Копинг-стратегии: как бороться со стрессом

Выявление результатов и их интерпретация

Подсчет и суммирование баллов завершают копинг тест Лазаруса. Интерпретация представляет собой выявление количества баллов по каждой стратегии и анализ результата. Чем больше баллов набрал конкретный стиль поведения, тем чаще тестируемый использует его при возникновении трудностей.

По Крюковой результат вычисляется иначе:

Подсчет баллов по каждой стратегии поведения.
Выявление уровня важности стратегии по формуле: набранное кол-во баллов / максимальный балл (равен 18)*100. Допустим тестируемый набрал 9 баллов, тогда вычисление выглядит так: 9/18 * 100 = 50

Число 50 отражает уровень использования стратегии.
Также возможно определение общего уровня напряженности по общему баллу за тест:

  • 0-6 – слабая напряженность, человек эффективно действует в стрессе;
  • 7-12 – средняя напряженность;
  • 13-18 – высокий уровень напряженности, человек тяжело адаптируется в стрессе.

Бланк методики можно скачать здесь —

Историческая справка

Изучением психологической защиты в течение последних двух столетий занимались врачи и психологи. Эта область знаний неразрывно связана с развитием психиатрии и нейрофизиологии. Открытие копинг-стратегий помогло ученым понять причины возникновения некоторых заболеваний и разработать продуктивные методы психотерапии. Сегодня разнообразные адаптационные техники используются в когнитивно-поведенческой терапии и других методах лечения психических расстройств.

Взгляды ученых на явление:

  • В середине 20 века немецкий психоаналитик Карен Хорни разрабатывал свою теорию психологической защиты от ежедневных трудностей, опасных ситуаций и межличностных конфликтов. Ученый открыл несколько стратегий адаптации. Так, одна из них заключается в принятии компромиссов, позволяющих разрешать конфликтные ситуации. Карен также описал нездоровые механизмы защиты, приводящие к развитию неврозов. Так, например, речь идет о постоянном мысленном возвращении к неприятной ситуации.
  • Немецкий ученый Отто Фенихель занимался изучением копинг-стратегий в детском возрасте. Психолог пришел к выводу, что сознание ребенка постепенно привыкает к определенным реакциям и суждениям, спровоцированным нежелательными явлениями. Это своеобразный способ отвлечения от негативного события. Во время взросления этот метод модернизируется. Взрослому необходимо не только отвлекаться от стресса, но и постепенно принимать новую, менее комфортную реальность, где периодически случаются конфликты и происшествия.
  • Специалист в области психологии Хайнц Хартманн описал копинг-стратегии как один из способов выражения ядра личности (эго). Ученый описал постепенное развитие механизма в течение жизни. Согласно его теории, человек с первых лет жизни начинает преодолевать определенные трудности, «подпитывающие» условные рефлексы психологической защиты. К моменту взросления формируется устойчивый тип адаптации к негативным воздействиям.

Современное развитие копинг-стратегии в сфере психотерапии во многом связано с работами перечисленных выше ученых.

Проблемно-ориентированный копинг

Есть и другие стратегии совладания со стрессом, разные типы стратегий такого поведения, которые в зарубежной науке называются словом coping (перевод данного термина был рассмотрен выше). Следующие стратегии направлены не на совладание с эмоциями, а на работу с проблемой. Человек может использовать одну или несколько из нижеперечисленных:

  • Конфронтация – это активная деятельность, которая направлена на преобразование конфликтной ситуации. Обычно данную стратегию предпочитают те люди, которые склонны к импульсивному поведению, враждебности, конфликтные личности.
  • Самоконтроль – это сдерживание и последующее подавление эмоций. Как правило, данная стратегия используется теми людьми, которые стремятся скрывать от окружающих переживаемые эмоции.
  • Поиски социальной поддержки. Человек, использующий данный способ копинга, стремится привлечь внешние ресурсы, ищет тез людей, которые могут посочувствовать ему или же поддержать.
  • Избегание. Человек стремится избегать имеющихся проблем. Не всегда это переключение внимания – слабые личности, не желающие признавать объективной реальности, уходят в алкоголизм, наркоманию, игроманию и прочие зависимости. Такой тип копинга считается деструктивным.

Виды копинг-стратегий

Классификация копинг-стратегий выглядит так:

  1. Адаптивные. Это активный поиск возможного решения проблемы, включающий в себя взаимодействие с другими людьми.
  2. Неадаптивные. Сбегание от трудностей. В психологии это попытки уйти от реальности, агрессия, покорность.
  3. Частично адаптивные. Человек избегает проблему, придумывая для этого какой-то предлог.

В зависимости от цели, стратегии также делятся на 3 вида:

  • направлены на сохранение психического и эмоционального равновесия;
  • меняют внутренний мир, отношение к ситуации;
  • преобразовываются и человека, и проблему.

Стоит отметить, что оптимизм и позитивное мышление — это не копинг-стратегии. Это качества, присущие той или иной личности. Стратегии представляют собой комплекс мер, план действий на тот или иной случай. Вышеописанные качества помогают реализовывать эти планы на практике.

Существует еще несколько видов копинг-стратегий. По направленности они бывают:

определяющими степень важности случившегося для конкретного человека;
сконцентрированными на борьбе со стрессом;
сосредоточенными на сохранении нормального состояния психического и эмоционального здоровья.

По успешности:

  • с применением конструктивных копинг-стратегий;
  • с использованием деструктивных стратегий.

По стилю:

концентрация на проблеме (поведенческие);
сосредоточенность на избегании проблемы (когнитивные);
внимание направлено на эмоции (эмоциональные).

По тому, как человек контролирует ситуацию:

  • составление плана действий;
  • асоциальные поступки;
  • косвенные действия;
  • активные действия.

По типу ситуации:

  • самоконтроль;
  • проявление агрессии при попытке изменить ситуацию;
  • использование помощи со стороны;
  • избегание ситуации или уход от реальности;
  • взгляд с другой стороны;
  • составление плана по решению проблемы.

По открытости:

  • решение проблемы мысленно;
  • исправление ситуации с помощью активных действий.

3 самые большие группы копинг-стратегий (адаптивные, неадаптивные и комбинированные) делятся на подвиды в зависимости от стиля.

Адаптивные:

  1. Поведенческие: активные действия человека по устранению проблемы. Он действует либо сам, либо с помощью окружающих.
  2. Когнитивные: происходит анализ сложившейся ситуации. При этом индивид сохраняет на должном уровне свою самооценку, развивает самообладание, становится увереннее в себе.
  3. Эмоциональные: протест, оптимистический взгляд на происходящее вокруг.

Неадаптивные:

  1. Поведенческие: попытка уйти от реальности, уединение, избегание трудностей в мыслях, отказ от решения проблемы.
  2. Когнитивные: отсутствие веры в свои способности, растерянность, смирение, недооценка серьезности проблемы.
  3. Эмоциональные: внушение чувства вины себе или окружающим, подавление чувств и эмоций, безнадежность, покорность обстоятельствам.

Относительно адаптивные:

  1. Поведенческие: попытки хотя бы временно отстраниться от проблемы с помощью увлечений, прогулок, алкоголя и т.д.
  2. Когнитивные: сравнение случившегося с ситуациями, которые произошли у других людей. Сознательное превращение проблемы в то, с чем будет легче справиться. Например, можно посчитать ее испытание, преодоление которого поможет измениться в лучшую сторону.
  3. Эмоциональные: желание возложить ответственность за решение проблемы на другого человека, устранение эмоционального напряжения.

То, какие копинг-стратегии человек использует для борьбы со стрессом, легко выяснить, зная тип его личности.

Относительно адаптивные поведенческие копинг-стратегии встречаются довольно часто. Вспомните, как много людей «заливают» проблемы алкоголем. Знаю молодого человека, назовем его Александром. Пока он отсутствовал дома из-за работы, его жена изменила ему и не один раз. Узнав об этом, он ушел от нее. Но там осталась маленькая дочь, которую Александр очень любил. Чувства к жене тоже еще остались. Не в силах справиться с ними и с негативными эмоциями, он начал выпивать каждый день.

Также у меня есть подруга, который приходится справляться с множеством проблем. У нее маленький ребенок, сложные отношения в семье, задержки зарплаты и многое другое. Так вот, пытаясь уменьшить проявления стресса, она занимается творчеством: рисует, плетет различные изделия из бумаги. И знаете, это действительно помогает.

Копинг стратегии что такое

Определение копинг стратегии пришло в Россию с Англии. В переводе оно означает совладание, контроль, преодоление. Копинг это в психологии поиск кратких путей разрешения стрессовой ситуации. Он включает в себя и поведенческие нормы, и когнитивные, и эмоциональные.

Термин копинг-стратегия появился в 60-х годах прошлого столетия. Впервые его применила психолог Л. Мерфи только по отношению к детским проблемам. Через несколько лет данным термином воспользовался Р. Лазарус при написании труда «Стресс и методы его преодоления». В своей книге он применял это понятие к психологии стресса взрослых людей.

Теория, структура и суть копинг-стратегии

Основополагающим понятием данного термина выступает стресс. В теоретической психологии он рассматривается как ситуация, приносящая дискомфорт конкретной личности. Эта же личность определяет для себя уровень дискомфорта. Копинг-стратегия – это реакция личности на уровень дискомфорта, оценивание своего внутреннего потенциала при решении стрессовых ситуаций, поиск дополнительных ресурсов и возможность направить их в правильное русло.

Данное понятие описывает реакции не только на глобальные проблемы, но и на каждодневные неблагоприятные моменты, происходящие в обыденной жизни. Суть копинг-поведения заключается в объединении мыслей и действий, которые направлены на преодоление дискомфортного состояния.

Поведенческие реакции делятся на произвольные и непроизвольные. Произвольные реакции – это обдуманный план действий, которому следует индивид, а непроизвольные – импульсивные решения, в основе которых заложен темперамент или другие особенности характера человека. Непроизвольные реакции неподвластны самоконтролю.


Суть копинга заключается в умении совладать с ситуацией

Определение копинга[править]

Впервые термин появился в психологической литературе в 1962 году; Л. Мэрфи применил его, изучая, каким образом дети преодолевают кризисы развития . Четыре года спустя, в году Р. Лазарус в своей книге «Psychological Stress and Coping Process» («Психологический стресс и процесс совладания с ним») обратился к копингу для описания осознанных стратегий совладания со стрессом и с другими порождающими тревогу событиями .

Более точно копинг-поведение определяется так: копинг — это «непрерывно меняющиеся когнитивные и поведенческие попытки справиться со специфическими внешними и/или внутренними требованиями, которые оцениваются как чрезмерные или превышающие ресурсы человека» . Авторы подчеркивают, что копинг — это процесс, который все время изменяется, поскольку личность и среда образуют неразрывную, динамическую взаимосвязь и оказывают друг на друга взаимное влияние (там же).

Как показано Лазарусом , утверждается, что стресс — это дискомфорт, испытываемый, когда отсутствует равновесие между индивидуальным восприятием запросов среды и ресурсов, доступных для взаимодействия с этими запросами. Именно индивид оценивает ситуацию как стрессовую или нет. По Лазарусу и Фолкману, индивиды оценивают для себя величину потенциального стрессора, сопоставляя запросы среды с собственной оценкой ресурсов, которыми они владеют, чтобы справиться с этими самыми запросами .

Co временем понятие «копинг» стало включать в себя реакцию не только на «чрезмерные или превышающие ресурсы человека требования», но и на каждодневные стрессовые ситуации. Содержание копинга при этом осталось тем же: копинг — это то, что делает человек, чтобы справиться со стрессом: он объединяет когнитивные, эмоциональные и поведенческие стратегии, которые используются, чтобы справиться с запросами обыденной жизни. Мысли, чувства и действия образуют копинг-стратегии, которые используются в различной степени в определенных обстоятельствах . Таким образом, копинг — это «поведенческие и когнитивные усилия, применяемые индивидами, чтобы справиться со взаимоотношениями человек-среда» .

При этом подчеркивается, что реакции индивида на стрессовую ситуацию могут быть как произвольными, так и непроизвольными. Непроизвольные реакции — это те, что основаны на индивидуальных различиях в темпераменте, а также те, что приобретены в результате повторения и больше не требуют сознательного контроля .

Психологи, занимающиеся проблематикой копинг-поведения, придерживаются разных точек зрения на эффективность стратегий совладания. Если во многих теориях учитывается, что копинг-стратегии по своей сути могут быть как продуктивными, функциональными, так и непродуктивными, дисфункциональными , то существуют авторы, с точки зрения которых неотъемлемой характеристикой копинг-поведения является его полезность ; они определяют совладание как «адаптивные действия, целенаправленные и потенциально осознанные» .

Альтернативная точка зрения состоит в том, что копинг не всегда является продуктивным; его эффективность зависит от двух факторов: ответной реакции и контекста, в котором этот копинг реализуется .

Исследователи копинг-стратегий в попытках систематизировать и создать стройную классификацию выделяют несколько уровней обобщенности того, что предпринимает индивид, чтобы справиться со стрессом: это копинговые действия, копинг-стратегии и копинговые стили. Копинговые действия (то, что индивид чувствует, думает или делает) часто группируются в копинг-стратегии, стратегии, в свою очередь, группируются в копинговые стили (например, группу стратегий, которая представляет собой концептуально похожие действия). Например, таким стилем может быть «Обращение к другим». Иногда термины копинговые действия и копинг-стратегия используются как взаимозаменяемые, в то время как копинговые стили в общем относятся к действиям или стратегиям, которые последовательно используются индивидом, чтобы справиться со стрессом. Другие похожие термины — это копинговые тактики и копинговые ресурсы .

Бизнес и финансы

БанкиБогатство и благосостояниеКоррупция(Преступность)МаркетингМенеджментИнвестицииЦенные бумагиУправлениеОткрытые акционерные обществаПроектыДокументыЦенные бумаги — контрольЦенные бумаги — оценкиОблигацииДолгиВалютаНедвижимость(Аренда)ПрофессииРаботаТорговляУслугиФинансыСтрахованиеБюджетФинансовые услугиКредитыКомпанииГосударственные предприятияЭкономикаМакроэкономикаМикроэкономикаНалогиАудитМеталлургияНефтьСельское хозяйствоЭнергетикаАрхитектураИнтерьерПолы и перекрытияПроцесс строительстваСтроительные материалыТеплоизоляцияЭкстерьерОрганизация и управление производством

Два способа справляться с тревогой

Фрейд указывал, что существует два основных способа справиться с тревогой. Первый, более здоровый способ, он рассматривал как взаимодействие с провоцирующим тревогу явлением: это может включать преодоление препятствия, осознание мотивов своего поведения и многое другое. Второй, менее надежный и более пассивный способ — это способ преодоления тревоги путем бессознательной деформации реальности (она может быть внешней и внутренней), то есть способ формирования своего рода защитного механизма. В современной психологии эта идея приобрела новое звучание в виде разделения понятий защитных стратегий и стратегий совладания со стрессом и другими провоцирующими тревогу событиями. Копинг-стратегии могут быть разными, но они всегда обдуманны, рациональны и направлены на источник тревоги (например, студент, испытывающий тревогу перед конкретным экзаменом, может выбрать различные стратегии для подготовки к нему и успешной сдачи). Защитные стратегии, с другой стороны, являются бессознательным, иррациональным поведением.

Р. Лазарус выделил два глобальных типа стрессовых реакций: проблемно-ориентированные и предметно-ориентированные. Первый связан с рациональным анализом проблемы, с построением плана решения сложной ситуации и выражается в самостоятельном анализе произошедшего, в обращении за помощью к другим, в поиске дополнительной информации. Вторая касается эмоциональной реакции на ситуацию, она не сопровождается конкретными действиями, поскольку человек старается вообще не думать о проблеме, забыть о ней во время сна, отвлечься от негативных эмоций выпивкой или едой, вовлечь в свои переживания других.

Р. Р.М. Грановская и И.М. Никольская (2001) обнаружили, что взрослые чаще всего используют следующие способы справиться с внутренним напряжением : взаимодействие с продуктами человеческого творчества (чтение книг, прослушивание музыки, посещение музеев) или рисование, сочинение стихов, пение, т.е. творчески выразить себя; искать поддержку у друзей и знакомых; погрузиться в работу; сменить вид деятельности с умственной на физическую (спорт, прогулки, водные процедуры) или применить так называемые техники «за-» (есть, спать, влюбляться, веселиться, танцевать); осмыслить возникшую ситуацию.

У детей и подростков стратегии преодоления различаются. Наиболее типичными являются следующие: оставаться одному, одному; обнимать, обниматься, ласкать; плакать, грустить; ругаться, спорить; молиться; просить прощения, говорить правду; разговаривать с самим собой; думать об этом; пытаться забыть; пытаться расслабиться, оставаться спокойным; смотреть телевизор, слушать музыку.

Современные авторы оценивают копинг-стратегии с точки зрения их эффективности или неэффективности, используя в качестве критерия эффективности снижение чувства уязвимости к стрессу.

Например, есть доказательства того, что проблемно-ориентированные копинг-реакции (например, попытки изменить что-то в стрессовых отношениях с другим человеком или между другими людьми в социальном окружении) связаны с более низким уровнем негативных эмоций в стрессовых ситуациях, которые воспринимаются как контролируемые. Более того, использование проблемно-ориентированных стратегий преодоления негативно связано с поведенческими и социальными проблемами. В связи с этим было показано, что дети и подростки, которые используют меньше проблемно-ориентированных стратегий преодоления, имеют больше проблем с адаптацией. Напротив, частое использование эмоционально-ориентированного копинга связано с более серьезными поведенческими проблемами и большим количеством симптомов тревоги и депрессии.

Копинг-стратегия разрешения проблем

Одной из наиболее важных стратегий преодоления является стратегия решения проблем — набор навыков для эффективного решения проблемных повседневных ситуаций. Решение социальных проблем рассматривается как когнитивно-поведенческий процесс, в ходе которого человек обнаруживает эффективные стратегии преодоления проблемных ситуаций, возникающих в повседневной жизни.

Копинг-стратегия поиска социальной поддержки является одним из самых мощных ресурсов преодоления. Социальная поддержка, смягчая воздействие стрессовых факторов на организм, тем самым сохраняет здоровье и благополучие человека. Социальная поддержка может иметь не только положительный, но и отрицательный эффект, причем последний связан с чрезмерной и неуместной поддержкой, которая может привести к потере контроля и беспомощности

Таким образом, знание субъективной оценки адекватности получаемой социальной поддержки очень важно для определения психологического состояния человека

Следующая стратегия преодоления — это стратегия избегания. Она становится одной из ведущих поведенческих стратегий в формировании аддиктивного поведения.

Существует тенденция избегать эмоционального напряжения в стрессовой ситуации путем снижения. С другой стороны, стратегия избегания копинга — это поведенческий механизм, основанный на неразвитой системе личностно опосредованных копинг-ресурсов и активных копинг-стратегий. Это стратегия, направленная на преодоление стресса и способствующая его снижению, но обеспечивающая функционирование и развитие человека на более низком уровне функционирования.

Основное различие между защитными автоматизмами и копинг-стратегиями заключается в бессознательной активации первых и сознательном, целенаправленном использовании вторых. Другие авторы считают, что связь между копинг-поведением и защитными автоматизмами более сложная. Копинг-стратегии рассматриваются не только как сознательные варианты бессознательных защитных механизмов, но и как общее, более широкое понятие, включающее в себя как бессознательные, так и сознательные техники защиты. В рамках этого второго подхода автоматизмы психологической защиты функционируют лишь как один из возможных способов реализации копинг-поведения. Таким образом, проекция и замещение могут быть интерпретированы как часть конфронтационной стратегии преодоления, а изоляция и отрицание — как часть стратегии дистанцирования.

Таким образом, каждая из поведенческих, эмоциональных и интеллектуальных копинг-стратегий может быть основана на нескольких различных защитных интрапсихических механизмах. Например, если человек намеренно игнорирует неприятную ситуацию или даже шутит над ней, это может быть основано отчасти на отрицании, а отчасти на рационализации. Когда происходит сознательный уход, бессознательно включаются защитные механизмы замещения и/или сублимации. Следовательно, полезно рассматривать термин «копинг» как более широкий по содержанию, чем термин «защитный механизм».

Копинг-стратегии или сознательно сформулированные механизмы преодоления успешно используются при соблюдении трех условий: достаточной осведомленности о возникших трудностях; знания о возможностях эффективного преодоления в конкретном типе ситуации; способности применять их на практике в нужное время .

Структура и суть копинг-стратегии

На протяжении всей жизни мы применяем на практике разные механизмы, которые позволяют нам адаптироваться к вызовам, которые перед нами ставятся.

Что такое копинг-стратегия? Это не более чем корректировка, что мы делаем в нашей личности, схема, которую мы узнали, в основном в детстве, и что мы активируем, когда мы сталкиваемся со стрессовыми или расстраивать ситуации.

С течением времени эти стратегии интегрируются в наше «я» и могут породить определенные особенности личности, которые будут определять аффективные отношения этого человека. Поэтому вполне вероятно, что когда вам придется столкнуться с проблемой в сфере межличностных отношений, вы будете реагировать холодно и отстраненно, отталкивая даже тех, кто хочет вам помочь.

Таким образом, то, что было стратегией совладания с проблемой, простым механизмом защиты себя в период жизни, когда мы чувствовали себя особенно слабыми и беззащитными, может стать устойчивой характеристикой, определяющей наши отношения с другими людьми или даже оценка, которую мы делаем о себе.

Копинг-ресурсы

Существуют индивидуальные ресурсы для преодоления стрессов. Напряженность можно контролировать, либо напрямую изменяя исходную физиологическую активацию и ее поддержание, либо изменяя воздействие, которое на них оказывают мысли, ситуации или поведение.

В первом случае, потому что собственная активация организма контролируется непосредственно, во втором, потому что агенты, провоцирующие его появление, уменьшаются.

Многие из упомянутых ниже техник были разработаны для лечения различных поведенческих проблем, хотя они полезны на превентивном уровне, чтобы повысить способность человека к адаптации.

Техники можно разделить на:

  1. Генерал

У них есть цель увеличить у человека ряд личных ресурсов общего характера, чтобы справиться со стрессом.

  1. Познавательный 

Его цель – изменить способ видения ситуации (восприятие, интерпретацию и оценку проблемы и собственных ресурсов).

  1. Физиологический

Они направлены на снижение физиологического возбуждения и последующего эмоционального и физического дискомфорта.

  1. Поведенческий  

Их цель — способствовать адаптивному поведению, предоставляя человеку ряд поведенческих стратегий, которые помогают ему справиться с проблемой.

Применение большинства описанных методик требует от профессионального психолога определения наиболее подходящих для каждой ситуации или конкретного случая, а также обеспечения их правильного применения и выполнения.

Копинг – это такой же механизм, как и психологическая защита, которая может представляться в различных видах:

Откуда появился термин

Доктор Ричард Лазарус Копинговые стратегии — это все то, что помогает человеку преодолеть стрессовое напряжение. Стрессовая ситуация характеризуется тревогой, сложностью, неопределенностью. Стратегии копинга дают возможность справиться с тяжелой проблемой. Стратегия может быть эмоциональная или поведенческая. В русской психологической школе используют понятие «переживание» или совладающее поведение. Суть совладания в том, чтобы человек смог преодолевать жизненные трудности или уменьшал их влияние на организм.

Термин появился в психологии в начале шестидесятых годов прошлого века. Его применил Л. Мерфи, он обозначил им преодоление детских кризисов развития. Спустя несколько лет когнитивный психолог Ричард Лазарус в своей книге описал стратегии совладания со стрессовыми факторами.

https://youtube.com/watch?v=CWL0_lY0j5w

Литература

на русском языке

  • Ашанина Е.Н. Психология копинг поведения сотрудников Государственной противопожарной службы МЧС России: диссертация на соискание ученой степени доктора психологически наук – Санкт-Петербург 2011. — 340 с.
  • Одинцова М. А. Механизмы психологической защиты подростков с установкой «жертва» // Вестник практической психологии образования. — 2008 — № 3. — с. 67 — 70.
  • Одинцова М. А. Семенова Е. М. Преодолевающие стратегии поведения белорусов и россиян // Культурно-историческая психология. 2011. № 3. — С. 75 — 81
  • Одинцова М. А. Преодолевающее поведение лиц, объединенных схожим травматическим опытом // Известия Саратовского университета. Новая серия: Философия. Психология. Педагогика. 2015. Т.15. № 1. С. 104—110
  • Одинцова М. А. Психология жизнестойкости. М.: Флинта. 2015.
  • Семичев С. Б. Теория кризисов и психопрофилактика. — Труды / Ленингр. науч-исслед. психоневрологического ин-та им. В. М. Бехтерева, т. 63. Неврозы и пограничные состояния. Л., 1972, с.96-99.

на других языках

  • Ayers T.S., Sandier I.N., West S.G., & Roosa M.W. (1996). A dispositional and situational assessment of children’s coping: Testing alternative models of coping // Journal of Personality (англ.)русск., 64, 923—958.
  • Carpenter B.N. (1992). Issues and advances in coping research // Personal coping: Theory, research and application. Westport: Praeger. P.1-13.
  • Causey D.L., & Dubow, E.F. (1993). Negotiating the transition to junior high school: The contributions of coping strategies and perceptions of the school environment. // Prevention in Human Services, 10, 59-81.
  • Compas B.E., Forsythe, C.J., & Wagner, B.M. (1988). Consistency and variability in causal attributions and coping with stress // Cognitive therapy and research. 12, 305—320.
  • Compas, B.E., Malcarne, V.L., & Fondacaro, K.M. (1988). Coping with stressful events in older children and young adolescents // Journal of Consulting and Clinical Psychology (англ.)русск., 563, 405—411.
  • Compas, B. E., Banez, G. A., Malcarne, V., & Worsham, N. (1991). Perceived control and coping with stress: A developmental perspective // Journal of Social Issues (англ.)русск., 47, 23-34.
  • Compas, B.E., Ey, S., Worsham, N.L., Howell, D.C. (1996). When mom or dad has cancer: II Coping, cognitive appraisals, and psychological distress in children of cancer patients // Child Development (англ.)русск., 15, 167—175.
  • Compas. B.E., Malcarne., V.L., & Fondacaro, K.M. (1988). Coping with stressful events in older children and adolescents. // Journal of Consulting and Clinical Psychology (англ.)русск., 56 (3), 405—411.
  • Ebata, A., & Moos, T. (1991). Coping and adjustment in distressed and healthy adolescents // Journal of Applied Developmental Psychology (англ.)русск., 12, 33-54.
  • Frydenberg E. (1997). Adolescent Coping: Theoretical and Research Perspectives. London: Routledge.
  • Herman-Stahl, M.A., Stemmler, M., & Petersen, A.C. (1995). Approach and avoidant coping: Implications for adolescent mental health // Journal of Youth and Adolescence (англ.)русск., 24, 649—655.
  • Lazarus, R.S., & Folkman, S. (1984). Stress, appraisal and coping. New York, Springer.
  • Maddi S. (2002). 8-th International Conference on Motivation. Abstracts. Moscow, 2002.
  • Parsons, A., Frydenberg, E., and Poole, C. (1996). Overachievement and coping strategies in adolescent males // British Journal of Educational Psychology (англ.)русск., 66, 109-14.
  • Schwarzer R. & Scholz U. (2000). Cross-cultural assessment of coping resources: the general perceived self-efficacy scale. Paper presented at the Asian Congress of Health Psychology 2000: Health Psychology and Culture, Tokyo, Japan, August 28-29.
  • Seiffge-Krenke, I. (1998). Social skill and coping style as risk and protective factors // In I. Seiffge-Krenke, I. (Ed.), Adolescents’ health: a developmental perspective (pp. 1250150). Mahwah, NJ: Lawrence Erlbaum Associates.
  • Seligman, M.E. (1992). Learned Optimism. NSW: Random House Australia.
  • Seligman, M.E. (1995). The Optimistic Child. NSW: Random House Australia.
  • Solcova, I., and Tomanek, P.. (1994). Daily stress coping strategies: An effect of Hardiness // Studia Psychologica, 1994, v36 (n5), 390—392.
  • Wethington E., Kessler R.C. (1991). Situations and processes of coping // The social context of coping. New York: Plenum Press, P. 13-29.
  • Williams, Paula G., Wiebe, Deborah J., and Smith, Timothy W. (1992). Coping processes as mediators of the relationship between Hardiness and health // Journal of Behavioral Medicine (англ.)русск., Jun, v15 (n3) :237-255.

Уважаемые коллеги и партнеры!

Наш центр — это прежде всего команда настоящих профессионалов, умело внедряющих инновационные технологии работы в учреждения социальной защиты населения Краснодарского края. Мы предлагаем актуальные темы обучающих мероприятий, на которых специалисты не только овладевают новыми знаниями, необходимыми для успешной профессиональной деятельности, но и обмениваются опытом работы, расширяют круг общения. Оказавшись в стенах «Краевого методического центра», специалисты становятся частью большого профессионального сообщества – социальных работников. В результате у них появляется понимание значимости их работы, усиливается мотивация к ней, раскрывается скрытый потенциал каждого. Общение с опытными преподавателями и коллегами исключает синдром профессионального выгорания и дает импульс к позитивным изменениям в профессиональной деятельности специалистов. Основной принцип нашей работы — ориентация на потребности клиента. Ежегодно расширяется круг обучающих мероприятий и актуализируется их содержание. Успешный опыт взаимодействия с различными органами и учреждениями позволил завоевать хорошую репутацию и доверие среди них. Надеемся на дальнейшее сотрудничество и сохранение сложившихся деловых и дружеских отношений.

С наилучшими пожеланиями, Наталия Ивановна Дудий, руководитель ГКУ КК «Краевой методический центр»

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
STELLA-CLOTHES
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: