепторов человека обновляются каждые 28 дней. Из этого можно сделать вывод о том, что каждые четыре недели люди получают «новый нос», но сама острота их обоняния с возрастом лишь ухудшается.

Читай также: Кэтрин Джонсон работала компьютером и считала лучше техники

Мужчины прекрасно ощущают запах женской овуляции.

Основные функции и базовые свойства ощущений

Как уже было сказано, ощущения являются основой нашего познания. С помощью ощущений живой организм обретает знания о действительности, которые помогают ему выжить.

Все ощущения, независимо от их вида, выполняют три основные функции:

  • сигнальная функция – дают организму информацию об окружающем мире;
  • отражательная функция – помогают организму сформировать свой субъективный образ мира для ориентации в нем;
  • регулятивная функция – позволяют организму адаптироваться к условиям внешнего мира и подстраиваться под возникающие в нем изменения.

Если у человека функционируют все органы чувств и на него непрерывно действуют внешние раздражители, он получает необходимое для здорового существования количество информации. А вот в случае нарушений в функционировании органов чувств или отсутствия внешних раздражителей может возникнуть ряд серьезных расстройств ощущений: анестезия (отсутствие ощущений), гипестезия (ослабевание ощущений), гиперестезия (усиление ощущений), парестезия (неприятные ощущения на коже при отсутствии какого-либо раздражения) и сенестопатия (неприятные ощущения внутри тела при отсутствии каких-либо недугов внутренних органов).

Однако самым опасным нарушением является «чувственный голод» или сенсорная депривация, которая приводит к снижению психической активности к нулю, т.е. погружает человека в состояние сна.

Помимо общих функций, существует также ряд свойств, присущих абсолютно каждому ощущению:

  • Специфические характеристики (зрительные ощущения характеризуются яркостью, насыщенностью и т.д., тактильные – мягкостью, твердостью и т.д.)
  • Продолжительность (в течение какого времени) и интенсивность (с какой силой), с которыми раздражитель воздействует на тот или иной анализатор.
  • Верхний и нижний абсолютные пороги чувствительности, т.е. определенная характеристика силы воздействия со стороны раздражителя, которую соответствующие органы чувств могут воспринимать без ущерба психике.
  • Способность определить источник воздействия и то место, на которое он воздействует.

Однако наличие общих свойств не отменяет того, что существует множество абсолютно разных ощущений, каждое из которых возникает как реакция на отдельное раздражение и отражает конкретные свойства объектов. Чтобы лучше понять феномен ощущений, рассмотрим, какие они бывают.

Значение органов чувств

Уникальность человеческого зрения в сравнении с другими органами чувств заключается в том, что благодаря ему не только удается опознать предметы, но и их место в пространственной среде, проследить за перемещением, а также определить яркие цвета. Больше 95% информации человеку удается получить при помощи зрения.

Читай также: Интересные факты о жизни Агнии Барто, биография, личная жизнь, творческая карьера

Как и зрение, слух позволяет людям воспринимать информацию на далеком расстоянии. При помощи слуха животные могут обнаружить добычу, а также спасаются от хищников и общаются. Важным слух является и для людей, потому что с этим органом чувств связана членораздельная речь.

Рецепторы, которые расположены на боковых и передних краях языка, позволяют определить реакцию человека на соленую еду, а рецепторы задней поверхности языка — на горькую пищу. В определении вкуса, кроме вкусовых рецепторов, также принимают участие обонятельные, тактильные, температурные, а иногда и болевые рецепторы.

Осязание — это непростой орган чувств человека, связанный с прикосновением к предметам. В процессе осязания принимают участие тактильные ощущения. Совместно с мышечными и температурными ощущениями они выдают информацию о форме, размере, плотности, шероховатости, а также других свойствах предметов, которые важны для его определения.

Каждая обонятельная клетка помогает человеку обнаружить вещество с определенным составом. Взаимодействуя с ним, импульс отправляется в мозг.

Теория рационализма Декарта

Отталкиваясь от основ, оставленных Сократом, мыслители XVII-XVIII веков закрепили исходную установку: «Имей мужество пользоваться своим разумом». Данная установка стала толчком для формирования своих идей Рене Декартом — французским математиком и философом первой половины XVII века.

Декарт полагал, что всякое знание должно подвергаться проверке при помощи естественного «света разума». Ничто нельзя принимать на веру. Любая гипотеза должна быть подвергнута тщательному умственному анализу. Принято считать, что именно французские просветители подготовили почву для идей рационализма.

Рациональное познание

Рациональное
познание, основанное на абстрактном
мышлении, позволяет человеку выйти за
ограниченные рамки чувств.

К
формам рационального познания относят:

Понятие —
мысль, которая отражает предметы, явления
и связи между ними в обобщенной форме.
Например, понятие «человек»
не тождественно простому чувственному
образу какого-то конкретного человека,
а обозначает в обобщенном виде мысль о
любом человеке — кем бы он ни был.
Аналогично понятие «стол» включает в
себя образы всех столов — различной
формы, размеров, окраски, а не какой-либо
определенный образ стола. Таким образом,
понятие схватывает не отдельные признаки
предмета, а его сущность, в частности,
в случае стола — его функции, использование
(перевернутый ящик тоже может входить
в понятие «стол», если он используется
в таком качестве);

Суждение
 это
отрицание или утверждение чего-либо
при помощи понятий. В суждении между
двумя понятиями устанавливается связь.
Например, «Золото есть металл»;

Умозаключение —
рассуждение, в ходе которого из одних
суждений — посылок выводится другое,
заключительное суждение — вывод.

Познание- это способность человека узнавать что-то новое, неизведанное. (ЕГЭ по русскому)

С его помощью люди познают закономерности жизни. Именно познание помогает человеку совершенствоваться и развиваться. Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к тексту К.Г.Паустовского и к художественной литературе.

В нем автор пишет, что счастливыми являются только те люди, которые обладают знаниями. Перед образованным человеком открыты все дороги, он начинает видеть мир в новых красках.

Ведь по мере роста познаний увеличивается сила воображения. Недаром Паустовский сравнил путешествие со знаниями. Ведь оно всегда сопровождается непрерывным потоком новизны, проникновением в область значительного и прекрасного.

В качестве второго аргумента приведу в пример произведение зарубежного писателя «Властелин колец». В нем главные герои путешествуют. Они идут навстречу приключениям, тем самым приобретая новые представления о мире.

Таким образом, познание-это постижение закономерностей, в ходе которого мы узнаем новое об окружающем нас мире.

Чувственное познание и его формы

Существует три формы инстинктивного познания, которые тесно взаимосвязаны между собой:

  1. Ощущение – это первейшая форма восприятия окружающих предметов. С помощью этой формы осязания человек формирует мнение о том или ином объекте. Например, посмотрев на лимон, человек может определить для себя, что фрукт желтого цвета. Также с помощью ощущения можно определить материал объекта, вкус и форму. В процессе этой формы познания задействованы звуковые, тактильные, обонятельные, вкусовые и зрительные ощущения. Зрение является наиболее важным инструментом инстинктивного знания, так как с помощью глаз человек получает 80% информации.

  2. Восприятие нацелено на создание полной картины исходного элемента. Эта форма позволяет нам выделить объект среди многих других и составить в голове целостный образ. Например, посмотрев на стул, человек воспринимает не его отдельные формы, цвет или расположение в пространстве, а объединяет полученную информацию в единое целое.

  3. Представление основано на восприятии уже виденных человеком предметов. При этом основным инструментом данного осязания является человеческая память. Например, человек впервые в жизни увидел стол и теперь, при каждом упоминании этого нового для него понятия, ему на память будет приходить образ увиденного им стола.

По сути, чувственное познание возникает тогда, когда с органами чувств человека начинают контактировать окружающие объекты. При малейшем контакте запускаются процессы нервной системы, и мозг начинает порождать образы, которые позволяет удерживать осязательная память. 

Инстинктивное познание – это простейшая форма осязания, при помощи которого происходит первый контакт с окружающей средой как у животных, так и у человека.

Рационализм в трудах Лейбница

Эмпирики утверждали, что в разуме нет ничего такого, что ранее не существовало бы в чувстве. Саксонский философ Готфрид Лейбниц видоизменяет это положение: по его мнению, в разуме нет ничего такого, что ранее не было бы в чувстве, за исключением самого разума. По Лейбницу, душа рождена сама себе. Интеллект же и познавательная деятельность являются категориями, предшествующими опыту.

Есть лишь два типа истин: истина факта и истина разума. Факт противоположен логически осмысленным, проверенным категориям. Истину же разума философ противопоставляет немыслимым логически понятиям. Совокупность истин основывается на принципах тождества, исключения третьего элемента и отсутствии противоречия.

Характеристика чувственного познания

Чувственное познание присуще не только человеку, потому его можно назвать инстинктивным. Чувственное познание в некоторой степени наблюдается и у животных: получая определенные знания на основе обыденных впечатлений, они формируют необходимый опыт для того, чтобы использовать его в дальнейшем. Основной характеристикой чувственного познания является то, что опираясь на него, человек подчиняется собственным эмоциям, позволяя им собой управлять в данный промежуток времени. Конечно, не всегда они оказываются истинными. Гораздо лучше в определенной ситуации слушать голос разума, принимать решения взвешенно, опираясь на логику и здравый смысл. А чувственное познание в некоторых случаях исключает логику.

Факты об органах слуха

После плотного приема пищи слух ухудшается.

Самый чувствительных слух у детей. Малыши могут слышать звуки в диапазоне от 20 до 20000 Герц, а взрослые же — лишь до 15000 Герц.

Уши у человека растут на протяжении всей жизни.

Благоприятным для человеческого слуха является уровень шума в 45-50 децибел. Именно на такой громкости люди ведут спокойный разговор. Все звуки, которые выше такого предела, могут негативно повлиять на организм, в особенности на состояние иммунитета.

Звук моря, который до нас доносится при прикладывании к уху морской раковины, в действительности же – это просто звук крови, циркулирующей по венам.

Слоны могут слышать не только с помощью ушей, но и хоботом, и ногами.

Связь рационального и чувственного познания

Итак, чувственный тип познания имеет собственные границы, очерченные, с одной стороны — природой и физиологией человека, с другой стороны — открытостью и пригодностью чувственного познания лишь для изучения внешних сторон предметов, но невозможностью изучения с его помощью закономерностей, связанных с их возникновением и развитием. Для более глубокого познания мира чувства всегда должны дополняться логикой и рациональным мышлением.

Рациональный тип познания отличается от чувственного большей обобщенностью и опосредованностью процесса изучения окружающей среды. Он основывается на абстрагировании и обобщении, что позволяет оперирующему к такому методу познания человеку выводить четкие и понятные общие закономерности.

По этой причине рациональное познание помогает человеку гораздо глубже и полнее исследовать не только внешнюю, но и глубинную суть окружающей среды, формировать собственные суждения и делать самостоятельные логически обоснованные выводы о происходящем вокруг. Одновременно рациональное познание дополняет и совершенствует знания, полученные человеком при помощи органов чувств, выступая уже в роли фактора развития и преобразования мира.

Оба способа познания (и чувственный, и рациональный) неотделимы друг от друга. Несмотря на существенные различия, они являются двумя тесно связанными между собой сторонами единого процесса, развитие которого возможно лишь при их взаимном дополнении.

Понятие «ощущения»

Изначально ощущения рассматривались в философии: к ним относили все явления чувственного отражения мира, в том числе восприятие и память. В 18 веке В. Вундт, немецкий врач, физиолог и психолог, основатель экспериментальной и когнитивной психологии, четко разграничил различия между ощущениями и другими смежными понятиями, что вслед за ним подтвердили и другие психологи, в частности, А. Н. Леонтьев. А в 19 веке сформировалась наука психофизика, изучающая взаимодействие между физическими процессами и субъективными ощущениями, в рамках которой исследования ощущений происходят и по сей день.

В результате под ощущением стали подразумевать простейший психический процесс, который присущ абсолютно любому живому организму в ходе его познавательной деятельности.

Ощущения – это процесс отображения психикой отдельных свойств явлений и предметов окружающего мира, в котором задействованы все органы наших чувств.

Ощущения считаются первой ступенью познавательной деятельности человека, которая служит основой для протекания более сложных познавательных процессов (восприятие, речь, память, мышление и др.) Так, например, восприятие складывается из ощущений и является целостным отображением предметов и явлений, а не отдельных их свойств (в отличие от ощущений).

Для лучшего понимания приведем пример: если вы наслаждаетесь розой, то ваше целостное впечатление от нее «она прекрасна» – это восприятие, а ощущением будет называться то, что вы почувствуете ее чудесный аромат или колкие шипы, или подумаете о том, что у нее красивые лепестки. Таким образом, восприятие – это совокупность нескольких ощущений, благодаря которым складывается целостное преставление об объекте.

Чтобы лучше разобраться в том, что же такое ощущения, узнаем, каковы их физиологические механизмы и закономерности.

Всякое познание берет начало от разума и исходит от чувств (ЕГЭ обществознание)

В своем высказывании Ф. Патрици поднимает проблему сущности познания. Автор считает, что процесс познания – это тесная связь чувств и разума, то есть без этих двух элементов познание в полном объеме не может существовать. Я не могу не согласиться с позицией автора. Ведь в процессе получения знаний о мире , то есть познании, человек использует и свой разум, и чувства. Приведу теоретическое объяснение. В обществознании выделяют два уровня познания: чувственное и рациональное. При чувственном познании человек познает о внешних характеристиках объекта, а в процессе рационального – он делает определенные выводы об этом объекте. В свою очередь чувственное познание подразделяется на ощущение, восприятие, представление, а рациональное – на понятие, суждение и умозаключение.

Само е познание подразделяют на множество видов: житейское, социальное, мифологическое и другие, но ключевым будет являться научное познание, целью которого является получение рационального, точного знания о явлениях, происходящих в мире. Оно же так же подразделяется на два уровня: теоретическое и эмпирическое. В научном познании эти два уровня безусловно связаны: будь то гипотеза подтверждается экспериментом, или же теория обосновывается классификациями, сравнениями или другими методами эмпирического познания.

Так, в древности люди считали, что Земля – плоская. Они делали этот вывод на основе того, что не представляли Землю другой формы, так как физически не могли видеть ее шарообразную форму.

Тем более они не могли обосновать свою точку зрения теоретически, объяснить, почему они так считали. Они лишь опирались на свои ощущения, то есть чувственное познания. Таким образом, такое познание привело не к истинному знанию этих людей, а к заблуждению, что обесценивает пройденный процесс познания.

Другим примером, объясняющим связь разума и чувств в познании, будет мой собственный. При написании исследовательской работы по теме «Методы написания веб-текстов с применением методов сео-оптимизации контента» я выдвинула гипотезу, затем, для того, чтобы эта гипотеза стала теорией, я проанализировала собранный материал, сравнивала два вида статей, проводила опросы и эксперименты, систематизировала полученные знания и, в результате, пришла к ответу на ключевой вопрос, подтвердила гипотезу, получила результат познания. Так, в своем исследовании я использовала и и рациональный и чувственный формы, иначе никакого результата полного не получилось бы.

Таким образом, для достижения какого-либо результата в процессе , необходимо совмещать рациональный и чувственный формы , только в этом случае мы придем к тому результату познания, который нас может удовлетворить, будет иметь смысл и может быть применим в реальной жизни.

Способы поиска информации

В современное время одним из способов познания окружающего мирастал информационный поиск. Большое разнообразие средств информации многократно увеличивает познавательные возможности человека. Так, познание осуществляется посредством:

  • печатных изданий (газет, книг, журналов);
  • интернета;
  • телевидения;
  • радиовещания;

С помощью интернета можно очень быстро и легко найти практически любую информацию, но она не всегда бывает достоверной. Поэтому, при выборе способов поиска информации нужно быть осторожным, проверять данные в разных источниках.

Пример. В 2012 году в интернете было опубликовано много статей, которые предвещали конец света. Одни говорили о падении на Землю астероида, другие о глобальном потеплении и затоплении поверхности суши. Но, проверить это можно было легко, разыскав исследования разных ученых о предстоящих природных катаклизмах и сравнив их результаты между собой.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
STELLA-CLOTHES
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: