Понятие беседы

Виды беседы

Виды беседы в психологии подразделяются на следующие:

  • индивидуальная;
  • групповая — в беседе принимают участие несколько испытуемых;
  • структурированная или формализованная;
  • стандартизированная — повышающая лёгкость обработки информации, но снижающая степень познания: не исключено неполное информирование;
  • нестандартизированная — проходит непринуждённо, подготовленные вопросы ставятся по обстоятельствам беседы, из-за чего повышается сложность обработки данных;
  • организационная: по способу проведения — по месту работы, жительства, в офисе психолога.

По инициативе выделяют следующие типы беседы:

  • управляемая — происходит по инициативе психолога, который поддерживает тему разговора. Непропорциональность инициативы может создавать закрытость респондента, упрощение ответов до односложных;
  • неуправляемая — возникает по инициативе ответчика и может принимать форму исповеди, а психолог занимается сбором необходимой информации в поставленных целях, используя умение выслушать.

Вербальное и невербальное общение

К важным вербальным навыкам психолога относится умение правильно формулировать и задавать вопросы, умение слушать ответы.

Давно доказана эффективность &#171,вы-подхода&#187,, при котором специалист задает вопросы не от первого лица, а ориентируясь на позицию собеседника.

Вместо &#171,Я считаю, что проблема в &#8230,&#187, , &#171,Ваша проблема, видимо, заключается в &#8230,&#187,. Или вместо &#171,Давайте поговорим о &#8230,&#187, , &#171,Вы, наверняка, хотите обсудить&#8230,&#187,.

Эта же концепция применяется и при обсуждении каких-либо фактов. Психолог утверждает что-то не от своего имени, а с позиции своего клиента. Например, он говорит: &#171,Как вам известно&#8230,&#187, вместо &#171,Я располагаю информацией&#8230,&#187,.

Также стимулировать активность испытуемого можно при помощи коротких реплик, выражающих одобрение, понимание, доброжелательность.

Подобные фразы несут в себе смысловое и эмоциональное значение, при этом, не сбивают человека с его мысли: &#171,Продолжайте&#187,, &#171,Понимаю&#187,, &#171,Это любопытно&#187,, &#171,Подробнее, пожалуйста&#187, и т.д.

Часто вместо поощрительных высказываний специалист использует &#171,говорящие&#187, невербальные сигналы.

Кивка головы, одобрительного взгляда или утвердительного жеста бывает достаточно для того, чтобы ободрить человека и склонить его к продолжению рассказа.

Поощрительные фразы и невербальные сигналы в психологии принято называть &#171,открывающими&#187,, поскольку они стимулируют развитие беседы, настраивают испытуемого на общение.

Негативное впечатление производят любые оценочные суждения, замечания, насмешки или излишне навязчивые вопросы. При таком поведении специалиста рассчитывать на эффективную коммуникацию не приходится.

Невербальное общение играет также существенную роль. К невербальным сигналам относятся:

  • мимика,
  • пантомимика,
  • жесты,
  • тембр голоса,
  • интонация,
  • поза,
  • дистанция и др.

Метод беседы – Психологос

Метод беседы — психологический вербально-коммуникативный метод, заключающийся в ведении тематически направленного диалога между психологом и респондентом с целью получения сведений от последнего.

Общие сведения

В психологической беседе происходит прямое взаимодействие психолога и респондента в форме устного обмена информацией. Метод беседы широко применяется в психотерапии. Его также используют в качестве самостоятельного метода в консультативной, политической, юридической психологии.

В процессе беседы психолог, будучи исследователем, направляет скрытно или явно разговор, в ходе которого задаёт опрашиваемому человеку вопросы.

Существует два вида беседы:

  • Управляемая
  • Неуправляемая

В ходе управляемой беседы психолог активно контролирует течение разговора, поддерживает ход беседы, устанавливает эмоциональный контакт.

Неуправляемая беседа происходит при большей в сравнении с управляемой отдаче инициативы от психолога респонденту.

В неуправляемой беседе основное внимание уделяется предоставлению респонденту возможности выговориться, при этом психолог не вмешивается или почти не вмешивается в ход самовыражения респондента. В случае и управляемой, и неуправляемой беседы от психолога требуется наличие навыка вербальной и невербальной коммуникации

В случае и управляемой, и неуправляемой беседы от психолога требуется наличие навыка вербальной и невербальной коммуникации.

Любая беседа начинается с установления контакта между исследователем и респондентом, при этом исследователь выступает как наблюдатель, анализирующий внешние проявления психической деятельности респондента.

Основываясь на наблюдении, психолог осуществляет экспресс-диагностику и корректирует выбранную стратегию проведения беседы. На начальных этапах беседы основной задачей рассматривается побуждение исследуемого субъекта к активному участию в диалоге.

К разрушению раппорта с респондентом или же к оказанию побочных внушений на респондента могут привести неосторожные высказывания со стороны психолога, выполненные, например, в форме приказов, угроз, нравоучений, советов, обвинений, оценочных суждений касательно сказанного респондентом, успокоений и неуместных шуток.

Рефлексивное слушание

Рефлексивное слушание — стиль ведения беседы, в котором предполагается активное речевое взаимодействие психолога и респондента.

Рефлексивное слушание используется с целью осуществления точного контроля правильности восприятия полученной информации.

Использование данного стиля ведения беседы может быть связано с личностными свойствами респондента (к примеру, низкий уровень развитости коммуникативных навыков), необходимостью установить то значение слова, которое имел в виду говорящий, культурными традициями (этикет общения в культурной среде, к которой принадлежат респондент и психолог).

Три основных приёма поддержания беседы и контроля получаемой информации:

  1. Выяснение (использование уточняющих вопросов)
  2. Перефразирование (формулировка высказанного респондентом своими словами)
  3. Словесное отражение психологом чувств респондента

Нерефлексивное слушание

Нерефлексивное слушание — стиль ведения беседы, в котором используется лишь необходимый с точки зрения целесообразности минимум слов и техник невербальной коммуникации со стороны психолога.

Нерефлексивное слушание применяется в тех случаях, когда существует необходимость дать субъекту выговориться.

Оно особенно полезно в ситуациях, где собеседник проявляет желание выразить свою точку зрения, обсудить волнующие его темы и где он испытывает трудности в выражении проблем, легко сбивается с мысли вмешательством психолога и ведёт себя закрепощённо в связи с разницей в социальном положении между психологом и респондентом.

Совмещение методов

Беседа успешно используется как составляющая основного метода, например опроса, наблюдения, тестирования, эксперимента. Объединение методов психологии — беседы, эксперимента, опроса, наблюдения — обеспечивает исчерпывающую информацию, которая характеризует исследуемую личность.

Эксперимент в психологии — это исследование в заданных условиях при помощи опосредованного вмешательства исследователя. Можно смоделировать искусственную ситуацию, обстоятельства, при которых испытуемый проявит себя характерным для него образом.

Результативность беседы отражает показатель общей культуры специалиста и зависит как от внимания к словам, так и от умения получать невербальные сведения. Содержание информации обоих типов позволяет правильно интерпретировать данные и усовершенствовать достоверность результатов. Успешно организованная беседа является гарантом точности полученных сведений.

Психология. Беседа — это в психологии метод исследования. Виды, достоинства и недостатки метода

Беседа
– это метод устного получения сведений от интересующего исследователя человека путем ведения с ним тематически направленного разговора.

Беседа широко применяется в медицинской, возрастной, юридической, политической и в других отраслях психологии. Как самостоятельный метод она особенно интенсивно используется в практической психологии, в частности в консультативной, диагностической и психокоррекционной работе. В деятельности практического психолога беседа часто играет роль не только профессионального метода сбора психологической информации, но и средства информирования, убеждения, воспитания.

Беседа как метод исследования неразрывно связана с беседой как способом человеческого общения, поэтому квалифицированное ее применение немыслимо без фундаментальных социально-психологических знаний, навыков общения, коммуникативной компетентности психолога.

В процессе общения происходит восприятие людьми друг друга, понимание окружающих и своего «Я», поэтому метод беседы теснейшим образом связан с методом наблюдения (как внешнего, так и внутреннего). Невербальная информация, получаемая при собеседовании, зачастую не менее важна и значима, чем информация вербальная. Нерасторжимая связь беседы с наблюдением – одна из характерных ее особенностей. При этом беседа, направленная на получение психологической информации и оказывающая психологическое воздействие на личность, может быть отнесена наряду с самонаблюдением к наиболее специфичным для психологии методам.

Отличительной особенностью беседы в ряду других вербально-коммуникативных методов является свободная, непринужденная манера исследователя, стремление раскрепостить собеседника, расположить его к себе. В такой атмосфере искренность собеседника значительно повышается. Вместе с этим возрастает адекватность данных по исследуемой проблеме, получаемых в ходе беседы.

Исследователь должен принимать во внимание наиболее распространенные причины неискренности. Это, в частности, опасение человека показать себя с плохой или смешной стороны; нежелание упоминать о третьих лицах и давать им характеристики; отказ раскрывать те стороны жизни, которые респонденту представляются интимными; боязнь, что из беседы будут сделаны неблагоприятные выводы; антипатия к собеседнику; непонимание цели беседы

Для успешного проведения беседы очень важное значение имеет начало разговора. Для установления и поддержания хорошего контакта с собеседником исследователю рекомендуется демонстрировать свой интерес к его личности, его проблемам, его мнениям

Следует избегать при этом открытого согласия или несогласия с собеседником. Свое участие в беседе, интерес к ней исследователь может выражать мимикой, позами, жестами, интонацией, дополнительными воп

Структура

Результативность беседы во многом зависит от целостности самого процесса. Вне зависимости от типа разговора общение подобного рода всегда имеет одинаковую структуру:

Введение. Вводная часть помогает положительно настроить испытуемого на продуктивное взаимодействие, поэтому она играет принципиальную роль

При этом важно, кто выступает инициатором разговора. Если инициатива принадлежит психологу, то его задача заключается в стимулировании заинтересованности объекта предметом разговора

Это достигается при помощи затрагивания предыдущего значимого опыта, планов на будущее, имеющихся переживаний и т.д. Психолог демонстрирует искреннюю заинтересованность, дружелюбие, желание помочь. Если инициативу проявляет респондент, то психологу остается лишь проявить готовность к разговору, гарантируя максимальную открытость и беспристрастность. Испытуемый оповещается о том, что вся предоставляемая им информация является строго конфиденциальной.
На начальном этапе разговора специалисту также необходимо «,прощупать», клиента , понять, какие речевые обороты, жесты и эмоции вызывают у него наиболее положительный отклик.

Обсуждение общих вопросов. На этом этапе стороны открыто говорят о вопросах, затрагивающих непосредственно тему беседы. Определяется круг проблем, которые необходимо обсудить. Психолог стремится получить больше конкретной информации , мысли, эмоции, события, факты. Это позволяет ему накопить определенные базовые данные, от которых можно будет отталкиваться впоследствии.

Подробное обсуждение темы. Здесь специалист уже переходит от обсуждения общих фактов и событий к тщательной проработке конкретных проблем. Это кульминационный момент всей процедуры, от успешности которого зависит результативность исследования. Психолог на данном этапе должен действовать максимально профессионально , задавать грамотные вопросы, внимательно выслушивать ответы на них, тщательно анализировать поведение испытуемого. На данном этапе часто применяется метод сократической беседы: испытуемому задаются особые вопросы, способствующие работе мышления, концентрации, поиску истины, пониманию ключевых вопросов.

Завершение. Специалист старается постепенно ослабить накал эмоций и подвести респондента к окончанию разговора. В этот момент уместно выражение признательности за сотрудничество, если исследование носит однократный характер.

В случае, когда предполагается продолжение общения, желательно поддерживать в собеседнике готовность продолжить диалог на заданную тему в дальнейшем.

Приведенные фазы не имеют жестких границ и могут плавно переходить друг в друга

При этом важно сохранять последовательность блоков, поскольку хаотичный характер разговора ухудшит качество общения между сторонами и приведет к снижению достоверности полученных данных

Метод исследования и психодиагностики

Беседа позволяет при помощи определенных приемов и методов исследовать изучаемый объект и получить максимально достоверную информацию о нем. Существует два варианта проведения исследования:

  1. Управляемая беседа. Психолог занимает активную позицию , задает вопросы, определяет тему, устанавливает эмоциональный контакт с испытуемым.
  2. Неуправляемая беседа. Респондент получает право самостоятельно определять тему разговора. Часто вместо диалога получается монолог. Психолог старается дать испытуемому возможность выговориться, практически не вмешиваясь в процесс.

Эффективность диалога как метода исследования напрямую зависит от наличия у специалиста соответствующих навыков вербальной и невербальной коммуникации.

Требуется умение грамотно строить диалог, внушать доверие оппоненту, достоверно определять значение его невербальных сигналов и т.д.

Важнейший навык , соблюдение чистоты исследования. Любые нерелевантные вербальные или вербальные внешние сигналы могут повлиять на состояние испытуемого, изменить его отношение к процессу.

Например, агрессия, осуждение или насмешки со стороны психолога могут привести к потере доверия.

Беседа также является важной психодиагностической процедурой. Во время диалога специалист выступает в качестве стороннего наблюдателя, который анализирует внешние проявления психической деятельности объекта и делает соответствующие выводы

В зависимости от реакций, демонстрируемых респондентом, интервьюер может корректировать выбранную модель поведения, подстраиваясь под потребности своего оппонента.

При грамотном проведении подобной психодиагностики специалист может рассчитывать на получение достоверных данных о личности респондента.

Следует отметить, что беседа является одним из самых сложных способов устного взаимодействия профессионала со своим клиентом.

В определенной степени это экспромт, при котором положительный результат может получить только человек с определенным практическим опытом и значительным багажом теоретических знаний.

Большое значение имеет и правильная организация самого процесса: наличие плана диалога, определение четкой цели разговора, создание благоприятной обстановки, выбор наиболее удобного способа регистрации ответов, проявление такта и уважения, внимание к вербальным и невербальным сигналам

Вопросы психологов на собеседовании

Существует три способа постановки психологами вопросов:

  1. Закрытые. Это вопросы, на которые можно ответить только «,да», или «,нет»,. Например: «,Это ваше окончательное мнение?», Они значительно сужают пространство для маневра, заставляют полностью сконцентрироваться на ответе. Часто при ответе на подобные вопросы человек неосознанно занимает оборонительную позицию, поскольку доминирующая роль принадлежит интервьюеру.
  2. Открытые. Здесь недостаточно дать отрицательный или утвердительный ответ, поскольку вопрос предполагает развернутое объяснение. Например: «,Почему вы так считаете?», В данном случае активную позицию в разговоре занимает респондент, который получает возможность самостоятельно строить свою речь и определять ответ на вопрос. Соответственно, диалог на некоторое время превращается в монолог.
  3. Выясняющие. Исследователь обращается к оппоненту, желая уточнить полученную от него информацию. В итоге человека вынуждают вновь возвращаться к озвученным ранее сведениям и более тщательно обдумывать свой ответ. Наилучший выясняющий прием , перефразирование. Психолог передает респонденту его же слова, но в другой форме. Например: «,Если я правильно понял, вы говорили о том&#8230,»,.

Беседы при работе с детьми

Определенные трудности в применении метода беседы возникают у психолога при работе с детьми. В этом случае стандартизованное интервью используется редко. Психолог стремится к более естественным формам беседы (диагностическому интервью). У детей чаще всего отсутствует какая-либо мотивация общения с психологом и поэтому не всегда удается сразу установить с ними контакт, так необходимый при проведении беседы. В этих случаях у психолога должны быть под рукой яркие игрушки, цветные карандаши, бумага и другие занимательные вещи, которые вызывают интерес ребенка и склоняют его к общению.

В беседе с детьми очень важную роль играет правильно сформулированный вопрос. Как уже говорилось выше, вопросы являются основными элементами в структуре беседы. Они чаще всего распределяются на три группы:

прямые («Ты боишься грозы?»);

косвенные («Что ты делаешь, когда бывает гроза?»);

проективные («Дети боятся грозы? Ну а как ты?»).

Косвенные и проективные вопросы помогают выявить такие особенности, которые трудно поддаются осознанию. Их можно использовать, чтобы исключить социально желательные ответы

Проводя беседу, очень важно по отношению к ребенку занять правильную позицию, и больше всего здесь подходит принцип недирективной психотерапии:

психолог должен создать человеческое тепло, полное понимания отношение к ребенку, позволяющее как можно раньше установить контакт;

он должен принимать ребенка таким, каков он есть;

своим отношением он должен дать ребенку почувствовать атмосферу взаимного доверия, чтобы ребенок мог свободно проявлять свои чувства;

психолог должен тактично и бережно относиться к позициям ребенка, он ничего не осуждает, но в то же время и не оправдывает, однако при этом все понимает.

Регистрация ответов не должна нарушать общение и тормозить детскую непосредственность. Более предпочтительно использовать запись от руки, чем магнитофонную, поскольку она позволяет сохранить естественность ситуации, меньше отвлекает ребенка, не сковывает. В процессе беседы следует отмечать и такие моменты, как паузы, интонации, тон, темп речи и т. п.

Также читайте:

Группа и ее структурная организация Характеристики внимания. Виды внимания Ограничение Я Психическое развитие ребенка: факторы биологический, социальный и средовой Учение античных врачей

Вопрос № 26 Метод беседы (интервьюирование). Характеристика беседы как метода исследования.

Беседа — один из
основных методов психологии и педагогики,
кото­рый предполагает получение
информации об изучаемом явлении в
логической форме как от исследуемой
личности, членов изучаемой группы, так
и от окружающих людей. В последнем случае
беседа вы­ступает как элемент метода
обобщения независимых характеристик.
Научная ценность метода заключается в
установлении личного кон­такта с
объектом исследования, возможности
получить данные опе­ративно, уточнить
их в виде собеседования.

Беседа
может быть формализованной и
неформализованной. Формализованная
беседа
предполагает
стандартизированную поста­новку
вопросов и регистрацию ответов на них,
что позволяет быстро группировать и
анализировать полученную информацию.
Неформа­лизованная
беседа
проводится
по нежестко стандартизированным
вопросам, что дает возможность
последовательно ставить дополнительные
вопросы, исходя из сложившейся ситуации.
В ходе беседы этого вида, как правило,
достигается более тесный контакт между
ис­следователем и респондентом, что
способствует получению наиболее полной
и глубокой информации.

В практике
психолого-педагогических исследований
выработаны определенные правила
применения метода беседы:

  • беседовать только
    по вопросам, непосредственно связанным
    с ис­следуемой проблемой;

  • формулировать
    вопросы четко и ясно, учитывая степень
    компе­тентности в них собеседника;

  • подбирать и ставить
    вопросы в понятной форме, побуждающей
    респондентов давать на них развернутые
    ответы;

  • избегать некорректных
    вопросов, учитывать настроение,
    субъек­тивное состояние собеседника;

  • вести беседу так,
    чтобы собеседник видел в исследователе
    не ру­ководителя, а товарища,
    проявляющего неподдельный интерес к
    его жизни, думам, чаяниям;

  • не проводить беседу
    второпях, в возбужденном состоянии;

  • выбирать такое
    место и время проведения беседы, чтобы
    никто не мешал ее ходу, поддерживать
    доброжелательный настрой.

Беседа — самостоятельный
или дополнительный метод исследования,
применяемый с целью получения необходимой
информации или разъяснения того, что
не было достаточно ясным при наблюдении.
Беседа проводится по заранее намеченному
плану с выделением вопросов, требующих
выяснения. Беседа ведется в свободной
форме без записывания ответов собеседника.
Разновидностью беседы является
интервьюирование, привнесенное в
педагогику из социологии. При
интервьюировании исследователь
придерживается заранее намеченных
вопросов, задаваемых в определенной
последовательности. Во время интервью
ответы записываются открыто. Беседу и
интервью называют опросом «лицом к
лицу».

Интервью

разновидность метода опроса, специальный
вид целена­правленного обшения с
человеком или группой людей.

В основе интервью
лежит обычная беседа. Однако, в отличие
от нее, роли собеседников закреплены,
нормированы, а цели определя­ются
замыслом и задачами проводимого
исследования.

Специфика
интервью
состоит в том, что исследователь
определя­ет заблаговременно лишь
тему предстоящей беседы и основные
во­просы, на которые он хотел бы
получить ответы. Все необходимые
сведения, как правило, черпаются из
информации, полученной в процессе
общения лица, берущего интервью
(интервьюера), с лицом, дающим его. От
характера этого общения, от тесноты
контакта и сте­пени взаимопонимания
сторон во многом зависит успех интервью,
полнота и качество полученной информации.

Интервью имеет
свои достоинства и недостатки по
сравнению с анкетированием. Главное
различие между ними — в форме контакта.
При анкетировании общение исследователя
и опрашиваемого опо­средуются анкетой.
Вопросы, содержащие в ней, их смысл
респон­дент интерпретирует самостоятельно
в пределах имеющихся у него знаний. Он
формирует ответ и фиксирует его в анкете
тем способом, который указан в тексте
анкеты, либо объявлен лицом, проводящим
опрос. При проведении интервью контакт
между исследователем и человеком —
источником информации, осуществляется
при помощи специалиста (интервьюера),
который задает вопросы, предусмотрен­ные
программой исследования, организует и
направляет беседу с респондентами, а
также фиксирует полученные ответы
согласно ин­струкции.

Результативность
беседы и интервьюирования во многом
зависит от содержания и структуры
задаваемых вопросов. План беседы и
интервью — это перечень вопросов
(вопросник). Этапы составления вопросника:

  • определение
    характера информации, которую необходимо
    получить;

  • составление
    приблизительного ряда вопросов, которые
    должны быть заданы;

  • составление первого
    плана вопросника;

  • предварительная
    его проверка путем пробного исследования;

  • исправление
    вопросника и окончательное его
    редактирование.

Виды бесед

Подобный способ исследования может несколько отличаться по характеру и форме, поэтому существует клиническая беседа, а также интервью. Для второго вида беседы характерным является прямой контакт с пациентом. По форме интервью бывает:

  • свободное — не предполагающее детальных вопросов;
  • беседа, которую желают стандартизировать, предполагает четкий план с определенной стратегией и варианты возможных ответов;
  • частично стандартизированное проводится со стойкой стратегией, однако, тактика выбирается более свободная.

Отличием клинической беседы является то, что она помогает индивиду разобраться в самом себе и понять собственное поведение.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
STELLA-CLOTHES
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: