Анимизм: происхождение религий?

Ранние теории

Сэр Эдвард Тэйлор опубликовал книгу под названием «Первобытная культура» в 1871 году, в которой описан предполагаемый переход религии от анимизма к политеизму, а позже – монотеизму. Тэйлор оценивал культуру по стандартам Европы 19-го века и поэтому рассматривал анимизм как ошибочную религиозную систему.

Тэйлор предполагал, что примитивная система верований со временем развивалась и становилась более сложной. Учение дополнялось обрядами, призванными повлиять на божеств и демонов. Некоторые ученые полагают, что Тэйлор, возможно, был слишком оторван от культур с анимистическими убеждениями и не понимал, насколько фундаментальны их религиозные взгляды и насколько они связаны с повседневной борьбой за выживание.

Металл, в котором заключена душа

Дискуссия об анимизме и примитивных обществах была распространена во времена Тэйлора и привела к появлению новых религиозных теорий, таких как тотемизм. Концепция тотемизма первоначально была определена как вера в животное, представляющее дух-хранитель человека. Некоторые ученые полагали, что вера в магию и сверхъестественное предшествовала развитию религии.

Происхождение анимизма

Историки верят, что анимизм неотъемлем от духовной природы человека и что он проявлялся ещё у человекоподобных обезьян в эпоху палеолита.

Духовную природу человека пытались определить и философы, и религиозные деятели.

Около 400 г. до н. э. древнегреческий философ и математик Пифагор говорил о связи между душой каждого человека и божественной душой. Он верил, что у людей и неодушевлённых объектов есть общая душа.

Считается, что Пифагор почерпнул эти идеи у древних египтян. У тех глубокое почитание жизни в природных явлениях, а также персонификация смерти и идея о смерти как новом начале говорили о твёрдой идее анимизма.

Древнегреческий философ Аристотель в своём сочинении «О душе» (350 г. до н. э.) определил живые вещи как те, у которых есть душа.

Идея anima mundi или природной души мира была придумана этими древнегреческими учёными. Согласно ей у Вселенной есть душа, которая присутствует во всех предметах и живых организмах.

Поэтому они все взаимосвязаны, точно также как душа и тело человека. И Вселенная управляется духовными законами, а не законами механики.

Идея души мира была предметом изучения многих философов и учёных вплоть до 19 века, пока она не была чётко определена. И хотя многие философы пытались обозначить связь между миром природы и сверхъестественным миром, термин «анимизм», как мы его понимаем сейчас, возник лишь в 1871 г.

Английский культуролог Эдуард Бернетт Тайлор (1832–1917) использовал его в своей книге «Первобытная культура» для определения древних религиозных практик.

Английский культуролог Эдуард Бернетт Тайлор

Теория возникновения религий Тайлора

Первоначально термин “анимизм” ввел в науку и использовал в первой половине XVIII века немецкий врач и химик Георг Эрнст Шталь. В своей работе он характеризовал анимизм как верование о душе, как основе всего сущего, без которой никакие жизненные процессы невозможны.

Он считал, что анимизм является ранней формой религии, то есть стадией развития религии, присущей первобытно-племенным общинам.

Одновременно он работал над отслеживанием эволюции анимистической системы уже в религиях народов, обладающих высокой культурой.

Основным в теории Тайлора являлась идея, гласящая, что все ныне существующие религии, от наиболее примитивных и до высокоразвитых мировых религий, в своей основе имеют воззрения анимистические, потому он называл анимизм «религиозным минимумом».

Полученная в процессе исследований информация дала толчок для развития доанимистических течений, последователи которых полагают, что у анимизма есть предшественники, например:

  • магия (теория британского религиоведа, антрополога, культуролога Дже́ймса Джо́рджа Фрэ́зера)
  • аниматизм (теория российского этнографа Льва Яковлевича Штернберга и английского антрополога и религиоведа Роберта Рэйналфа Маретты)
  • дологический мистицизм, характерный для первобытных культур (теория философа и этнолога Люсьена Леви-Брюля).

Многодушие

Уже узнав, что анимизм — это верования в духов, стоит также сказать, что некие племена верили еще и в то, что у человека может быть несколько душ, которые имеют разные предназначения и обитают в различных частях тела: в макушке, ногах или руках. Что касается жизнеспособности этих душ, то она могла быть разнообразной. Некоторые из них могли оставаться в могиле с умершим человеком, другие отправлялись в загробный мир для дальнейшего там проживания. А некоторые просто переселялись в ребенка, чтобы его одушевить. Примером могут служить якуты, которые веруют в то, что у мужчины есть восемь душ, а у женщины — семь. В некоторых верованиях родители при рождении ребенка отдавали ему часть своей души, что опять же может сказать о многодушии.

Анимизм как религия

В страхе перед мощными и непонятными явлениями природы, древние люди начали обожествлять их. Анимизм — это вера в существование души и духов, которые пронизывают все, что есть в мире. Молнии и гром, солнце и луна, дождь, снег и град – человек, настолько маленький и беззащитный перед стихиями, начинает задабривать сильных духов и приносить им жертвы пытаясь умилостивить.

Наблюдая за рождением и смертью, человек предположил, что во время рождения ребенка в него входит душа, а во время смерти она покидает тело вместе с дыханием. Древние верили, что дух покойного остается существовать в бесплотной оболочке и не покидает род соплеменников. Культ поминовения и почести душ преследовал цель сделать дух соплеменника защитником и покровителем от злых потусторонних сил.

Анимизм в мифах Древней Греции помогает историкам изучить мышление людей того периода. Яркие образы богов, сформировавшиеся со временем из понимания характера и функций, которые несут природные явления:

  1. Зевс – управляет громом и молниями, проливается на землю дождем.
  2. Гея (земля) – рождает огромных каменных великанов (землетрясения, камнепады).
  3. Аид (Танатос) – властелин подземного царства, забирающий души.

Основные догмы и верования

Как упоминалось в предыдущем пункте, основным принципом анимизма является вера в то, что существует жизненная энергия, которая составляет сущность и природу всех живых существ. Эта сущность также играет фундаментальную роль в связи между миром живых и мертвых.

В принципах анимизма его последователи или сторонники твердо придерживались существования ряда божеств, с которыми они могли взаимодействовать. Однако с течением времени новые приспособления анимизма стали рассматривать эти отдельные элементы как формы проявления единого Бога, практически недостижимые для остальных смертных.

Основные убеждения анимизма можно указать в следующих пунктах:

  • Признание существования большое количество духов и божеств .
  • Можно напрямую взаимодействовать с этими духами.
  • Это взаимодействие осуществляется через подношения или жертвы .
  • Также возможно взаимодействовать через посредство священных людей как шаманов или колдунов.
  • Душа наших предков сохраняется после смерти .
  • Душа может покинуть наше тело в определенных состояниях транса или после смерти.
  • Существование духовных существ, населяющих душу или человеческий дух.

Современная точка зрения

В 1960 году антрополог А. Ирвинг Хэллоуэлл опубликовал свое эссе «Онтология, поведение и мировоззрение оджибве» (оджибве – индейский народ, ныне расселённый в резервациях США – прим. ред) . Автор провозгласил, что оджибве в Северной Америке приписывают такие качества человека, как чувствительность, умение общаться и личный выбор, таким вещам, как погода, кухонная посуда, камни и т. д.

Антрополог Нурит Берд-Дэвид находилась под влиянием работы Хэллоуэлла. В 1999 году она опубликовала статью, основанную на предпосылке Хэллоуэлла, и добавила, что, возможно, душа человека не жесткая и не привязана к конкретному индивиду. Автор далее утверждает, что душа определяется ее отношениями с ближними и с окружающей средой.

В 2005 году антрополог Грэм Харви опубликовал свою книгу «Анимизм: уважение к живому миру» и высказал оригинальное мнение, что не все люди являются людьми. Он также определил анимизм с точки зрения отношений между вещами.

Отличие от анимизма

Говоря о том, что такое анимизм и чем он отличается от тотемизма, следует отметить, что в первом случае существовало множество духов, каждый из которых отвечал за свое явление природы или стихию. А свойствами тотема наделялось одно конкретное животное или растение. В отдельных племенах, например, у индейцев, оба верования переплелись: многие племена имеют собственные тотемы, при этом верят в существование духов природы.

В проторелигиях можно отметить и общее – если религия анимизм предполагала проведение обрядов для задабривания духов (как природных, так и предков), то тотемизм подразумевал задабривание тотемных существ.

Обозначение понятия

Начинать разбираться в любой теме необходимо с обозначения ее понятий. Ведь часто бывает достаточно просто узнать значение главного слова, чтобы понять, о чем будет идти речь. Так, в данном варианте подобным термином является такое понятие, как «анимизм». В переводе с латинского языка оно звучит как «animus», что означает «дух, душа». Теперь можно сделать несложный вывод, что анимизм — это вера в различные нематериальные существа, такие как духи или души, которые могут находиться в самых разнообразных вещах, явлениях или предметах, согласно нюансам верований определенных племен или обществ.

Анимизм — интересные факты

Анимизм — вера в духов и сущностей, как древняя религия оставила огромный культурный след в истории человечества. Возникшие древние мифы Скандинавии, Греции, Египта – это мировая копилка знаний мирового человеческого наследия. Анимизм, выросший из примитивных представлений человека о душе, перетек в более совершенные формы верований, но в некоторых своих аспектах сохранился и по сей день в языческих праздниках.

Интересные факты, связанные с анимизмом:

  1. Великий математик Пифагор — первый вегетарианец, запрещал есть ученикам животных, в силу наличия у них души точно такой же, как у человека.
  2. Маленький ребенок в своих ранних анимистических представлениях, думает что когда он идет, луна «бежит» за ним вдогонку.
  3. Коряки (коренной народ Камчатки) убив на охоте волка или медведя, надевают шкуру на одного из охотника, вокруг него водят пляс и поют песню, в которой уверяют, что они не виноваты в смерти животного, а вина в этом «какого-то русского». Цель обряда – переадресовать гнев души убитого зверя.
  4. Народы острова Фиджи верят, что души сломанных орудий труда (топоры, ножи) отлетают к богам для дальнейшего служения.

Зарождение религии

Наверное, никогда не удастся выяснить, что именно стало причиной возникновения в первобытном сознании стремления верить в существование высших – божественных сил. Вероятнее всего, сталкиваясь с могучими силами природы – грозами, снегопадами, ураганами, ливнями – и будучи не в силах объяснить их природу, наши далекие предки стали считать, что каждым явлением управляет собственный дух. Так, есть дух ветра, дух солнца, дух земли и так далее. Чтобы задобрить этих невидимых, но всесильных существ, люди стали совершать различные ритуалы, приносить им жертвы. Именно так и появились первые религиозные представления.

Духи пока не имели какого-либо материального воплощения. Позднее, когда человек научится строить города и займется земледелием, скотоводством, ремеслами, его зависимости от сил природы снизится. Поэтому и боги, пришедшие на смену духам, приобретут человеческий облик.

Итак, первые религиозные верования – анимизм, тотемизм, фетишизм – появились еще в эпоху первобытнообщинного строя, когда люди занимались охотой и собирательством, жили в пещерах или примитивных землянках, уже создавали себе примитивное оружие и орудия труда. Вероятнее всего, огня в тот период они еще не знали.

Самые древние формы религиозных верований принято называть проторелигиями, то есть примитивными, упрощенными формами религиозных представлений, свойственных нашим далеким предкам. Именно они и стали основой, благодаря которым развилось язычество, а позднее – три ведущие мировые религии.

Понятие анимизма как этнического и религиозного явления

Анимизм лежит в основе большинства арктических систем верований. Согласно анимизму, люди не единственные, кто способен на самостоятельные действия. Безобидный на вид пруд, например, так же способен подняться, чтобы убить ничего не подозревающего человека.

Еще одним фундаментальным принципом арктической религиозной жизни является концепция наделения людей множеством душ. Представление о том, что по крайней мере одна душа должна быть «свободна», чтобы покинуть человеческое тело, лежит в основе способности шамана общаться с духами.

Поскольку убийство и потребление животных обеспечивает основное пропитание циркумполярных сообществ, ритуальная забота о душах животных имеет первостепенное значение. По всему Северу широко распространены ритуалы, в которых души животных «возвращаются» своим духовным хозяевам, обеспечивая тем самым духовный цикл жизни. В то время как большинство хищных животных получают ту или иную форму ритуального внимания, существуют значительные различия в разработке этих церемоний. Одним из животных, особенно почитаемых на Севере, является медведь (как коричневый, так и черный).

Онтологии и космологии циркумполярного Севера не уникальны. Многие элементы анимистического и шаманского мировоззрения широко распространены среди охотников-собирателей повсюду. Сходство между онтологиями американских индейцев и народов Сибири также может иметь исторические основания, поскольку считается, что заселение Америки произошло через северо-восточную Азию. Недавно том, посвященный изучению сходств и различий между представлениями о нечеловеческой личности в Сибири и Амазонии, концептуально и географически расширил понятие арктического анимизма.

К ХХ веку едва ли какая-либо арктическая община еще не ощутила на себе влияние христианской миссионерской деятельности. Однако существуют значительные различия в том, когда началась эта деятельность: христианство достигло арктических районов Европы почти 1000 лет назад, в то время как коренные жители Чукотского полуострова (Россия) имели мало непосредственного опыта общения с христианством до 1990-х годов.

Вообще говоря, XVIII и XIX века знаменуют собой основные периоды религиозного обращения в Арктике. Хотя ни одна другая крупная мировая религия не оказала существенного влияния на Север, спектр христианских конфессий, представленных в Арктике, значителен. Существуют также значительные различия в том, насколько «нативизированными» стали отдельные церкви.

Хорошим примером индигенизации христианства являются события в южных частях Аляски после продажи Русской Америки Соединенным Штатам в 1867 году. Эти регионы, населенные в основном алеутами, алутийцами, эяками и тлингитами, а также некоторыми группами денайнов и юпиков, попали под русское культурное и религиозное влияние в XVIII и XIX веках. Хотя это первоначальное распространение русского православного христианства не отличается от колониальных процессов в других частях земного шара, сохранение веры после окончания колониального правления России заслуживает внимания и объяснения. Такие объяснения включают ссылки на специфику православной религии, на аналогии между религиозными концепциями коренных народов и русских, а также на политику идентичности раннего периода США на Аляске.

В конце XX и в начале XXI веков «новые» церкви по всей Арктике возобновили миссионерскую деятельность. Особым направлением миссионерской деятельности была Российская Арктика, которая рассматривалась внешними (евангельскими) церквями как своего рода религиозная терра нуллиус после 70 лет государственного атеизма.

Теории Анимизма

Развитие и понимание примитивных культур и религий произошло после того, как европейские исследователи открыли для себя Африку, Индию и Новый Свет — Америку и Австралию. Эти колонизаторы принесли с собой свою религию – христианство и использовали свои собственные стандарты и понимание религии и культуры как критерий для новых цивилизаций, с которыми они столкнулись.

По словам авторов, написавших об этом периоде, колонизаторы были в основном миссионерами. Благодаря своим личным взглядам, миссионеры помечали культуры как примитивные, если аборигены приписывали души вещам (предметам, животным) и верили, что эти «духи» способны общаться с людьми и влиять на их повседневную жизнь.

Анимистический образ жизни

Различные анимистические подкатегории связаны с первоначальным желанием человека выжить и получить конкурентные преимущества через общение с духовными существами. Чтобы выжить, людям было необходимо есть мясо животных, даже если они считали их священными.

Анимисты также выразили свое родство с растительной жизнью. Иными словами, последователи некоторых направлений анимизма старались по возможности не употреблять в пищу те или иные сорта растений.

Для европейцев в эпоху открытий цивилизация была конечной целью. Они однозначно верили в превосходство развитого общества. С их точки зрения, все, что отличалось от их идеала, было неполноценным, и его нужно было изменить. Но какое влияние европейская цивилизация оказала на «примитивные» народы?

С современным движением к гармонии с природой и духовным миром, кажется, мы возвращаемся к нашим «варварским» истокам. Но в каком случае человек действительно достиг своего идеала: в развитом обществе, которое превозносит нарциссизм и жадность, или раньше – когда он пытался жить в родстве со всеми живыми существами?

Магия первобытных людей

Древние люди считали магическим всё непонятное и необычное

Если человек встречал на своем пути какой-либо привлекший внимание объект (камешек, корешок, часть скелета животного), он мог сделать его своим фетишем. Со временем вера в фетиши крепла, и уже целое племя могло поклоняться какому-либо предмету и считать его своим покровителем

Фетиш располагали в центре племени, приносили ему дары и воздавали хвалу за помощь. Люди искренне верили, что именно фетиш им помогает и защищает от бед. Однако была и оборотная сторона фетишизма: если предмет не оправдывал ожиданий, его подвергали истязанию.

Фетишизм не исчез со временем, но обрел новую форму. Религиоведы утверждают, что вера в амулеты и обереги является современной формой фетишизма. С фетишизмом тесно связана магия в ее изначальном и современном виде. Также магия сохранила черты тотемизма и анимизма, ведь магические ритуалы являются обращением к разным силам природы или духам животных или умерших.

Со временем из общества отделилась группа людей, которая занималась только проведением магических ритуалов для племени. Первые магические ритуалы проводили шаманы, так как именно шаманизму свойственна связь с духами природы и животных. В дальнейшем магические практики расширили сферу своего применения. В современном мире магия тесно связана с древними культами проторелигий, мировыми религиями и изучением энергий.

Анимизм: примеры в древних культурах

Чтобы было понятно, приведём несколько примеров анимизма. Известно, что в славянской культуре каждому природному явлению соответствовал какой-то бог. Точнее, это явление и было проявлением того или иного божества. Так ветер считался внешним проявлением Стрибога, солнце было проявлением Ярилы (с солнцем также ассоциировались боги Хорс и Даждьбог), а главными богами считались Перун и Мать-Сыра-Земля.

Обратите внимание, какое тёплое отношение к земле. Не к небу, к которому теперь принято воздевать руки каждый раз, когда случается что-то неприятное (кстати, очень интересный вопрос: почему что-то приятное не сопровождается данным ритуалом, а считается чем-то само собой разумеющимся?), а именно к земле было такое тёплое отношение

Всё просто: для наших предков источником пищи был не супермаркет, а именно земля, которая давала всё, что нужно для жизни, поэтому и приравнивалась к матери.

И каждый раз, когда нужна была помощь той или иной стихии, славяне обращались к тому или иному богу. И знаете, что самое интересное? Физики уже говорят о том, что мысль материальна. Уже множество исследований это подтверждает. Так академик РАН А.Ф. Охатрин доказал, что мысль является сгустком энергии, способным воздействовать на реальность. К таким же выводам в своё время пришёл и доктор Тойч из США. А декан Принстонского университета Р. Дж. Джан утверждал, что мозг человека непосредственно влияет на реальность. То же самое говорил и основатель волновой генетики П. Горяев. По его словам, человек легко может мыслями менять реальность.

Это интересно

Учёный доказал существование Бога

Исследование окружающего мира рано или поздно приводит человека к вопросу о том, существует ли Бог. Если понаблюдать за окружающим миром, то можно убедиться, что наша Вселенная полностью гармонична – всегда и во всём присутствует баланс. И совершенно очевидно, что этот процесс управляется чем-то, что находится за пределами привычных понятий материального мира.

Какое это имеет отношение к анимизму? Самое прямое

Если множество людей верят в какого-то бога, то уже не так важно, есть он или нет, потому что этот бог, даже если он не существует, появляется в виде некоего сгустка энергии благодаря силе коллективного однонаправленного мышления. И если люди верили, что можно перед засевом земли поговорить с ней и попросить её дать урожай, то это срабатывало

Анимизм широко распространён и в мифологии, и можно подумать, что это просто детские сказки, но, как известно, «сказка — ложь, да в ней намёк». И наши предки именно через мифы и сказки передавали знания о мироустройстве потомкам. А о том, почему нужно читать сказки детям, можно прочитать в нашей статье.

Мольфары — загадочные люди, которые с природой на «ты»

Одним из проявлений современного анимизма являются карпатские мольфары. Мольфары были жителями Карпат, которые, как считается, обладают сверхъестественными способностями, являются знахарями, носителями древних знаний и культуры

Самое важное: они способны напрямую воздействовать на природу. Существует версия, что свою силу мольфары черпают за счёт взаимодействия с горами

Считается, что кремниевая структура гор является отличным проводником между мольфаром и энерго-информационным полем Земли. Разумеется, среди них много «ряженых» и шарлатанов, но есть и те, кто действительно вобрал в себя знания предков. Например, один из карпатских мольфаров нашего времени — Михаил Нечай. Уже в восемь лет он демонстрировал чудеса гармоничного взаимодействия с миром. Михаил Нечай был настолько сильным, что был признан даже партийным руководством СССР, которое пригласило его в 1989-м году на фестиваль «Червона рута», чтобы (цитата), «обеспечивать хорошую погоду». И это в стране, где любое проявление мистики на тот момент считалось мракобесием.

За свою жизнь карпатский мольфар Михаил Нечай вылечил множество людей от заболеваний, которые современной медициной считаются хроническими и неизлечимыми. Земной путь мольфара закончился в 2011 году, когда он был убит одним из посетителей. Свою смерть Нечай предсказывал заранее, но не видел в этом трагедии. Человеку, который знает, что путь души бесконечен, глупо бояться физической смерти.

Почему у ребенка присутствует детский анимизм?

Однако может случиться и такое, что психологическое развитие ребенка пошло не совсем в правильном направлении, начиная с определенного возраста. В этом случае анимизм дошкольников будет представлять собой следствие психического расстройства.

Родителям нужно осознать, что только от них зависит, как ребенок будет воспринимать окружающий мир. Здесь дело не только в их отношении к малышу, но и во взаимоотношениях друг с другом, в мировоззрении и словах. В детском возрасте надо с должной серьезностью отнестись к проявлениям анимизма. Ни в коем случае нельзя смеяться над тем, как ребенок одушевляет тот или иной предмет. Когда малыш верит в то, что его плюшевый мишка живой, ему очень сложно принять, что на самом деле это не так. Восприятие всего окружающего как живого — один из важнейших этапов развития психики личности.

Если родители стремятся направить развитие своего ребенка по рациональному пути и заставляют его смотреть на вещи, окружающие его, с прагматической точки зрения, то это лишит малыша возможности правильно развиваться в психической области.

В психологии встречались случаи, когда ребенок панически боялся собак, но при этом придумывал себе воображаемого щенка, чтобы таким способом справиться со своим страхом. Бывает и такое, что у ребенка очень строгие или же слишком занятые родители, поэтому он специально придумывает себе друга, который его понимает и во всем поддерживает. В некоторых случаях в общении с этим другом ребенок проигрывает свои отношения с мамой или папой, однако в их роли выступает он сам.

Тотемизм

Еще одна проторелигия, остатки которой можно обнаружить в наши дни в особенностях религиозных верований отсталых племен – тотемизм. Рассмотрим определение, особенности этого представления и сравним тотемизм и анимизм. Можно выделить такие отличительные черты:

  • Древние люди верили в то, что каждый человек (а также племя, род) имеет некоего предка – животное или растение, которое именуется тотемом.
  • Чаще всего тотемом становился тот представитель флоры или фауны, который обитал на территории проживания племени.
  • Между племенем и тотемным животным существовала мистическая связь.
  • Тотем оказывал покровительство своему племени.
  • Наличие системы табу – запретов. Так, тотемное животное нельзя было убивать на охоте или употреблять в пищу.

Появление этой проторелигии, как полагают исследователи, было связано с тем, что в жизни древних людей животные и растения были очень важны, служили основным источником пищи, без них было бы невозможным само существование человечества.

Тотемизм

Похож по своей природе на анимизм тотемизм. Людям свойственно было наделять душой не только окружающие предметы, но и животных, которые проживают рядом. Однако в одних племенах считали, что все животные обладают душой, в других же — только некоторые, так называемые тотемные животные, которым и поклонялось данное племя. Что касается душ животных, то считалось, что они также умеют переселяться. Интересным являлся тот факт, что многие верили: души умерших людей могут переселяться не только в нового человека, но также и в тотемное животное. И наоборот. Очень часто тотемное животное выступало в роли духа-хранителя данного племени.

Первобытный анимизм

Анимистические представления явля­ются первым опытом познания и самопознания.

Состояния человека

Ученые считают, что на развитие представлений об анимизме оказали влияние на­блюдения за собственными состояниями, за телесными ощущения­ми. Например, сновидения, болезнь, в конце концов, смерть. Наиболее богатую пищу для представлений о душе давали первобытным людям на­блюдения за сном и болезнью.

Архаическое сознание отмечало, что человек может быть живым или неживым. Душа как жизненная сила могла обитать в сердце человека, ассоциировалась с кровью, дыханием, то есть она связана с жизненными органами или функциями тела. Человек еще только начинал мыслить, но уже сумел понять, что жив, пока он дышит, пока бьется сердце. Потеря крови, остановка сердца, отсутствие дыхания означало утрату жизни. Вот почему первоначально душа — то, что делает объект живым, тесно связана с телесной природой.

Смерть

Человек пытался осмыслить, почему в одном случае после состояния обез­движенности его сородичи встают и продолжают выполнять свои повседневные обязанности, в других — навсегда остаются бездыхан­ными и молчащими. Считается, что сам факт смерти был осознан в культуре довольно поздно, у первобытных людей не было такого знания. Археологические находки неандертальских «погребений» в пещерах свидетельствуют, что умершего старались сохранить в об­щине, не давая ему уйти, исчезнуть из поля зрения. Только биоло­гическая опасность заражения вызвала необходимость изолировать покойного, чем, собственно, и объясняется появление разных форм обрядов захоронения.

Болезнь

Человек может быть болен. Нужно было понять, почему это происходит. Архаичное сознание нашло наиболее убедительные доводы, связав состояние человека с наличием некоей жизненной силы.

О духах

Зная, что анимизм — это вера в духов, стоит более подробно рассмотреть, что же об этом говорил сам Тейлор. Так, он считал, что данное верование в большей мере основывается на тех ощущениях, которые человек испытывает во время сна или особого транса. Сегодня это можно сравнить с теми ощущениями, которые присущи человеку, например, на смертном одре. Сам же человек существует в двух различных по своей природе единицах: это тело, материальная часть, и душа, нематериальная. Вот именно душа может покидать оболочку тела, переходить из одного состояния в иное, переселяться, т. е. существовать после смерти своего тела. Согласно теории Тейлора об анимизме, душа может гораздо больше, нежели просто отправиться в страну мертвых или загробный мир. При желании она может управлять живыми родственниками, связываться с ними через определенных личностей (например, шаманов) дабы передать послания, участвовать в различных праздниках, посвященных мертвым предкам и так далее.

Идея смерти в анимизме

Хотя среди последователей анимистических убеждений существует высокая степень изменчивости, многие из них поддерживают идею о том, что душа существует после смерти тела человека. Как только тело становится чем-то неодушевленным, Альпа отправляется в мир или космос, который гарантирует больший комфорт и благополучие.

В контрапункте, некоторые очень специфические области, такие как общины навахо в Северной Америке они утверждают, что эти души остаются на земле, иногда прибывая, чтобы стать злыми существами.

Наконец, есть определенные культуры, которые предпочли бы объединить эти два убеждения. По их словам, душа обязана покинуть этот мир. В противном случае, он становится призраком, обреченным бродить в остальное время его существования.

Чтобы этого не произошло, родственники умершего человека устраивают обширные похороны и дуэли, в которых поклоняются предкам, чтобы направлять их души.

Фетишизм

Еще одной проторелигией является фетишизм, то есть верование в то, что предмет материального мира выступает носителем высшей магической силы. Фетишем мог стать абсолютно любой предмет, которому первобытное сознание присвоило магические функции. Так, камень-валун, который чем-то привлек древнего человека, мог стать объектом поклонения.

Чаще всего такое верование в чистом виде можно встретить у африканских племен, которые поклоняются статуэткам богов, костям, растениям.

В чем различия фетишизма и анимизма? Эти формы верования скорее дополняют друг друга. Так, фетиш мог стать материальным воплощением некоего духа, поклоняясь ему, первобытный человек надеялся задобрить самого духа. Чаще всего фетишей, как и самих духов, было несколько, их просили о помощи, проводили ритуалы в их честь, благодарили за удачу на охоте.

Интересно, что остатки фетишизма можно проследить даже в ведущих мировых религиях. Поклонение святым мощам, иконам, статуям Христа и девы Марии – вот то, во что переросло это древнее верование. В буддизме существуют священные ступы, поклонение которым близко почитанию фетиша. Также фетишизм сохранился как вера в амулеты и талисманы.

Основное в теории Тейлора

В науку это понятие ввел философ Ф.Тейлор еще в конце XIX века. Сам же термин «анимизм» термин ввёл в обращение немецкий учёный Г.Э. Шталь. Тейлор считал данную форму верования слишком уж простой, присущей только самым древним племенам. И хотя это одна из архаических форм религии, в теории Тейлора было много несправедливого. Согласно его мнению, верования у древних народов развивались в двух направлениях. Первое: это желание размышлять над снами, процессами рождения и смерти, рассуждения после различных трансовых состояний (в которые входили благодаря разным галлюциногенам). Благодаря этому у первобытных людей складывались определенные мысли по поводу существования душ, которые несколько позже переросли в раздумья об их переселении, загробной жизни и т.д. Второе же направление было связано с тем, что древние люди готовы были одушевлять все их окружающее, анимировать его. Так, они считали, что деревья, небо, бытовые предметы – все это имеет также душу, чего-то желает и о чем-то думает, у всего этого есть свои эмоции и мысли. Позже, по мнению Тейлора, данные верования перерастали в политеизм – веру в силы природы, могущество умерших предков, а далее и вовсе в монотеизм. Вывод из теории Тейлора можно сделать следующий: по его мнению, анимизм – это минимум религии. И эту мысль за основу часто брали многие ученые различных направлений. Однако ради правды необходимо сказать, что его теория также имеет и слабые стороны, о чем могут свидетельствовать этнографические данные (далеко не всегда первые религии включают в себя анимистические верования). Современные же ученые говорят, что анимизм – это основа большинства сегодня существующих верований и религий, а элементы анимизма присущи многим людям.

Особенности верования

Какие же черты были присущи этому древнейшему верованию?

  • Вера в духов природных явлений.
  • Духов предков.
  • Наличие покровительственных сущностей.

Именно в рамках анимизма появился погребальный культ. Еще во времена кроманьонцев появилась традиция хоронить умерших в лучших украшениях, с оружием, предметами быта. Чем знатнее и уважаемее был почивший, тем больше орудия и оружия клали в его могилу. Казалось бы, зачем это делать, гораздо разумнее было бы передать эти вещи живым, использовать на охоте или в войне. Но древние люди уже имели какие-то представления о том, что после смерти физической оболочки его дух продолжит свой путь. И подобные ритуальные обряды подчеркивали дань уважения почившему.

Еще один пример – культ предков. Например, в Западной Новой Гвинее у примитивных народов ранее была традиция хранить в дом корвар – череп прародителя, который находился на почетном месте. Позднее череп был заменен на изображение предка. Считалось, что он оберегает жилище и приносит удачу членами рода.

Оба культа говорят о том, что наши предки верили в загробную жизнь, а их представления о мире не ограничивались только материальными.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
STELLA-CLOTHES
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: