Психодиагностика

Психодиагностика личности (характера)

Психодиагностика характера как область научных интересов начала складываться в конце XIX века, когда немецкий психолог и физиолог Вильгельм Вундт впервые в лабораторных условиях измерил восприятие, память, внимание, скорость реагирования и другие индивидуальные особенности человека.

Главный вопрос психодиагностики: чем этот человек отличается от других, какие особенности характера его выделяют? Для того, чтобы ответить на этот вопрос, исследователям нужно проанализировать характеры множества людей с учетом их пола, возраста, места проживания, самочувствия и т.д. И только на основе анализа массива результатов можно сделать выводы об индивидуальных отличиях одного человека. С момента возникновения науки разработано множество методик, часть из которых вы, возможно, знаете.Тест Роршаха — визуальный психодиагностический тест, который разработан в 1921 году швейцарским психиатром и психологом Германом Роршахом. Тест еще известен под названием «Пятна Роршаха». Он состоит из 10 карточек (изначально карточек было 40, но для публикации Роршах отобрал только 10), где нарисованы кляксы с нечеткими цветами и границами. Роршах изучал открытую в тот момент болезнь шизофрению и заметил, что больные нестандартно интерпретируют рисунки в виде клякс. Тест может определить индивидуальные особенности личности, сильные эмоциональные состояния и диагностировать расстройства личности, отклонения от нормы, хотя полностью доверять его результатам не стоит. Миннесотский многоаспектный личностный опросник (MMPI) — еще один опросник, который распознает клинические расстройства. Он был создан в начале 1940-х годов Старком Хатуэйем и Джоном МакКинли в Университете Миннесоты и предназначался для исследования индивидуальных особенностей и психических состояний личности. MMPI нашел широкое применение в клинической практике. Для его создания разработчики соотносили ответы группы психически здоровых людей и пациентов с четко выявленным синдромом: ипохондрия, депрессия, истерия, психопатия, шизофрения и т.д. Хотя в качестве диагноза результаты этого теста использовать не стоит, так как не всегда высокий показатель по шкале шизофрении указывает на ее наличие.Тест Кеттелла — 16-факторный личностный опросник (или 16 PF), содержит около 190 вопросов, один из самых известных в мире психодиагностических комплексных тестов. Его первые варианты созданы в 1945-50-х гг группой исследователей под руководством Реймонда Кеттелла. Как видно из названия, тест содержит 16 шкал (черт личности) и претендует на комплексную оценку личности. С помощью теста определяются такие качества, как замкнутость/общительность, интеллект, эмоциональная стабильность/нестабильность, практичность/мечтательность, консерватизм/радикализм и т.д. Сегодня опросник используют при приеме на работу, в том числе на и .

Личностный опросник Айзенка разработан психологом Гансом Айзенком в 1963 году, и с тех пор адаптировался и видоизменялся. Тест направлен на диагностику темперамента. В основе методики лежит предположение, что всю совокупность описывающих человека черт можно представить посредством двух главных факторов: экстраверсии/интроверсии и эмоциональной устойчивости/неустойчивости (нейротизма). Пересечение этих двух характеристик позволяет соотнести темперамент человека с одним из 4 типов: холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик.Big Five («Большая Пятерка») — еще один, и на сегодняшний день самый популярный у HR-специалистов и самый цитируемый в психологических исследованиях тест. «Большая пятерка» — подход к психодиагностике, который оценивает 5 независимых черт личности в виде полярных шкал:
• нейротизм (эмоциональная чувствительность/стабильность)
• экстраверсия/интроверсия
• открытость опыту/консерватизм
• согласие/несогласие
• сознательность/несознательность
Русскоязычной адаптации «Большой Пятерки» в свободном доступе на данный момент не существует. Но в наших методических комплексах «Профнавигатор», «Профориентатор», «Профкарьера» и «Профконсультант» вы найдете все эти 5 шкал и не только. Пройти онлайн >>

Преимущества и недостатки проективных методик

Проективные методики в психологии обладают массой положительных сторон. Проективные опросы и тесты позволяют значительно снизить уровень тревожности пациента, диагностировать детей, которые еще не умеют читать. Также такие методики помогают определить скрытые мотивы человека, даже если он сам о них не догадывается.

Но некоторые специалисты категорически отказываются использовать проективную диагностику. Они утверждают, что подобные тесты дают слишком размытые результаты.


Проективные методики в психологии. Плюсы и минусы

В подобных опросах и других вариантах применения методики нет стандартной шкалы, которая позволила бы оценить результаты и классифицировать их. Сами опросы проводятся в неконтролируемом режиме. При оценке результатов специалист, особенно если он неопытный, может быть предвзят.

Начинающие психодиагносты не согласны с этими недостатками. Они утверждают, что работать по таким методикам очень просто, а благодаря огромному разнообразию тестов повышается и их информативность.

Применение проективных методик

Успешное использование проективных методик в разных сферах доказывает их эффективность. Где применяются проективные тесты:

  • в общеобразовательных учреждениях, с целью диагностики личности ребенка;
  • в кадровой сфере при подборе персонала или ротации;
  • судебно-психиатрическая экспертиза;
  • в рамках работы индивидуальной или групповой консультации в работе психолога;
  • в центрах занятости при профориентации.

Проективные методики для взрослых

В исследовании личностных особенностей взрослого человека, Проективные психологические методики могут оказать неоценимую помощь. У взрослого контроль происходящего сильно выраженный, в отличие от ребенка, поэтому проективные тесты помогают обойти барьер подсознания и в этом большая ценность данного вида тестов. Чаще в работе со взрослыми людьми используются следующие проективные тесты:

  1. Тест Сонди – эта легендарная методика использовалась изначально в психиатрических лечебницах, затем психологи взяли ее на вооружение. Методика выявляет фрустрации, фобии, отклонения и аффективные нарушения, диагностирует депрессию.
  2. «Четыре персонажа » – тестируемого просят изобразить себя в виде: человека, животного, растения и предмета. Тест хорош тем, что у человека во время рисования нет отождествления себя с тем, то он изображает, кроме фигуры человека, поэтому в рисунках можно увидеть много того, как позиционирует себя личность.

Проективные методики для работы с семьей

Здесь очень широкий выбор для поля деятельности психолога. Проективные методики в сказкотерапии считаются очень эффективными в работе со всеми членами семьи. Коллективное написание сказки или каждым членом семьи по отдельности, игра в кукольный театр, где каждый становится каким-либо персонажем. Психолог ведет наблюдение, записывает, при необходимости корректирует и направляет.

Проективные методики для детей

Для ребятишек лучше подходят графические проективные методики, например проективная методика «Несуществующее животное» является диагностическим инструментом для выявления страхов, агрессивного поведения ребенка, его взаимодействие с социумом. Другие методики, используемые психологами в образовательных учреждениях и психологических центрах:

  • «дом-дерево-человек»;
  • «человек»;
  • «семья»;
  • «дерево».

Проективные групповые методики

Возможности проективных методик обладают широким диапазоном и сегодня это позволяет использовать их с терапевтической целью. С помощью коллективной сказкотерапии можно корректировать поведенческую агрессию и научиться эффективному взаимодействию с окружающими людьми. Рисование коллективной мандалы способствует снижению тревожности и высвобождению внутреннего ресурса.

Основы проективной диагностики

Представьте, что вы пришли к психологу, а он вместо бланков с вопросами дает вам чистый лист и предлагает нарисовать какое-нибудь фантастическое животное или просто дерево. Вы в недоумении и растерянности – зачем это нужно психологу, к тому же и рисовать-то вы не умеете. Или, допустим, вас просят рассказать, что вы видите на картинках, а там, на ваш взгляд, нет ничего, кроме абстрактных разноцветных пятен. Это примеры проективных методик, которые неискушенным посетителям кабинета психолога кажутся по меньшей мере странными.

Нас окружает разнообразный и динамичный мир, а воспринимаем его мы через призму желаний, влечений, эмоций и т. д. Кто-то в плывущих по небу облаках видит пушистых зайчиков, кто-то кровожадных монстров, а кто-то просто скопление водяных капель определенной плотности. Кстати, зависимость восприятия окружающего мира от внутреннего состояния человека называется апперцепцией, и она тоже изучается психологией. Но нас интересует не столько явление апперцепции, сколько способность человека к ассоциативному мышлению.

Ассоциации – это спонтанно возникающие в мозгу человека связи между новой информацией и хранящейся у него в памяти. Часто какой-то звук, хаос солнечных пятен на стене, мелькнувшее в толпе лицо незнакомца извлекают из нашей памяти образы-ассоциации. Они тесно связаны с прежним опытом человека. А так как опыт у всех разный, то и ассоциации тоже разные. А для психолога эти стихийно возникающие образы и мысли важны тем, что они несут информацию о психическом состоянии человека, о внутренних конфликтах, старых, почти забытых душевных травмах.

Первые проективные методики, разработанные одним из учеников З. Фрейда К. Юнгом, как раз были основаны на изучении ассоциаций людей, когда они рассматривали разные картинки. В конце XIX – начале XX века появились тесты, в которых использовались карточки с абстрактными разноцветными или монохромными пятнами. Они оказались настолько эффективны, что до сих пор одной из самых популярных и востребованных проективных методик считается тест чернильных пятен Роршиха, появившийся в 20-х годах XX века.

Классификация проективных методик

Попыток хоть как-то классифицировать разнообразные проективные приемы диагностики было много. Проблема не только в количестве тестов, но и в их разнообразии: от анализа результатов деятельности до цветового теста М. Люшера. Среди многочисленных классификаций наиболее понятной можно считать ту, что составлена Л. Франклом. Она включает 8 видов методик:

  1. Экспрессивные, основанные на проявлении эмоций в деятельности (экспрессии). К этому виду относятся рисуночные методики, когда человек делает изображение на заданную тему, например, тест «Несуществующее животное».
  2. Импрессивные методики предполагают выбор объекта из стимульного материала (карточек или картинок разного содержания). Характер выбора свидетельствует о том или ином психическом состоянии. В качестве примера можно привести цветовой личностный тест М. Люшера, основанный на выборе цвета из нескольких предложенных.
  3. Конститутивные методики, в которых испытуемым предлагается наделить смыслом абстрактные изображения. Например, тест пятен Роршаха.
  4. Интерпретативные – разнообразные тесты, основанные на том, что испытуемый интерпретирует (объясняет) те или иные ситуации, изображенные на картинках.
  5. Конструктивные – это своеобразные конструкторы, наборы деталей и фигурок, из которых испытуемые создают осмысленные сценки, а потом рассказывают о них. Чаще всего этот вид методик используется в работе с детьми.
  6. Катартические, призванные вызвать у диагностируемого состояние катарсиса, что позволяет раскрыть его внутренние психические особенности. Своеобразие этих методик еще и в том, что сам человек, проходя через процедуру психодиагностики, начинает осознавать свои проблемы и пути преодоления их. Примером может служить метод психодрамы.
  7. Рефрактивные. Оценка особенностей и состояния индивида делается психологом на основании непроизвольных оговорок, опечаток, ошибок при письме или неправильно построенных речевых конструкций. Например, для анализа психологических проблем подростков часто используются их сочинения.
  8. Аддиктивные методики. Аддикция – это зависимость человека от какой-то деятельности или типа поведения. Самые известные – курение, наркомания, алкоголизм. В это понятие включаются и простые привычки (например, покусывание нижней губы) и навязчивые потребности. Практически у всех людей есть проявления аддиктивного поведения, и они могут многое рассказать психологу о нас.

Подобное многообразие методик предоставляет психологам большой выбор и почти неограниченные возможности изучения человеческой личности. Правда, в проективных методиках есть и свои подводные камни, и главный из них – сложность интерпретации и неизбежная субъективность выводов.

Опросники.

Опросники — это такой вид методик, в которых задания даются в виде вопросов или утверждений. Для получения информации со слов самого испытуемого.

Особенности использования опросников.

  1. Опросники похожи на проективные методики, так как не оцениваются ответы по критерию правильности. Баллы начисляются за совпадение с ключом, а не за правильность.
  2. Опросники похожи на тесты: четкая инструкция, которая детерминирует способ выполнения задания, желательно ясное содержание вопросов или утверждений.
  3. Опросники — разновидность самонаблюдения, косвенной самооценки.

Опросники предназначены для получения информации о личностных особенностях со слов испытуемого.

Ответить — проявить умение рефлексии, самонаблюдения, самоанализа, чем обладают не все люди.

Опросники не используются для диагностики маленьких детей дошкольного возраста, только с 8 лет.

Выделяются:

  • опросники-анкеты — для получения информации об испытуемом, не имеющая личностного характера (биографические данные, для оценки особенностей когнитивной сферы).
  • личностные опросники — дают информацию о личности:
    1. типологические, которые позволяют выяснить степень совпадения личности испытуемого с тем или иным типом личности.
  • опросники отдельных черт личности — для диагностики отдельных черт характера: многофакторные (о многих чертах), например Кеттела (14-, 12-, 16-тифакторные)
  • однофакторные
  • двухфакторные

опросники мотивации
опросники интересов
опросники ценностей
опросники установок

В 50-е годы отрицалась возможность использования личностных опросников.

В 60-е годы — начинают использовать.

К 60-70-м годам начинают переводить известные зарубежные опросники (применяют без проверки надежности).

80-е годы — проверка на надежность и валидность на наших испытуемых.

80-90е годы — появление отечественных опросников в большом количестве.

Общая характеристика проективных методик

Первоначально понятие «проекция» в психологии было введено З. Фрейдом и использовалось для обозначения одного из видов психологических защит. Человек, защищаясь от разрушительной силы собственных асоциальных желаний и неблаговидных, запретных мыслей, переносит их (проецирует) на других людей.

В психодиагностике же понятие проекции рассматривается более широко – как способность человека отражать свой внутренний мир (опыт, желания, эмоции и т. д.) в своем поведении, взглядах на окружающее и продуктах деятельности.

Проективные методики отличаются от других психодиагностических тестов целым рядом особенностей:

  • они позволяют изучить и дать развернутую характеристику личности в целом, а не отдельным ее качествам и свойствам;
  • эти методики основаны на ассоциативном мышлении и опыте человека;
  • в процессе выполнения задания испытуемому предоставляется полная свобода выбора ответа;
  • методики часто связаны с решением испытуемым творческих задач;
  • это неформализованные методы, поэтому они не дают точных оценок качеств личности, например, в баллах; психолог интерпретирует полученные результаты на основании своих знаний и опыта.

Поэтому ряд психологов отказывается от данных методик, результаты которых представляются слишком расплывчатыми. И в то же время такая особенность проективных тестов привлекает к ним не слишком опытных психодиагностов кажущейся простотой. К сожалению, нередко интерпретируя полученные данные, эти «недопсихологи» оказываются далеки от истины. Не владея техникой, опытом и достаточным объемом качественных знаний, они наносят вред своему клиенту и вызывают скептическое отношение к возможности использовать данные приемы в качестве диагностики психических состояний личности.

Но на самом деле проективные методики очень информативны, их валидность (способность оценивать особенности психики человека) проверена многолетними исследованиями. И поэтому с начала XX века было разработано множество различных тестов, в которых используется принцип проекции.

Основы проективной диагностики, цель

Проективный метод основан на создании особых ситуаций, в которых существует множество вариаций. В методиках этого типа применяют стимулы. Испытуемый самостоятельно развивает их и дополняет.

Например, ему может быть предложено завершить то или иное предложение, дополнить рисунок. При этом ответ на вопрос не является правильным или неправильным, а лишь позволяет специалисту оценить аспекты личности испытуемого.

В зависимости от того, как человек отвечает, врач выявляет возможные проблемы и может определить способ дальнейшей работы с пациентом. Для самого же испытуемого конечная цель проективной диагностики скрыта, поэтому он не может осознанно достигать желаемого результата.

https://youtube.com/watch?v=pTc-ffA0fbA

Общая характеристика проективных методов

Проективные методы занимают важнейшее место в современной психодиагностике. Различные проективные методики (тест чернильных пятен Роршаха, Тематический апперцепционный тест (ТАТ), методика незаконченных предложений Сакса-Леви, всевозможные рисуночные тесты и т.д.) широко используются психологами как в научных исследованиях, так и для решения задач в психологической практике. Их применение в области психодиагностики личностных качеств носит сугубо эвристический характер. Но, как уже отмечалось, проективные методы и методики востребованы не только в психологии личности, они хорошо зарекомендовали себя в социально-психологических, политических, социологических, маркетинговых исследованиях и используются для изучения глубинных закономерностей отношения людей к тем или иным социальным объектам, их представлений о различных областях действительности, особенностей социальных установок и многого другого.

Следует отметить, что в таких исследованиях используется лишь набор методических приемов, характерных для проективного подхода. «Гипотеза проекции», которая в психодиагностике предполагает возможность «считывания» в речевой и визуальной продукции человека его личностных характеристик, в социальных исследованиях трансформируется в гипотезу проекции в метафорических рассказах, коллажах, рисунках эмоциональных паттернов отношения к определенным социальным объектам; личностный компонент проекции здесь «выносится за скобки». Появление и развитие проективных методов связано с рядом теоретических направлений, каждое из которых повлияло на понимание проективного процесса и интерпретацию данных.

Фактически сформировалась особая область психологических исследований, которая выходит за рамки психодиагностики и имеет общепсихологическое значение — проективная психология (Бурлачук, 1997; Соколова, 1980; Проективная психология, 2000). В настоящее время он представляет собой весьма специфический подход, основанный на целом наборе методологических допущений (теоретическая основа проективного метода рассматривается ниже).

Е. Т. Соколова (1980) определяет проективные методики как особую технику клинического и экспериментального исследования тех черт личности, которые менее всего поддаются прямому наблюдению или опросу. По мнению Л. Ф. Бурлачука (1997), проективные методики — это техники опосредованного изучения личности путем создания специфической пластичной (слабоструктурированной) стимульной ситуации, которая актуализируется в перцептивных тенденциях, установках, настроениях и других личностных характеристиках.

Сейчас принято говорить о нескольких отличительных особенностях проективных методик:

1) использование слабо структурированного стимульного материала, создающего ситуацию неопределенности;
2) нейтральные, косвенные по отношению к личности задачи.
3) особое доброжелательно-нейтральное отношение психолога к тестируемому;
4) изучение не только отдельных психологических функций (как в традиционных психометрических процедурах), но и своеобразного «режима личности в ее отношениях к социальной среде» (Е. Т. Соколова).

Как правило, проективные процедуры работают с качественными данными, но в некоторых случаях используются стандартизированные психометрические показатели. Во время сбора данных психолог дает достаточно общие инструкции исследуемому человеку, прося его сделать рисунок, закончить предложения, составить рассказ по картинке и т.д.

В случае с рисунком, после завершения работы, испытуемого просят ответить на ряд вопросов о значении того, что изображено на рисунке. Все данные тщательно записываются, а психолог наблюдает за реакциями, выражением тела и ходом выполнения задания.

Психодиагностика у детей (подростков)

Психодиагностика у детей различается по возрастным периодам и задачам. Обычно родителей малышей волнует вопрос, готов ли ребенок психологически к детскому саду и затем к школе. Сможет ли ребенок избежать сильного стресса, когда окажется в необычной обстановке? Детский психолог в игровой форме может исследовать способности ребенка, оценить, может ли ребенок концентрироваться, насколько он усидчив и внимателен, готов ли он к обучению, сможет ли следовать правилам и слушаться учителя.
Еще один вопрос, который волнует родителей дошкольников и младших школьников, — как раскрыть талант ребенка? В чем ребенок сможет преуспеть в будущем? Последние 15 лет в услугах профдиагностики применяются инструменты нейропсихологии — направления психологии, которое изучает мозговую организацию психических процессов

Именно нейропсихолог поможет оценить способности ребенка с научной, объективной точки зрения.
Нейропсихолог в беседе, в игровой форме, с помощью специальных заданий (нейропсихологических проб), принимая во внимание возрастные нормативы их выполнения, определяет, как развиты психические функции ребенка или подростка: внимание, память, мышление, речь, слуховое, зрительное и тактильное восприятие, пространственные представления, произвольная регуляция и контроль, двигательная сфера. Оценка особенностей мозгового обеспечения психической деятельности ребенка «подсказывает», какое направление деятельности ему будет даваться проще всего

А еще нейродиагностика показывает, какие психические функции недостаточно развиты или требуют коррекции. Если вас заинтересовала нейропсихологическая диагностика, узнайте подробнее о методиках «ПрофПревью» и «Нейропрофиль».

Статья по теме:Как раскрыть талант у ребенка >>

В средней и старшей школе профдиагностика помогает определиться с сильными и слабыми сторонами подростка, подсказать, какую профессию ему стоит выбрать по интересам, способностям и личностным особенностям.

Классификация по принципу использования

Проективные методики в психологии являются относительно новыми и очень разнообразными. Наиболее развернутую классификацию представил Л. Франклон. Он выделил 8 типов методик.

Вид методики
Описание
Экспрессивная
Методика помогает изучить эмоциональность человека. Рассматривается его деятельность. Для данного направления используют рисуночную методику. В этом случае тест подразумевает, что испытуемый создаст изображение. Например, специалист может попросить нарисовать несуществующее животное.
Импрессивная
Для этой методики обычно используют карточки или картинки. Они представляют собой объекты так называемого стимульного материала. Данные тесты позволяют оценить психическое состояние человека. К данной методике относится тест М. Люшера.
Конструктивная
В ходе тест испытуемому предлагают наделить смыслом то или иное изображение. Например, к данному типу методики можно отнести тест Роршаха.
Интерпретативная
Испытуемому также предлагают посмотреть на изображения. Он должен объяснить смысл картинок и то, что на них происходит.
Конструктивная
В данных методиках используют фигурки, картинки и даже конструктор, из которого пациенту предлагают создать логичные сценки. После создания таких объектов человек должен описать их.
Катартическая
В этом случае специалист пытается вызвать у пациента состояние катарсиса. Это позволяет в полной мере раскрыть его особенности психики

Благодаря таким методам человек сам начинает осознавать свои проблемы и определить их источник.
Рефрактивная
Специалист обращает внимание на то, какие оговорки или опечатки делает пациент. Такие методы часто используются при работе с подростками.
Аддиктивная
Аддикция представляет собой то, насколько человек зависит от определенной деятельности или поведения

Такие методы применяются при работе с наркоманами, алкоголиками и людьми с другими зависимостями. Врач оценивает, какие еще более простые привычки есть у человека. Например, он может покусывать губу, грызть ногти и прочее.

Благодаря такому разнообразию типов методик у психологов есть огромный арсенал различных тестов. Тем не менее, проективные методики некоторые считают довольно противоречивыми.

Особенности использования

Основная особенность данной группы методов — это неограниченное число вариантов ответа.

Задачи, поставленные при применении различных тестов, нельзя охарактеризовать как «структурированные». А это значит, что во время ответа человек руководствуется только своей фантазией.

При применении проективных методик допустимы лишь краткие инструкции, которые направляют «поток сознания» пациента в нужное русло.

Также к числу особенностей можно отнести неструктурированность и мнгозначность стимульных материалов, используемых для проведения тестов. Не существует единой и «правильной» системы структурирования проективных материалов и любая вариация имеет «право на существование».

Проективные методики направлены не на измерение отдельной психической функции, а на составление портрета или модуса личности в привязке к ее взаимоотношениям с социумом.

И последняя особенность — это отсутствие возможности подвести процесс анализа полученных данных к общему стандарту.

Отдельные методики не содержат ключей и не подразумевают использование математического прибора для просчета данных.

Классификация проективных методик

Существует большое количество проективных методик, однако, к наиболее популярным относятся:

  1. Экспрессивный метод можно отнести к рисуночным техникам, когда человек проявляет отношение к чему-либо с помощью изображений.
  2. Импрессивный метод подразумевает выбор карточек, с помощью которых специалист дает оценку психического состояния пациента.
  3. Конститутивный метод предполагает поиск смысла в абстрактных изображениях.
  4. Метод интерпретации подразумевает прохождение тестов, когда пациент с помощью картинок описывает те или иные ситуации.
  5. Конструктивная методика применяется в основном в работе с детьми и подростками, когда им необходимо с помощью различных фигурок разыграть какую-то сценку.
  6. Катартический метод направлен на изучение внутренних психических особенностей. С его помощью человек сам способен осмыслить свои ошибки.
  7. Рефрактивные методы характеризуются оценкой психических особенностей на основании оговорок и ошибок пациента.
  8. Аддитивные методы помогают в борьбе с курением, наркоманией и другими зависимостями.

Психика человека становится очень чувствительной при возникновении негативных ситуаций. Накапливая негативные эмоции и мысли, не избавляясь от них, человек подвергает себя риску развития различных расстройств. Поэтому необходимо вовремя устранять негатив, стресс, любые токсичные мысли и перезагружаться. Этому способствует курс Викиум «Детоксикация мозга».

Особенности применения

Проективные методики широко применяются в разных областях: опросы, картинки и другие способы оказались очень эффективными при проведении судебно-психиатрических экспертиз. Проективные методы часто применяют при консультировании не отдельного пациента, а целой группы людей, их часто применяют в центрах занятости или при кадровых перестановках.

В процессе работы специалист должен учитывать возраст пациента и его эмоциональные особенности

Также психолог обращает внимание на умственные данные испытуемого, его социальный статус, семейное положение и множество других факторов

Для взрослых

Если проводится диагностика взрослого человека, то он намеренно пытается выбирать наиболее хорошие ответы. То есть пациент пытается предугадать поведение психолога. Благодаря проективным тестам человеку невозможно определить лучший ответ, так как его не существует. В процессе работы врач может диагностировать фобии, фрустрации и другие отклонения.

Для детей

Проективные методики, используемые в психологии, применимы для детей. В этом случае используют изображения и другие типы графических методик. Также психолог может предложить пациенту нарисовать любое животное, которое придет в голову ребенку. С такими пациентами намного проще работать, так как они ведут себя максимально искренне.

Для диагностики группы

При работе с большой группой людей применимы все варианты диагностики. Например, можно использовать графические изображения, проводить опросы. При этом работа осуществляется по принципу спортивной команды, рабочего или ученического коллектива. Пациенты могут рисовать все вместе. Подобные методы позволяют уменьшить агрессивность при работе с другими людьми.

Основы и общая характеристика

Впервые понятие проекции, как метода диагностики, использовал Л. Франк. Суть метода заключается в выявлении проекций (ассоциаций) пациента к конкретному набору образов и расшифровке результатов. Диагностируемый помещается в ситуацию, где ему необходимо сделать череду выборов. Для каждого выбора есть несколько интерпретаций (расшифровок), из которых человеку нужно выбрать ту, что покажется наиболее привлекательной, близкой. Интерпретировать можно:

  • сюжетные картинки;
  • графические изображения;
  • абстрактные изображения;
  • незаконченные предложения;
  • абстрактные фразы, пословицы, цитаты.

Особенность проективных тестов в том, что в них нет правильных или неправильных ответов. Совокупность выборов продиктована особенностями личности. Цель исследования от испытуемого скрывается, и это позволяет сделать тестирование объективным. Не зная, какие ответы произведут лучшее впечатление на психолога, испытуемый склонен отвечать правдиво.

Некоторые проективные методики широко известны и доступны даже неспециалистам. К примеру, популярный тест Роршаха, цветовой тест Люшера, тест портретных выборов. Результаты таких исследований будут условными: точно расшифровать данные может только специалист.


Изображение для текста Роршаха

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
STELLA-CLOTHES
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: